Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебное занятие: целеполагание, формы, методы, средства обучения и контроля Методический семинар.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебное занятие: целеполагание, формы, методы, средства обучения и контроля Методический семинар.
Advertisements

Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
Семинар на тему: «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО.
При организации Самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими документами: Положение о самостоятельной работе студентов; Положение.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Транксрипт:

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебное занятие: целеполагание, формы, методы, средства обучения и контроля Методический семинар

Содержание учебно-методического комплекса Нормативный блокМетодический блок Методологические документы Учебно-программная и планирующая документация Средства обученияСредства контроля Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, профессии. Локальные акты, стандарты, нормативные требования, критерии. Рабочий учебный план. Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля. Планы занятий учебных дисциплин, МДК ПМ (теоретических, практических, лабораторных). Планы занятий учебной практики. Для педагога: методические рекомендации по целеполаганию, планированию учебно- воспитательного процесса, выбору методов, разработке средств обучения и контроля; учебно-методическое обеспечение; учебно-техническая документация; учебно-материальное оснащение. Для студентов: учебные пособия; указания по выполнению практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ; инструкционно-технологические карты; материалы для участия в ролевых и деловых играх; учебно-материальное оснащение рабочих мест. вопросники для проведения фронтального опроса, организации бесед; тесты; сборники упражнений; задачники; тексты диктантов; карточки-задания для индивидуального опроса; вопросы для подготовки рефератов, докладов, заданий для проведения контрольных работ, зачетов; экзаменационные билеты; перечни выпускных практических квалификационных, письменных экзаменационных, дипломных и курсовых работ, индивидуальных творческих заданий.

это основная форма организации учебного процесса, оно имеет целостную структуру, постановку четких целей и задач Учебное занятие Учебное занятие –

Виды учебного занятия: Виды учебного занятия: урок; лекция; семинар; лабораторная работа; практическое занятие; консультация; конференция; тьюториал; игра; тренинг и т.д.

это организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства, направленные на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач Урок –

Для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника техникума по данной дисциплине формулируется образовательная (предметная) цель урока направленная на формирование общих и профессиональных компетенций средствами своей дисциплины

Образовательная цель состоит из Образовательная цель состоит из воспитательной, развивающей и обучающей целей

Биологически обусловленные свойства Психические процессы ОпытНаправленность Особенности нервной системы, тип темперамента; половые особенности; возрастные особенности. Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, воля, эмоции, чувства. Знания Умения Навыки Привычки Влечения Желания Склонности Интересы Убеждения Мировоззрения Нравственность Пути формирования ТренировкаРазвитиеОбучениеВоспитание Образовательные цели Учет индивидуальных особенностей личности в образовательном процессе РазвивающаяОбучающаяВоспитательная Личность

Воспитательная цель урока Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду

воспитание положительной мотивации к изучаемой дисциплине, к профессии в целом, убежденности в ее значимости, уважения к людям труда, специалистам высокого класса, профессионального достоинства, ориентации на успех, корпоративной культуры, коммуникативных навыков, толерантности, эмпатии. Воспитательная цель урока -

Развивающая цель урока Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, эмоции и чувства – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, в том числе учебной и производственной.

Развитие профессионально-значимых психофизиологических свойств личности: наглядно- действенного, практического мышления; мыслительных операций анализ, конкретизация, сравнение, обобщение, синтез; воссоздающего воображения; произвольного и послепроизвольного внимания; зрительной, смысловой, двигательной памяти; нравственных чувств коллективизма, ответственности, долга, эстетических чувств и качеств (аккуратность, чистоплотность), интеллектуальных чувств любознательности, стремления к новому, прогрессивному, удовлетворения от хорошо выполненной работы Развивающая цель урока

Обучающая цель урока Обучение – процесс управления познавательной деятельностью обучающихся со стороны педагога, ведущий к усвоению обучающимися определенной деятельности

Например, «Сформировать профессиональную компетенцию по…………..» Практикум: Обучающая цель урока

Дидактическая цель урока После изучения темы вы будете уметь: знать:

Основные типы уроков теоретического обучения урок усвоения новых знаний; урок совершенствования и закрепления знаний; повторительно-обобщающий урок; контрольно-проверочный урок; комбинированный урок.

