Формирование темпо – ритмических нарушений речи у детей с дизартрией Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
Advertisements

Дыхательная гимнастика в логокоррекционном процессе Подготовила: учитель-логопед МДОУ д/с КВ 14 «Тополек» Федоренкова Е.Г.
Дыхательная гимнастика Подготовила: Воспитатель старшей группы Садыкова Ф.Р. МДОУ «Д/с 125 к.в» г.Магнитогорск.
ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ. 1.«Часики» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить.
Он лежать совсем не хочет Если бросишь – он подскачет, Бросишь снова – мчится вскачь. Угадайте? Это… мяч Упадет – поскачет, Ударят – не плачет Это …
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Левую ногу заведи за спину так, как показано на фото, удерживая.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО УВЕЛИЧЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО.
Конспект урока ритмики и танца Ведехина Светлана Александровна, учитель физического воспитания МОУ СОШ 9 г. Боровичи МОУ СОШ 9 г. Боровичи.
Физкультурное занятие. Задачи :упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному;учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры;упражнять.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В.
Развитие дыхания. Вырастим большими На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться глубокий вдох через нос;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Морма Марина Витальевна.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
1. Игры и упражнения, используемые в картотеке, направлены на формирование и развитие просодических компонентов речи, главным образом.
Ритмическая гимнастика в школе. Урок физической культуры с элементами ритмической гимнастики. Составила Морозова Л.В. - учитель физической культуры МБОУ.
Да! Ты хочешь быть сильным? Ты хочешь быть умным? Да! Ты хочешь быть красивым? Да!
ГИМНАСТИКА Урок физической культуры 3 класс Щербакова Любовь Алексеевна учитель физической культуры МАОУ прогимназии «Центр детства» ЯНАО г.Новый Уренгой.
«Коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики» Логоритмическое занятие по теме «Дикие животные» / подготовительная логопедическая.
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели,
Транксрипт:

Формирование темпо – ритмических нарушений речи у детей с дизартрией Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Темпо-ритмическая сторона речи развивается на протяжении дошкольного детства, начиная с первого крика новорожденного, совершенствуясь и существенно определяя успешность овладения устной речью. Темпо-ритмическая организация высказывания страдает при многих речевых нарушениях в различной степени и нуждается в специальной коррекции. Говоря о различных формах дизартрии, можно отметить разные проявления нарушения темпо-ритмической стороны речи у этих детей, однако наблюдаются специфические особенности при каждой отдельной форме. Понятие темпо-ритмической стороны речи

В преодолении нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей с дизартрией особое место занимает логоритмика. Поскольку все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. 1. Развитие предпосылок для совершенствования темпо-ритмической организации речи на неречевом материале: - развития слухового внимания и восприятия; - развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти; - развитие речевого дыхания; - развитие координации движений; - нормализация эмоционального состояния. 2. Развитие восприятия и воспроизведения темпо- ритмических структур (с опорой и без опоры на зрительный анализатор). 3. Формирование умения сочетать музыку с движениями: - сочетание характера музыки с движениями; - сочетание темпа музыки с темпом движений; - сочетание ритма музыки с ритмом движений; - упражнения на координацию речи с движениями. 3. Формирование темпо-ритмической организации высказывания. - развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне слова; - развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне фразы; - развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне текста в условиях диалогического и монологического высказывания. Направления работы при формировании темпо- ритмической стороны речи

«Угадай, что звучит» Цель: развивать слуховое восприятие. Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Что звучит?» - спрашивает он детей. «Опиши по памяти» Цель: развивать зрительную и двигательную память. Логопед один раз воспроизводит детям последовательную серию движений, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какое движение было первым, какое вторым и пр. Затем повторить эти движения самостоятельно. Упражнения на развитие предпосылок для совершенствования темпо-ритмической стороны речи

«Накачай шину» Цель: развитие ротового выдоха. Детям предлагают накачать лопнувшую шину. Дети сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук с-с-с. При выпрямлении вдох производится непроизвольно. «Жук жужжит» Цель: развитие ротового выдоха. Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят ж-ж-ж, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. «Карлики и великаны» Цель: развитие внимания, координации движений, сообразительности. По команде логопеда великаны игроки должны выпрямиться, подняться на носки, как можно выше, по команде карлики - все должны присесть, как можно ниже. Варианты заданий для великанов: а) на носки, руки вверх; б) подпрыгнуть, как можно выше; в) руки за голову, на пятки. Варианты заданий для карликов: а) присесть, руки на пол; б) сесть на пол, руки за спину; в) упор присев.

1. Воспроизведение простых ритмов: (II II II) (III III III) (II II II). 2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II) (II II II II). 3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо». 4. Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек: Развитие восприятия и воспроизведения темпо- ритмических структур (с опорой и без опоры на зрительный анализатор).

