ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «ПУТЬ К СОТВОРЧЕСТВУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).
Advertisements

К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –
«Кому на Руси жить хорошо». Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Зачетная система на уроках литературы как одна из эффективных форм изучения классических произведений 19 века.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
Опорно-схематические конспекты на уроках литературы.
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Бартова Т.А.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «ПУТЬ К СОТВОРЧЕСТВУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Образование – это путь в будущее, это Образование – это путь в будущее, это способ жизни. Это надежда на преодоление глобального кризиса современной цивилизации, на создание необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития человечества. Современное образование предполагает открытость будущему, его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера.

Цели проекта СФОРМИРОВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЕЕ СУЩНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ТЕМЫ, КОТОРЫЙ ОТПЕЧАТЫВАЕТСЯ В ПАМЯТИ, ВЫСТРАИВАЕТ ЦЕПОЧКУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ – АССОЦИАЦИЙ СОЗДАТЬ ОРИЕНТИР И СТИМУЛЯТОР ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ РАБОТЫ Современная концепция образования в своей основе содержит такую цель, как создание образованного интеллектуального общества, и относит это к разряду национального богатства. Продекларирована ценность духовного здоровья человека и от учителей требуется воспитать учеников, стремящихся к творчеству, умеющих решать нестандартные задачи. Сегодня перед школой поставлена задача воспитать патриота, личность, которая может быть ответственна перед собой и обществом, гражданина, уважающего права и свободы человека. Но как это сделать? Сегодня учитель литературы оказывается зажатым между необходимостью постоянно доказывать, что нельзя уменьшать часы литературы в курсе школьной программы, и современным школьником, на которого огромным потоком из средств массовой информации льется развлекательно-криминальная информация. К сожалению, сегодня урок литературы – это почти единственный «островок» нравственности и духовности в школе, где еще продолжается борьба за сердце подрастающего человека. От того, как сегодня учитель-словесник сумеет разбудить всё лучшее в ребенке, завтра будет зависеть нравственный климат в стране. Все вышесказанное заставляет меня постоянно идти в ногу со временем, экспериментировать, использовать элементы современных педагогических технологий. Основной принцип каждого урока – это принцип «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

В последнее время на уроках литературы в старших классах я достаточно часто использую опорные схемы-конспекты. Особенно они помогают учащимся при изучении крупных произведений. Каждый урок литературы подобен лестнице, и опорная схема-конспект – это лишь первая, базовая ее ступенька, с которой необходимо подниматься выше, к философскому постижению изучаемого текста. Каждый объемный роман – это целый мир мыслей и чувств. Грамотно построенная опорная схема- конспект помогает систематизировать прочитанное, представить огромный и разнородный поток мыслей и образов как целое, как единую систему. Ведь опорная схема-конспект – это не что иное, как изображение сущности и взаимодействия составляющих этой системы. При изучении произведений опорной схеме уделяется всего лишь пять – восемь минут, а потом дискуссии, споры, поиски… В процессе диалога возникает множество вопросов, учитель предлагает различные творческие задания. На тех уроках, на которых используются такие схемы, учитель постоянно говорит: «Все ответы есть в тексте. Читайте, находите, аргументируйте свою точку зрения.» Такая совместная работа учителя-ученика – это поиск, стремление заинтересовать ребят классикой, научить задумываться над жизнью и своим местом в ней, находить ответы «на вечные вопросы» в книгах великих писателей. Каждая опорная схема-конспект представляется ребятам с описанием, которое является минимальным, но обязательно сюжетно оформленным исходным знанием для последующей работы. В течение следующих уроков этот конспект продолжает оставаться на доске, так как он не только высвечивает примерную перспективу работы над произведением, но и создает в сознании учеников зрительный образ темы в целом, который надежно отпечатывается в памяти, выстраивает цепочку последовательных знаний-ассоциаций. Важность этого процесса мы особенно оценим при повторении пройденного.