вводный тип; урок по выполнению трудовых приемов и операций; урок по выполнению простых комплексных работ; урок по выполнению сложных комплексных работ; контрольно-проверочный. Основные типы уроков учебной практики

Структура урока Дидактическая Методическая Логико-психологическая

Дидактическая структура урока Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий Формирование новых понятий и способов действий Применение знаний, формирование умений и опыта Дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности педагога выступает в виде общего алгоритма организации урока

Логико-психологическая структура урока Воспроизведение 1. Воспроизведение и восприятие известного знания. Осознание 2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуации. Восприятие 3. Восприятие новых знаний и способов действий. Осознаниеосмысление 4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового. Обобщение 5. Обобщение элементов знания и способов действий. Применение 6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях.

Методическая структура урока форм, методов, методических приемов, средств обучения и контроля, видов деятельности Методическая структура урока обязывает педагога планировать применение различных форм, методов, методических приемов, средств обучения и контроля, моделирование различных видов деятельности педагога и обучающегося Методическая структура урока носит вариативный характер

это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся направленная на достижение заданной цели обучения Метод обучения (от греч. metodos – буквально путь к чему либо) –

Методы обучения Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Словесный Наглядно- демонстрационный Практический Методы контроля

это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Методический прием Методический прием –

Методические приемы словесного метода: повествование (сюжетный рассказ, конспективное повествование, образное повествование, информативного сообщения ); описание (картинное описание, аналитическое описание ); характеристика (образная характеристика, аналитическая характеристика, сравнительная характеристика, обобщающая характеристика); работа с учебником в традиционной методике (краткие тезисы); рассуждение; объяснение и т.д.

это объекты, созданные человеком, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития Средства обучения –

Средства обучения Для педагога:Для студента: вопросники для проведения фронтального опроса, организации бесед; тесты; сборники упражнений; задачники; тексты диктантов; карточки-задания для индивидуального опроса; вопросы для подготовки рефератов, докладов, заданий для проведения контрольных работ, зачетов; экзаменационные билеты; перечни выпускных практических квалификационных, письменных экзаменационных, дипломных и курсовых работ, индивидуальных творческих заданий. методические рекомендации по целеполаганию, планированию учебно- воспитательного процесса, выбору методов, разработке средств обучения и контроля; учебно-методическое обеспечение; учебно-техническая документация; учебно-материальное оснащение.

Средства контроля Вопросники для проведения фронтального опроса, организации бесед. Тексты технических диктантов. Тесты. Карточки-задания для индивидуального опроса. Вопросы для подготовки рефератов, докладов. Задания для проведения контрольных работ, зачетов. Экзаменационные билеты. Перечни выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ. Перечни индивидуальных творческих заданий.

Методы мотивации Обеспечение интереса к информации или виду деятельности. Воспитание убежденности в значимости информации или данного вида деятельности. Создание ситуации познавательной новизны. Соревновательный метод. Поощрение. Создание ситуации успеха. Эмоциональное воздействие.

Формы и методы самостоятельной работы по поиску и применению учебной информации Выполнение работы по индивидуальной карточке-заданию. Поиск запланированных ошибок в учебном тексте. Составление плана ответа по изучаемому материалу. Составление конспекта. Составление опорного конспекта. Составление тезисов ответа. Ранжирование предметов, явлений, событий, действий по их значимости. Диктант, в т.ч. хронологический, физический, математический и др. Работа над текстом с пропущенными терминами, датами и др. Выполнение чертежей, эскизов, рисунков. Составленных схем, сборочных узлов и др. Заполнение таблиц. Работа с контурными картами.

