Деятельность российских университетов в сфере коммерциализации технологий М. Н. Стриханов Заместитель Министра образования Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Advertisements

«Анализ эффективности инновационной деятельности научно-образовательных центров» Воронежская государственная лесотехническая академия Кафедра технологии.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА IX МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ.
Центр образования, исследований и разработок «ИНО Томск2020» КОЗЛОВСКАЯ Оксана Витальевна, первый заместитель Губернатора Томской области Инвестиционные.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич 2009 год.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Инновационная структура университетского комплекса.
Правительственный Совет по нанотехнологиям Министр образования и науки Российской Федерации Фурсенко Андрей Александрович 21 июня 2007 года О современном.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
В КЛАССИЧЕСКОМ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ) УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг» Программа : Екатеринбург – межрегиональный центр инновационной.
Инновационные процессы – основа развития Пермского региона Председатель департамента промышленности и науки Пермской области – Д.В.Полетаев Пермь,
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Меры государственной поддержки молодых ученых в Российской Федерации Ответственный секретарь Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Транксрипт:

Деятельность российских университетов в сфере коммерциализации технологий М. Н. Стриханов Заместитель Министра образования Российской Федерации

Образование Инновационные системы Коммуникации Сотрудничество Экономика, основанная на знаниях Экономика, основанная на знаниях НАУКА

Новая экономика: сущность понятий совокупность отраслей, которые отличаются большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальным фактором профессиональное образование; информационно-коммуникационные рынки; производство инноваций; интеллектуальные услуги профессиональное образование; информационно-коммуникационные рынки; производство инноваций; интеллектуальные услуги Развитие «новой экономики» является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации Новая экономика Новая экономика

Новые тенденции развития науки в России Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Перечень критических технологий Российской Федерации.

Приоритеты: Развитие фундаментальной науки Инновационное развитие экономики, создание эффективной национальной инновационной системы Подготовка кадров и развитие вузовской науки как важной составной части научно- технического кадрового потенциала экономики, основанной на знаниях

Коммерциализация науки как один из путей преодоления спада в науке КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ Восстановление утраченных позиций на мировой арене Реинвестирование вложенных средств Сохранение кадрового потенциала Увеличение финансирования образования Увеличение финансирования фундаментальных исследований Решение острых социальных проблем

Проблемы коммерциализации в России Несовершенство правовой базы. Недостаток квалифицированных кадров. Низкая инвестиционная активность промышленности. Низкая инновационная активность промышленности. Устаревающая материально-техническая база науки.

Стратегия государства в области коммерциализации ИС Вытеснение экспорта сырья экспортом российских технологий. Разработка механизмов правовой охраны и коммерциализации ИС. Содействие созданию отечественного рынка венчурного финансирования в области трансфера технологий. Расширение проведения фундаментальных и прикладных НИР как базы инновационного процесса.

Миссия Вуза Научные исследования-Подготовка специалистов Новая миссия Вуза 1. Академические инновации 2. Ноу-хау услуги и коммерциализация разработок

Университетское управление Стратегическое планирование Поиск дополнительных источников финансирования Координация учебных планов Управление международными связями Коммерциализация ИС

Система высшего профессионального образования Российской Федерации 569 вузов, подведомственных 22 Министерствам, ведомствам и Правительству Российской Федерации из них: 333 университета подведомственных Минобразованию России 236 вузов, подведомственных Минсельхозу, Минздраву, Минкультуры и др исследовательских лабораторий 702 инженерных центров Кадровый состав около ученых и преподавателей, включая докторов наук, кандидатов наук, аспирантов более 6,5 миллионов студентов

Финансирование Министерства образования Российской Федерации Финансирование высшего образования (по 14 разделу) - 42 млрд. руб. Финансирование научных исследований в образовании (по 06 разделу) млрд руб г. Образование 42 млрд. руб.наука 2,4 млрд.руб. Наука Образование = 6%

Стратегическая задача высшей школы России - формирование системы коммерциализации ИС Вузы выполняют за счет средств федерального бюджета значительный объем фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки и техники и создают объекты ИС. Потенциал ИС - важный экономический ресурс, который должен стать реальным фактором экономического развития вуза, высшей школы (ВШ). Приоритетная задача Минобразования России – развитие в ВШ деятельности в области создания и коммерциализации интеллектуальной собственности.

