1 20 ноября 2012 года Значимые события в области защиты прав потребителей в Российской Федерации Прусаков Олег Владимирович, Начальник Управления защиты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Advertisements

Министерство национальной экономики Республики Казахстан Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные.
Кто нас защищает? (Государственные органы защиты прав потребителей).
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Конференция Федерации саморегулируемых организаций России, Москва, октября 2012 Государственный контроль и надзор в сфере кредитной кооперации С.Л.Федоров.
Общая характеристика изменений по Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
г. Москва. Аккредитационная экспертиза выявляет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Координационный Совет по упорядочению торговли на рынках Заместитель Губернатора Тюменской области Наталья Александровна Шевчик г. Об исполнении.
Транксрипт:

1 20 ноября 2012 года Значимые события в области защиты прав потребителей в Российской Федерации Прусаков Олег Владимирович, Начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

2 Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ

3 ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОСПОТРЕБНАДЗОРА Указ Президента Российской Федерации от «О структуре федеральных органов исполнительной власти». осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства РФ от ).

4 Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утверждено постановлением Правительства РФ от Положение о государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от ), в соответствии с которым доклад вносится Роспотребнадзором в Правительство Российской Федерации до 1 июня каждого года В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке формирования и ведения Роспотребнадзором открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (статья 40 Закона Российской Федерации от (ред. от ) «О защите прав потребителей») ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами ТРЕБОВАНИЙ УСТАНОВЛЕННЫХ международными договорами Российской Федерации; Законодательством Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей; предписаниями должностных лиц органа государственного надзора; ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды; предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение; предотвращение причинения вреда имуществу потребителей. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВЫДАЧА ПРЕДПИСАНИЙ: о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВИНОВНЫХ ЛИЦ (штрафные санкции, временное приостановление деятельности). ОБРАЩЕНИЕ В СУД С ЗАЯВЛЕНИЯМИ в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей

6 Роспотребнадзор (его территориальные органы) ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС Государственный орган, дающий заключение по делу в целях защиты прав потребителей Процессуальный истец Участие Роспотребнадзора в судебной защите прав и законных интересов потребителей Иск о прекращении предпринимательской деятельности лица целиком (иск о ликвидации) за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей Защита ЧАСТНЫХ интересов Защита ОБЩЕСТВЕННЫХ интересов Иск в защиту прав КОНКРЕТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (с обязательным соучастием потребителя) Иск в защиту неопределенного круга потребителей в целях прекращения противоправных действий Иск об отзыве с потребительского рынка товара (работы, услуги), который причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде

7 Выполнение поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ Изучение практики разрешения судами дел, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

8 Выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей на приоритетных направлениях: - совершенствование законодательного регулирования отношений, возникающих при оказании гражданам финансовых услуг, включая кредитование, и при взыскании просроченной задолженности, в целях усиления защиты их интересов -подготовка проекта федерального закона о банкротстве физических лиц, предусматривающего установление пределов ответственности физических лиц в случае невыполнения ими обязательств, а также определяющего механизм защиты указанных лиц от необоснованных штрафных санкций за неисполнение договоров (14 ноября 2012 года в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»)

9 Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений с участием потребителей на приоритетных направлениях: В целях усиления повышения ответственности авиаперевозчиков разработан проект федерального закона «О ратификации Монреальской конвенции (Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, Монреаль, 28 мая 1999 года)» членство туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма; закрепление права потребителей – туристов на получение экстренной помощи в стране временного пребывания; создание компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма, как гарантии туристов на получение экстренной помощи. В целях усиления правовых гарантий защиты прав туристов принят федеральный закон от 3 мая 2012 г. 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающий: Выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ

10 Разработка дополнительных мер по обеспечению права граждан на просвещение в области защиты прав потребителей, предусматривающих включение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы. Общественным объединениям потребителей гарантирован доступ к государственной помощи в рамках соответствующих положений Федерального закона от ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающих возможность оказания соответствующей поддержки (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий) социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ

11 Участие Роспотребнадзора в реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Общие цели Проекта: повысить уровень финансовой грамотности граждан РФ заложить основы повышения степени защиты потребителей финансовых услуг В долгосрочном периоде достижение этих целей приведет к: более ответственному поведению потребителей на рынке финансовых услуг более эффективной защите их прав как потребителей финансовых услуг укреплению российского финансового сектора в целом повышению уровня доверия потребителей к финансовым институтам Компонент 4 Проекта: Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг

12 ОБЪЕМ КРЕДИТОВ, ВЫДАННЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, трл. руб.* * По данным, представленным информационным источником:

13 Быстрый рост объемов выданных кредитов и задолженности потребителей (включая просроченную) Избыток рекламной информации от финансовых организаций – часто некорректной и сложной для понимания потребителями Чрезмерное количество и ставки комиссий Навязывание дополнительных услуг, включая страховые Потребители начинают осознавать недостаток информации (особенно после финансового кризиса 2008 г.) Рост числа жалоб и обращений потребителей финансовых услуг * Данные об объеме задолженности приведены в рублях. ** Включает только обращения в Роспотребнадзор. Суммарное число обращений (включая обращения в организации потребителей и напрямую в суды) – гораздо больше. Российский потребительский рынок финансовых услуг: рост объема задолженности, недостаток информации

14 Финансовая грамотность и защита прав потребителей – две стороны одной медали Финансовая грамотность, финансовое образование Общий знаменатель: информированность населения по финансовым вопросам дополняет информирован- ность путем обучения, обеспечивает соблюдение стандартов, предоставление Защита прав потребителей финансовых услуг потребителям необходимой информации, укрепление их правовой защиты рекомендаций, формирования навыков

15 Методы повышения защищенности потребителей, используемые Роспотребнадзором Гражданско-правовая защита потребителей Предписания финансовым учреждениям об устранении нарушений Лекции, открытые уроки, тренинги, конкурсы Работа со СМИ Консультирование потребителей: через общественные приемные и телефонные «горячие линии» через консультационные центры для потребителей во всех регионах РФ: 84 консультационных центра во всех субъектах РФ 521 консультационный пункт 740 специалистов

16 Главная цель защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг – устранение дисбалансов между потребителями и финансовыми учреждениями: Особенности защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг дисбаланс информации дисбаланс ресурсов дисбаланс властипотребители

17 Институциональное укрепление Роспотребнадзора Улучшение стандартов раскрытия информации и бизнес-культуры финансового рынка Запуск механизмов оценки и информирования общественности о состоянии и динамике защищенности прав потребителей финансовых услуг Поддержка иститутов гражданского общества в деятельности по защите прав потребителей финансовых услуг; запуск независимого мониторинга финансовых организаций Совершенствование механизмов разрешения споров с участием потребителей финансовых услуг, включая финансового омбудсмена Участие Роспотребнадзора в реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

18 84-ОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ОЭСР ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПОЛИТИКЕ Участие Роспотребнадзора в работе 84-го заседания Комитета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по потребительской политике (ССР), октября 2012 года, г. Париж представлен доклад о национальной системе защиты прав потребителей, её законодательных и организационно- правовых аспектах, перспективах и основных направлениях развития; приведены примеры практики межгосударственного взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей Российской Федерации со странами СНГ и дальнего зарубежья.

19 Рекомендация Совета по принципам защиты прав потребителей от мошеннической и вводящей в заблуждение трансграничной торговой практики _____________ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 11 июня 2003 года – C(2003)116 Рекомендация Совета по разрешению споров с участием потребителей и возмещению вреда ______________ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 12 июля 2007 года - C(2007)74 Рекомендация Совета по принципам защиты прав потребителей в контексте электронной коммерции ______________ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 9 декабря 1999 года - C(99)184/FINAL Директива 2011/83/EU Европейского парламента и совета от о правах потребителей, вносящая поправки в Директиву совета 93/13/ЕЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и совета и отменяющая Директиву совета 85/577/ЕЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и совета

20 государства – участники СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина государства дальнего зарубежья: Федеративная Республика Германия, Монголия, Литовская Республика, Королевство Нидерландов международные организации: ОЭСР, Комитет по потребительской политике, Генеральный директорат по здравоохранению и защите потребителей Европейской комиссии (OECD Committee on Consumer Policy), Всемирная организация потребителей (Consumers International) федеральные министерства и органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы и организации Роспотребнадзора, российские общественные организации потребителей, образовательные учреждения высшего профессионального образования, бизнес-сообщества Участники конференции (всего около 350 человек):

21 ДОКЛАД, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫМ СОВЕТОМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

22 Совершенствования практики осуществления в отношении товаров и услуг пруденциального надзора Выработки эффективных механизмов по защите прав потребителей в наиболее актуальных сферах потребительских правоотношений Актуализация на основе накопленного передового международного опыта Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН Участниками конференции признана необходимость «… перед нами стоят задачи по организации работы по выработке новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать прикладные задачи в конкретных интернациональных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.), законодательное закрепление которых позволит дополнить основной международный акт – Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН» * *из выступления Председателя Совета, руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко на международной конференции, 5-6 апреля 2012г., г. Москва

23

24 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22–24 октября прошел Международный форум «Антиконтрафакт-2012», посвященный вопросам противодействия производству и распространению контрафактной и фальсифицированной продукции СЕКЦИЯ 12 «ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО – КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО» (законодательные аспекты обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров) Хартия добросовестного потребителя Настоящая хартия принята в целях утверждения прав и свобод человека, связанных с достойным уровнем жизни каждого гражданина, обеспечения развития и процветания Российской Федерации, как части мирового сообщества, формирования цивилизованного рынка товаров, работ, услуг, защиты законных прав всех участников рынка.

25 Потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов. Это главное, что вытекает из системы защиты прав потребителей. Интернет сайт

26 Благодарю за внимание!