Составление текста по карте, картине, иллюстрации, схеме. Упражнение на правильное произношение и написание терминов. Составление последовательности (алгоритма) трудовых действий. Оформление технологической и технической документации в соответствии с нормативной базой. Заполнение бланков нормативной документации. Составление сравнительной характеристики предметов, явлений, событий, действий. Аналитическая обработка текстов (аннотирование, рецензирование, реферирование). Решение задач и упражнений по алгоритму (образцу). Решение вариативных задач и упражнений. Выполнение практического задания. Выполнение лабораторных исследований. Формы и методы самостоятельной работы по поиску и применению учебной информации

Формы контроля на учебных занятиях Тестирование. Фронтальный устный опрос. Индивидуальный устный опрос у доски (связный рассказ). Письменный опрос по индивидуальной карточке-заданию. Оценивание результатов работы над учебным текстом с запланированными ошибками. Проверка плана ответа по теме. Проверка качества составленного конспекта. Проверка качества составленного опорного конспекта. Проверка тезисов ответа. Оценивание результатов работы по ранжированию предметов, явлений, событий, действий по их значимости. Проверка диктанта, в т.ч. хронологического, физического, математического и др. Оценивание результатов работы над текстом с пропущенными терминами, датами и др. Проверка выполненных чертежей, эскизов, рисунков. Проверка составленных схем, сборочных узлов.

Проверка правильности заполнения таблиц. Оценивание результатов работы с контурными картами. Проверка текста, составленного по карте, картине, иллюстрации, схеме. Контроль правильности произношения и написания терминов. Проверка работы по составлению последовательности (алгоритма) трудовых действий. Контроль за оформлением технологической и технической документации в соответствии с нормативной базой. Проверка заполнения бланков нормативной документации. Проверка составления сравнительной характеристики предметов, явлений, событий, дейсвий. Проверка итогов процесса аналитической обработки текстов (аннотирование, рецензирование, реферирование). Проверка качества решения задач и упражнений по алгоритму (образцу). Проверка качества решения вариативных задач и упражнений. Контроль в форме оценивание выполнения практического задания. Контроль в форме оценивания отчета о результатах лабораторных исследований. Формы контроля на учебных занятиях

Формы и методы внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка реферата, доклада для выступления на семинаре, конференции. Написание эссе, изложения, сочинения. Разработка инструкционно-технологических карт. Разработка учебного пособия, в т.ч. электронного, презентаций и др. Разработка сценариев деловых игр, конкурсов и др. Подготовка к участию в деловых играх, конкурсах и др. Составление проспектов, памяток, рекомендаций, инструкций и др. Создание проектов, моделей и пр. Изготовление макетов, муляжей и др. Изготовление альбомов, каталогов, конфекционных карт. Изготовление плоскостных наглядных пособий. Опытно-экспериментальная, исследовательская и экспериментально-конструкторская работа.

35 Контрольные процедуры после освоения учебного материала каждого занятия общепрофессиональной (общеобразовательной) дисциплины, в т.ч. лабораторных и практических Входной контроль по определению исходного уровня знаний и умений по их применению Схема организации мониторинга освоения программы общепрофессиональной (общеобразовательной) дисциплины Контрольные процедуры после освоения каждой темы ОПД (ООД), включая проверку внеаудиторных самостоятельных заданий Дифференцированный зачет (экзамен) по ОПД (ООД) * Дифференцированный зачет проводится путем опроса и выставления оценки после выполнения всех заданий

36 Контрольные процедуры после освоения учебного материала каждого занятия, темы, раздела, МДК в целом. Входной контроль по определению исходного уровня знаний и умений по их применению Схема организации мониторинга освоения программы профессионального модуля Контрольные процедуры (вводный, текущий, заключительный инструктажи) на занятиях учебной практики и в период проведения производственной практики на рабочих местах Квалификационный экзамен по итогам освоения профессионального модуля

Квалификационный экзамен предполагает проверку теоретических знаний МДК и выполнение практической квалификационной работы по видам деятельности профессионального модуля

По итогам производственной практики выполняется выпускная практическая квалификационная работа, соответствующая теме дипломной работы (дипломному проекту)