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

ПЕЧОРИН ВУЛИЧВЕРНЕРВЕРАГРУШНИЦКИЙ КНЯЖНА МЕРИ Контрабандисты Ундина, слепой, Янка, бабка «ВОДЯНОЕ» ОБЩЕСТВО БЭЛА АЗАМАТ КАЗБИЧ МАКСИМ МАКСИМЫЧ Повесть «Княжна Мери» Повесть «Максим Максимыч» Повесть«Фаталист» Повесть«Бэла» Повесть Повесть «Тамань» «Тамань» ДНЕВНИК ПЕЧОРИНА

Опорная схема-конспект к драме А.Н. Островского «Гроза»

Система персонажей Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. «Темное царство» Савел Прокофьевич Дикой (купец, значительное лицо в городе) «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу… Поэтому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет…» Марфа Игнатьевна Кабанова (богатая купчиха, вдова). «Не очень – то нынче старших уважают…» Феклуша (странница). «Бла-аление, милая, бла-аление! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете!» Кулигин (мещанин, часовщик– самоучка, отыскивающий перпентум – мобиле). «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!... А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг и друга подрывают… Враждуют друг на друга…» Антиподы в драме: Кулигин – Феклуша Варвара – Катерина Молодое поколение: Тихон Кабанов (муж Катерины). «Маменька, Вас ослушаться…» Борис Григорьевич (племянник Дикого) «Ну, что об этом думать, благо нам теперь – то хорошо!» Варвара (дочь Кабанихи) «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было…» Катерина. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Да здесь все как будто из-под неволи». «Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами!»

Обличение самодурства и невежества в драме А.Н. Островского «Гроза» Вопросы для сравнения КабанихаДикойТихонБорис Проявление невежества Проявление самодурства Имеются ли положительные черты Степень вины в гибели героини Читательская оценка образа

Положение русской женщины в XIX века и в наше время

XIX век и наше время Женские проблемыИх решение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Их решение в сегодняшней жизни Издевательства и побои со стороны мужа Домогательства со стороны начальства Забота о детях Забота о супруге Обоснованное мнение об изменениях в лучшую или худшую сторону женской доли за 150 лет

Русские критики о драме А.Н. Островского «Гроза»

По драме А.Н. Островского «Гроза» Вопросы для сравнения Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» А.В. Дружинин «Мотивы русской драмы» А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского». Письма Тургеневу Как оценивает образ Катерины критик? Каков взгляд критика на главную героиню и чем этот взгляд обусловлен? Какова задача и пафос статьи?

К роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Внешность Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Н.П. Кирсанов «крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл.2) Происхождение У отца «небольшое именьице». Он прежде был полковым доктором…» (гл.5) 1.«Мой дед землю пахал» (гл.10) 2.«Отец ничего…был везде, и в сите, и в решете» Воспитание 1.«Всякий человек сам себя воспитать должен, ну, хоть как я, например» (гл.7) 2.- Скажи, тебя в детстве не притесняли? - Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий. - Они тебя так любят! (гл.21) Черты характера, образование 1.Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора (гл.3). 2.Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал (гл.10). 3.Он скучает без работы. (гл.21). 4.…Базаров умен и знающ. (гл.10)

Общественно- политические взгляды «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов. Русскому человеку они даром не нужны». (гл.10) Отношение к искусству «Рафаэль гроша медного не стоит…» «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Отношение к окружающим У Базарова трезвое отношение к народу; идеологический спор с Кирсановым. Отношение окружающих к Базарову Фенечка чувствует себя с Базаровым свободно, к Дуняше он обратился на «Вы». Влюблен в Одинцову, но боится этого чувства. Речь, лексика Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных поговорок (песенка спета; слыхали мы эту Песню много раз…; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела).

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ СЕМЬ МУЖИКОВ-ПРАВДОИСКАТЕЛЕЙ В ПОИСКАХ СЧАСТЛИВОГО («ПОКОЙ», «БОГАТСТВО», «ПОЧЕТ») Д О Р О Г А «КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?» ВСЯ РУСЬ ПОПЕРМИЛ ГИРИН (сознательно служил интересам крестьян, в остроге) ГРЕШНИКИ:

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ Помещик «Счастливые» (дьячок Старуха Солдат Каменотес Дворовый человек) Яким Нагой Влас Вывод: Счастливых среди них нет Матрена Тимофеевна «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У Бога самого!» Савелий, богатырь Святорусский (бунтует) Григорий Добросклонов (прототипом является Добролюбов) «Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!» «Иди к униженным, Иди к обиженным, Там нужен ты» «Рать подымается – Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» Вывод: Счастье в служении народу, в борьбе за его свободу. Яков (верный холоп, повесился) Разбойник Кудеяр (убил пана Глуховского, таким образом искупил свои грехи) Староста Глеб (загубил 8000 душ) «Все прощает Бог, а Иудин грех Не прощается»

