Фундаментальное ядро содержания общего образования Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Advertisements

Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе» РОМАНОВА Л.С. РОМАНОВА Л.С.
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Транксрипт:

Фундаментальное ядро содержания общего образования Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г г Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» 3. ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Основы ФГОС Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

В структуре стандартов второго поколения в отличие от стандартов первого поколения нет содержания образования Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Фундаментальное ядро- результат работы РАН. Не вошло в структуру ФГОС Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Фундаментальное ядро- некий контур содержания образования по каждому школьному предмету(не жесткий, детализированный набор элементов содержания, а ключевые системообразующие элементы, составляющие ориентиры школьного образования) Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Определение Фундаментального ядра содержания общего образования важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования. Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Фундаментальное ядро система ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Фундаментальное ядро содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базовых учебных планов, программ, учебно- методических материалов и пособий Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Фундаментальное ядро определяет основные понятия и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Фундаментальное ядро должно содержать в себе как определённый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т.д., так и обобщенные способы познавательной и практической деятельности

В чём особенности и принципиальные отличия от обязательного минимума содержания образования ФГОС первого поколения? Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Обязательный минимум-это набор дидактических единиц, которые учитель должен преподать ученику и на освоении которого формулируются требования к уровню подготовки выпускников; Фундаментальное ядро-это набор ключевых понятий, идей. Фактов. Которые являются существенными, важными для человека, закладывают базу его непрерывного образования в течении всей его жизни

Фундаментальное ядро позволяет реализовать важнейшие требования общества: · сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; · обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; · достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; · формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования: · «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич); · выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); · культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); · системно- деятельностного подхода (Д. Б. Эльконин,Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов). Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

I этап (допредметный) формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. II этап предметный определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. III этап создание учебных материалов. IV этап организация процесса обучения. V этап присвоение учениками нового содержания. Культурологический подход: Методист ОМЦ ЗелОУО Лотова Н.С.

Рамочные ограничения: Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей

Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г

Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Общая характеристика УУД способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

24 Универсальные учебные действия Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные универсальные действия Самоопределение: 1. Определение человеком своего места в обществе и жизни в целом; 2. Выбор ценностных ориентиров; 3. Определение своего «способа жизни» и места в обществе.

Личностные универсальные действия Поиск и установление личностного смысла учения («значения для себя») обучающимися на основе устойчивой системы учебно – познавательных мотивов; Понимание границ, того «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Смыслообразование:

Личностные универсальные действия Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально- нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Личностн ые Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, событий в книге; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др.

29 Регулятивные универсальные действия Целеполагание; Планирование; Прогнозирование; Контроль; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция.

Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Регулятив ные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция участие в проектах; диспут; задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках;

Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Способы и формы формирования, типовые задачи Регулятив ные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция взаимоконтроль и взаимооценка; задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.

Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации; Знаково-символические; Моделирование

Познавательные универсальные действия 2. Логические Анализ с целью выделение признаков; Синтез как составление целого из частей: Выбор оснований и критериев для сравнения; Подведение под понятие; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные универсальные действия 3. Действия постановки и решения проблем Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

35 Коммуникативные действия Планирование; Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнёра; Умение выражать свои мысли; Владение формами речи.

Состав коммуникативных действий 1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. 2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. 6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.