Деятельность Минобразования России в области ИС и инновационной политики В г.г. приняты специальные научные программы, в рамках которых исследуются наиболее актуальные проблемы в области ИС. Создан Экспертный совет по проблемам ИС и инновациям. принята Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования России на г.г. Разработан проект Концепции политики высшей в области ИС. Введены в действие нормативные документы Минобразования России, регламентирующие вопросы управления ИС и инновационной деятельностью.

Количество программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем и заявок на объекты промышленной собственности

Количество экспонатов высшей школы России на выставках 2002 г.

Международные научно-технические выставки и салоны изобретений На международных выставках г.г. из 202 российских экспонатов Минобразование России представило 60 экспонатов Экспонаты Минобразования России на международных выставках и салонах в г.г. получили: -35 золотых медалей; -15 серебряных медалей; - 10 бронзовых медалей

Общие задачи регионального развития, решаемые с участием высшей школы разработка моделей и стратегий социально-экономического развития регионов системная оценка ресурсного потенциала и разработка механизма управления ресурсами формирование научно-инновационной инфраструктуры с использованием инновационного потенциала высшей школы научно-технический мониторинг ведущих отраслей экономики региона анализ структуры производственного потенциала и его соответствия наиболее характерным тенденциями развития мировой экономики оценка научно-технического потенциала региона как важнейшего фактора преобразований коммерциализация ИС

Проблемы коммерциализации в вузах России Отсутствие целевого финансирования деятельности по коммерциализации результатов НИР и правовой защите ИС в вузах. Низкая коммерциализация результатов НИР. Отсутствие статистики и мониторинга деятельности по коммерциализации результатов НИР. Низкое количество лицензий и патентов, не соответствующее объему и научному уровню проводимых НИР. Отсутствие квалифицированных кадров в области коммерциализации ИС.

Задачи высшей школы России по коммерциализации ИС Развитие методов управления правовой охраной и коммерциализацией ИС, создаваемой в вузах. Создание инфраструктуры необходимой для коммерциализации ИС в вузах региона (ТИР). Создание многоуровневой системы подготовки кадров для коммерциализации ИС. Совершенствование правовых отношений в области ИС в системе высшей школы России. Содействие формированию многоканального финансирования для коммерциализации ИС. Проведение региональной политики.

Межвузовские инновационные научно- технические программы Инновационная деятельность высшей школы г. Раздел «Инновации» программы «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники- 2001г. Инновации высшей школы и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот г. Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы г. Активизация инновационной деятельности в научно- технической сфере России г. Технопарки и инновации г.

Научно-техническая программаИнновационная деятельность высшей школы 1. Развитие инфраструктуры инновационного комплекса 2. Инновационные научно-методические образовательные проекты 3. Инновационные научно-технические проекты

Региональная инновационная система высшей школы Региональный инновационный рынок венчурного бизнеса Региональная инновационная система Академии наук Региональная инновационная система военно- промышленного комплекса Региональная инновационная система отраслевой промышленности Региональная инновационная система (региональный кластер, территория инновационного развития- ТИР) Региональный инновационный рынок. Координирующая структура администрации

Инновационные кластеры национальной инновационной системы Россия Регион 1 Регион N Регион 5 Регион 4 Регион 3 Регион 2 - Высшая школа - РАН - Минпромнаука России - ВПК - Минатом

Региональный кластер инновационной системы на базе высшей школы

Межотраслевое сотрудничество Минобразования России Всего 30 соглашений

Программа межотраслевого сотрудничества 1. Фундаментальные исследования 2. Прикладные НИОКТР 3. Научно-образовательные проекты

В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И МИНАТОМА РОССИИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ 66 ВУЗОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ ПРОЕКТЫ В ИНТЕРЕСАХ 43 НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНАТОМА РОССИИ

Поддержка и развитие малого предпринимательства в высшей школе России осуществляется в соответствии с совместным приказом Минобразования России и МАП России от г., межотраслевой программой сотрудничества Минобразования России и МАП России, научно-технической программой «Инновационная деятельность высшей школы» на запланировано заседание коллегии Минобразования России

Innovation centre of new technologies (1,500m 2 ) Zelenograd Innovation Technological Centre (4,200m 2 ) Technological Village (20,000m 2 ) 19 small companies 11 advanced companies 60 advanced companies 400m 2 1,900 m 2 6,100m 2 26,100m 2 3 mid-size companies Business Incubator Technopark (400m 2 ) Research laboratories and manufacturing premises for innovation companies

Малое предпринимательство в России В Российской Федерации 900 тысяч малых предприятий. В них занято 12.7 млн. человек. 17.7% экономически активного населения страны. Это значительно ниже чем в развитых европейских странах. Доля общей занятости в малом бизнесе европейских стран %.

