Весь мир театр, В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. В. Шекспир
Театр – это зрелище - действо на сценической площадке - Жизнь разыгранная на сцене, где показаны определённые её стороны Театр, как макет жизни.
Что является главным в театре? Наличие пьесы и актёров - исполнителей Что является главным в актёрской игре? Речь актёров и их действие. Что важнее: текст речи актёра или его действие?
Общение между людьми и восприятие информации: на 10 % состоит из слов на 30 % - из интонации на 60% - из невербального (неречевого) поведения Из учебника по менеджменту
Инструменты театра: Действие: невербальное поведение : внешнее и внутреннее - «Актёрские оценки» - дают право на речь. речь: смысл, интонация. Действие словом: убеждаю, жалуюсь, ною, внушаю, ухожу и т. д. видео ряд : костюм, декорации, мизансцены, свет, видео материал. атмосфера, музыка.
ИНСЦЕНИРОВКА – переработка литературного материала для постановки на сцене. 1-ый способ – превращение прозы в пьесу. – Прямой текст расписывается по ролям 2-ой способ – превращение литературного текста в сценическое действие. (стихов, описания, рассуждения, повествования) Приём Бертольда Брехта в сценариях. «Принцип отчуждения» и введение зонгов. 3-ий способ – инсценировка как театрализованное представление – агитбригада, суд, конкурс, чествование юбиляра, парад на площади и т. д.
Мастерство актёра Техника актёрской игры - две составляющие: ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ Мимика, жесты, пластика, мышление, чувства, РЕЧЬ эмоции Невербальное поведение (неречевое – минус речь) внешнее и внутреннее К. С. Станиславский – назвал этот процесс «АКТЁРСКИЕ ОЦЕНКИ» Каждая секунда жизни актёра на сцене складывается из этих процессов внутреннего и внешнего.
Разберём ВНУТРЕННИЙ процесс. 1.Каждую секунду жизни человек ВИДИТ, СЛЫШИТ, ОЩУЩАЕТ. 2. Обдумывает увиденное, услышанное – ОЦЕНИВАЕТ 3. ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ И только потом – переходит на ВНЕШНИЙ процесс - действует (мимика, жесты, пластика и сама речь) ВЫВОД: Внешний процесс – результат внутреннего. В актёрской игре важно точно, органично, прожить все процессы, не пропуская даже момент «принятия решения».
В жизни мы стараемся скрыть внутренние психологические моменты, они протекают сами собой, незаметно. На сцене же все процессы должны быть яркими, видными с последних рядов зала, интересными, соответствовать характеру героя. Но все они должны быть ОРГАНИЧНЫМИ (не переиграть и не доиграть), соответствовать жанру спектакля - в этом и состоит мастерство актёра. Формула гениальной игры актёра по Станиславскому: ВНЕШНЕЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ВНУТРЕННЕМУ. « От ВНЕШНЕГО к ВНУТРЕННЕМУ. Если что-то изменилось во внешнем, должно меняться и внутри, и наоборот. ….»
РАССМОТРИМ ТЕХНИКУ РЕЧИ –ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Здесь важны: 1) АРТИКУЛЯЦИЯ - правильная работа речевого аппарата, 2) ДИКЦИЯ – правильное, чёткое, понятное произношение звуков и слов речи, 3) ЗВУКОВОЙ ПОСЫЛ, рассчитанный на аудиторию. В сценической речи важнейшее место занимает ИНТОНАЦИЯ. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТОНАЦИИ: 1.УДАРЕНИЕ – (подчёркиваем слово) __________; 2.ПАУЗА – III - (большая пауза) I (обычная пауза) и галочка.- малая – цезура 3.ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ голоса - (стрелки вверх и вниз) 4.ТОН - эмоциональная окраска голосом: торжественная, ироничная и тд. 5.ЧУВСТВЕННАЯ ИНТОНАЦИЯ – душевная окраска, наше личное отношение к сказанному (модальность).
УДАРЕНИЕ 1. Фразовое – в русском языке – на конце предложения. Дорога шла лесом. 2. Тактовое – в конце части предложения. Дорога шла лесом, потом полем и спускалась к реке. 3. Логическое, смысловое – важнейшее ударение говорящего. Упр. – Поставьте ударения на разные слова и увидите, как изменяется смысл того, о чём говорите. Вы обещали мне купить билет в театр. Логическое ударение может совпадать с тактовым, может не совпадать, где его ставить решает сам говорящий, но именно оно делает вашу речь убедительной. ПАУЗА Делая ударение на слово, мы заключаем его в паузу. Аристотель: «Пауза – это тоже красноречие». Если хотите выделить слово, заключите его в паузу. Но пауза должна быть не пустой, а наполненной внутренней и внешней техникой. В паузе зритель считывает важную невербальную информацию. Чем лучше актёр, тем длиннее его пауза в его игре.
ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ ГОЛОСА. Очень интересное речевое средство оратора. В длинном предложении на каждом такте невольно всё повышается и повышается голос и, только в конце фразы он падает вниз. Если специально сделать интонационную градацию - «лесенку», повышая голос, на каждом слове, как по ступенькам вверх. Затем на кульминации - большая (прожитая) пауза, а потом «лесенка» вниз, то впечатление от произнесённого текста удивительно эффективно и интересно. В. Маяковский разбил строчки своих стихов, построчно отделив слова. Читая его стихи, мы невольно используем интонационную «лесенку», и стихи становятся выразительными и необычно ритмичными. «Ворвались На ковры, Под раззолоченный кров, Каждой лестницы, Каждый выступ Брали, Перешагивая через юнкеров». (Далее упражнения с текстами)