Григорий Добросклонов – народный заступник? ВнешностьОбразованиеЮношеская мечтаПредназначение У Гриши – кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо – их недокармливал хапуга - эконом «Григорий в семинарии В час ночи просыпается И уж потом до солнышка не спит…» «…И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет» «Что будет жить для счастья Убогого и темного Родного уголка» «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника Чахотку и Сибирь!»

Три сюжетные линии в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Порфирий Петрович Преступление Родиона Топор Разумихин (друг) История семейства Мармеладовых Бытописание «низов» общества Своеобразный социально- психологический тип Соня, Катерина Ивановна, Мармеладов и другие ИСТОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА композиционный центр романа Дуня – Свидригайлов ( в духе сентиментальной мелодрамы) Лужин Брак с Разумихиным ЭПИЛОГ

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ «РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Двойники Р. Раскольникова»Раскольников Рациональный эгоизм Лужин Разумный эгоизм Бездеятельность,индивидуализм, культ сильной личности СвидригайловБезверие,индивидуалистическийбунт Право на протест человека человека «НЕОБЫКНОВЕННОГО» ЛебезятниковОтрицание нравственных нравственных и государственных норм

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Антиподы Р. Раскольникова»Раскольников Поиск ВЕРЫ в конце романа Соня Мармеладова Глубокая вера Христианское смирение ЧеловеколюбиеПовиновение «твари дрожащей» Порфирий Петрович ЗащитаГосударственности,моралиЕдиничныйальтруизмРазумихинАльтруизмпостоянный

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»

ПУТЬ ИСКАНИЙ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО «+» * Смерть * Любовь ко всем людям * Любовь к Наташе * Бородино * Со всеми за Отечество * Любовь к Наташе * Отрадное * « Нет, жизнь * С Пьером на пароме не кончилась …» * Желание славы * Тихое семейное счастье. Сын * Шенграбен * Аустерлиц «-» ( его Тулон ) * Презрение к Наташе * Желание убить А. Курагина

ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Смерть отца Дуэль с Разочарование Плен Декабризм Долоховым в масонстве знакомство с 1825 год Коротаевым * * * * * * Золотая * Преобразование Молодежь Пьера * * * * * 1805 год Женитьба В среде 1812 год Семья и любовь Салон на Элен массонов Пьер на к Наташе А.П. Шерер Бородинском (увлечение поле и в Наполеоном) осажденной французами Москве

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Опорная схема-конспект к сюжетной линии «Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат»

«Проблема творчества и судьбы художника. Мастер и его ученик» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Патриаршиепруды ПоэтИван Бездомный Бездомный Встреча Встреча с Воландом с Воландом Типичная жизнь члена МАССОЛИТА Типичная жизнь члена МАССОЛИТА Купание в Москве-реке Больница клятва Последняя встреча с Мастером Бездумие П е р е р о ж д е н и е Духовное наследие профессор наследие профессор И.Н.Понырев И.Н.Понырев прозрение

«Милосердие в романе» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») ВоландИешуа Га-Ноцри «Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Ненавидит милосердие «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые» «… что вечная власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти… Человек перейдет в царство истины и справедливости» Маргарита «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? Три раза милосердие торжествует в романе: 1. 1.В Варьете, когда после крика Воланд возвращает голову Бенгальскому Носовой платок для Фриды как знак ее прощения При прощении Понтия Пилата.