«Хлопки» Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритма. Музыкальное сопровождение: "Галоп" И. Дунаевский Дети встают в круг, выбирают водящего. Когда он хлопает в ладоши, стоящие слева от него по очереди хлопают по одному разу. Таким образом, хлопки передаются по кругу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и задать новый ритм хлопков, изменяя его акцент и количество самих хлопков. «Ежик и барабан» Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритма. Логопед читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем) в различном темпе по заданию. В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. С барабаном ходит ежик, Бум - бум - бум! Целый день играет ежик, Бум - бум - бум! С барабаном за плечами, Бум - бум - бум! Ежик в сад попал случайно, Бум - бум - бум! Очень яблоки любил он, Бум - бум - бум! Барабан в саду забыл он, Бум - бум - бум! Ночью яблоки срывались, Бум - бум - бум! И удары раздавались, Бум - бум - бум! Ой, как зайчики струхнули! Бум - бум - бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум - бум - бум!

Сочетание характера музыки с движениями 1. Дети ходят под музыку или удары барабана в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от быстроты музыки. 2. Дети, построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов. 3. Дети строятся в несколько кружков. По сигналу, данному на барабане или рояле, дети разбегаются по комнате. По следующему сигналу дети снова строятся в кружки в том же составе. Сочетание темпа музыки с темпом движений 1. Дети, встав парами друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп, бегут. 2. Дети стоят в шеренге, и каждому дается обруч (мяч). На медленный темп дети, держа обруч над головой, медленно опускают его и поднимают. На быстрый темп музыки – бегут. 3. Дети идут колонной по кругу. Первый останавливается в одном углу, второй - в следующем, третий - в четвертом, пятый - в первом, шестой - во втором и т.д. Таким образом, дети окажутся в конце маршировки стоящими в четырех углах колоны, лицом к центру. После этого первый, идя по кругу, соберет всех детей в колонну, присоединяя по очереди по одному из каждого угла. Формирование умения сочетать музыку с движениями

Сочетание ритма музыки с ритмом движений 1. Дети маршируют по кругу в течение 8 тактов, затем прыгают на месте на двух или на одной ноге - также 8 тактов. 2. Дети держатся попарно за обе руки. Четыре раза поднимаются и опускаются на носки и два раза приседают в соответствии с ритмом музыки. 3. Дети стоят в кругу, держась за руки. На один-два делают два шага к центру, на три опускают руки, на четыре делают прыжок на двух ногах с поворотом к центру и берутся за руки, так же идут от центра. Упражнения на координацию речи с движениями 1. Дети в руках держат воображаемую щетку и делают движения, как бы чистят зубы, говоря: «Раз, два, три - зубы щеткой крепко три!» 2. Дети сидят на стульях, изображая поезд: делают движения руками, сопровождая каждое движение словом «чух», по сигналу дети останавливают движение и говорят: «Паровоз, паровоз, вот он папу привез». 3. Дети сидят в кругу на стульях. Один из детей с флажком идет за стульями, говорит: «Я иду тихо, тихо». Останавливается за стулом одного ребенка, стучит флажком о стул, говоря: «Я стучу громко - тук, тук, тук» Передает флажок и садится на стул, по которому стучал. 4. «Стук, стук молотком - строим, строим дом», - дети хором говорят стихи с постепенным нарастанием голоса. На слова «стук, стук молотком» дети стучат об пол, на слова «строим, строим, строим дом» постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает и, поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют «дом».

«Угадай овощ» Цель: формирование ритма на уровне слов. Детям демонстрируются овощи, их просят назвать и прохлопать в соответствии с количеством слогов. ЛУК, ДЫ-НЯ, КА-ПУС-ТА, ПО-МИ-ДОР. Затем логопед прохлопывает ритм, а дети угадывают, какой овощ он «назвал». «Дядя Степа» Цель: формирование темпо-ритмической организации речи на уровне фразы. Двое детей становятся друг за другом. Первый идет по кругу очень большими шагами. Одновременно говорит: «Дядя Степа длинноногий по дороге зашагал». Второй бежит за ним по кругу и говорит: «Мальчик-с- палъчик по дорожке вслед за дядей побежал». Первый: «Дядя Степа оглянулся, но ни слова не сказал». Второй: «Мальчик-с-палъчик усмехнулся - дядю Степу он догнал». «Зарядка» Цель: формирование темпо-ритмической организации речи на уровне фразы. Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисть в кулак, разжимают и кладут на пояс: Руки в стороны, в кулачок. Разжимай - и на бочок. Формирование темпо-ритмической организации высказывания

«Паровоз» Цель: формирование темпо-ритмической организации речи на уровне текста. Дети делают движения руками, изображая паровоз: Едем, едем, долго едем. Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. «Пильщики» Цель: формирование темпо-ритмической организации речи на уровне текста. Дети держатся попарно за правую руку, подражая движению пильщиков, и говорят: Пили, пила, пили живей, Мы домик строим для зверей. В нем серый зайчик станет жить. И с нами будет он дружить. «Мяч» Цель: формирование темпо-ритмической организации речи на уровне текста. Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или в левую сторону. Целый день я лечу, Целый день я скачу, Больше прыгать не могу, Ах, сейчас я упаду! На последнем слоге каждой строки мяч ударяется об пол.