Опорная схема-конспект в пьесе М. Горького «На дне»

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Опорные схемы-конспекты к роману-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»

СТРУКТУРА РОМАНА

Женщины в судьбе Григория Мелехова - хозяйство дети всепоглощающая - вызов хутору - собственность традиции страсть - душевная - земля близость - хутор - общее мироощущение НАТАЛЬЯ АКСИНЬЯ - сильный характер - насилие отца - верность- несчастное замужество - семья- битая мужем - смерть- семейный плен - смерть дочки - смерть «За всю свою горькую жизнь отлюблю» «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не каясь… что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»

А к м е и з м

Ф у т у р и з м

СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Анализ художественного произведения

Значение творчества писателя

Сравнение персонажей («лишних» людей) в русской литературе ПерсонажиПоиски смысла жизни и своего места в ней Результат такого поиска Чацкий А.С. Грибоедов «Горе от ума» Онегин А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Печорин М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Илья Обломов И.А. Гончаров «Обломов

СХЕМА РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ План разбора лирического стихотворения 1.Название, дата написания. 2.Реально – биографический и фактический комментарий. 3.Жанровое своеобразие. 4.Идейное содержание: a)ведущая тема; b)основная мысль; c)эмоциональная окраска; d)преобладающие интонации. 5.Структура стихотворения: a)сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативно, по умозаключению; b)Основные изобразительные средства: Метафора, Метонимия, Сравнение, Аллегория, Символ Гипербола, Литота, Ирония, Сарказм, Перифраза и т.д.

с) речевые интонационно-синтаксические особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т.д.; d)основные ритмические особенности: ямб, хорей, пиррихиний, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест; e)рифма: мужская, женская, дактилическая, точная – неточная, богатая, простая, составная и т. Д.; f)Способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая;

f)Строфика: одно-, дву-, трех- … - восьмистишие, сонет, онегинская строфа, прозаическая строфа и т.д.; h)Инструментовка: эвфония (благозвучие), звукозапись (аллитерация, ассонанс) и т.д. i)Черты лирического героя. j)Ваше восприятие произведения.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ИЛИ ПЕРСОНАЖА А. Место персонажа в системе образов произведения. Б. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1.Социальное и материальное положение. 2.Внешность. 3.Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей: а) характер деятельности и основные жизненные устремления; б) влияние на окружающих. 4.Область чувств: а) отношение к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5.Авторское отношение к персонажу. 6.Личные черты, которые выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) предысторией или биографией; д) через цепь поступков; е) в речи; ж) окружающей обстановкой. В. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ-КОНСПЕКТОВ Учащиеся овладели навыком выстраивания сюжетных линий как единой системы всего произведения. Выработано понимание роли и значимости каждого литературного персонажа в композиционном построении произведения. Создана лаконичная и эффективная система для работы по повторению изученного в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации. Система открыта и востребована коллегами для использования на уроках литературы. Учащиеся вовлечены в работу по созданию опорных схем-конспектов, что способствует развитию логического и творческого мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью каждого урока я ставлю пробуждение интереса и творческого начала в каждом ребенке. При помощи таких опорных схем-конспектов удается от абстрактных, обобщенных теоретических понятий привести ученика к конкретному анализу произведения. При этом мы с ребятами упражняемся в самостоятельном анализе текста, находим в нем основные структурные элементы, просматриваем их взаимосвязь и роль в раскрытии авторских идей и авторского отношения к жизни, пытаемся понять не только позицию писателя, но и наше личностное, читательское отношение к его точке зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если осмыслить под культурологическим углом зрения произведения, изучаемые в 9 – 11 классах, то можно заметить, что одни из них могут дать прекрасную возможность освоить с учениками разные виды систем образов, другие – способы раскрытия автором внутреннего мира героя, его эволюцию, третьи – роль композиции и сюжета в воплощении идей писателя. Исходя из этого я и строю ключевые схемы анализа художественных произведений. Хотелось бы особо подчеркнуть, что эти схемы помогают учителю «ввести» учеников в произведение. Но постепенно привыкая смотреть на текст как на определенную гармоническую систему, понимая смысл знаков этой системы, ученики сами осваивают такой подход, пользуются им, «изобретают» собственные схемы. В моей работе представлены схемы учащихся 11 класса, с которыми они охотно выступали на уроках литературы, объясняя и аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст. Я ищу свой путь в условиях разнообразия педагогических технологий. Думаю, что каждый учитель и каждый класс – это свой микрокосмос. Порой, чтобы на уроке зажечь несколько новых звездочек, прибегаю к опорным схемам-конспектам. Опираясь на такие схемы, дети чувствуют себя увереннее, свободнее говорят, смелее отстаивают свою точку зрения. А что может быть важнее ответного детского монолога или диалога на уроках? Ничто! Так изо дня в день мы учимся слушать и слышать друг друга, открываем для себя мир литературы.