Малое предпринимательство в России В высшей школе России в 2002 году действуют 2000 малых предприятий, создано новых рабочих мест. Общий объем финансирования инновационной инфраструктуры млн. рублей. Общий объем финансирования развития инновационной инфраструктуры сектором высшей школы млн. рублей. Привлечено средств из внебюджетных источников млн. рублей.

Программа Фундаментальные исследования и высшее образование (BRHE) Финансирование : Фонд МакАртуров, Корпорация Карнеги- 50 % Минобразование России- 25 % Администрация регионов- 25 % Срок действия программы BRHE: г.г. Впервые : 1) Фонд МакАртуров финансирует естественные науки 2) Минобразование России софинансирует совместную научную программу

Научно-образовательные центры (НОЦ) Интеграция научных исследований и учебного процесса Развитие экспериментальной базы для проведения современных научно- исследовательских работ и учебного процесса Развитие международных связей Поддержка молодых преподавателей и ученых на конкурсной основе коммерциализация интеллектуальной собственности

Коммерциализация интеллектуальной собственности и офисы трансфера технологий в программе BRHE Конкурс 12 НОЦ на создание ТТО в 2003 году Победители конкурса ТТО в четырех университетах: СПбГУ, Уральский ГТУ, Нижегородский ГУ, Томский ГУ Семинар по коммерциализации ИС в США План программы BRHE - создание ТТО в других НОЦ

Федеральная сеть высокопрофессиональных научно-образовательных центров (НОЦ) Санкт-Петербург НОЦы СПбГГИ, СПбГУ ОТТ Петрозаводск НОЦ ПетрГУ Красноярск НОЦ КрасГУ Казань НОЦ КазГУ Екатеринбург НОЦ УрГУ, УрГТУ ОТТ Ростов-на-Дону НОЦ РГУ, ТРТУ Саратов НОЦ СГУ Самара НОЦ СамГУ Томск НОЦ ТГУ ОТТ Новосибирск НОЦ НГУ Владивосток НОЦ ДвГУ Москва НОЦ МИФИ, МФТИ Нижний Новгород НОЦ ННГУ ОТТ Пермь НОЦ ПермГУ Воронеж НОЦ ВорГУ

Программа создания ОТТ при НОЦ в российских университетах Срок действия программы - 3 года К концу 2004 года планируется создать ОТТ в 12 НОЦ

Итоги работы четырех пилотных ОТТ Проанализировано разработок Рекомендовано для трансферта технологий - 67 Созданы Веб-сайты во всех четырех ОТТ

Формирование и демонстрация позитивных примеров 1. В работе 9 инновационных проектов, из них 4 проекта от сторонних организаций: - геоинформационные системы; - нанотехнологии; - технология защиты легальной продукции; - технология производства запорной арматуры нового поколения; - портативный прибор для КВЧ - терапии; - ресурсосберегающие технологии (3 шт.) деревопереработки; - технология нанесения цветного керамического покрытия на стекло; 2. Направления - Выставка Partnerships for Prosperity & Security Conference, США, Филадельфия, 3-5 ноября 2003г.; - Программа BISNIS, США; - «Industry Oriented Travel Grants Program», «First Steps to Market Grants Program», «Next Steps to the Market Grants Program, CRDF; - Франко-Российская технологическая сеть (RFR); - Англия; - Классический способ.

Структура доходов от инновационной деятельности в УрГТУ

НОЦ-012, СПбГУ ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ Проанализировано тем НИР - 49 Количество перспективных технологий - 27 Реализуемые инновационные проекты -7 Технологии, отобранные для инновационных проектов в области :биотехнологии, новые материалы, экология рациональное природопользование.

Коммерциализация в университетах Образование (федеральный бюджет) Образование (внебюджет ) Наука (не федеральный бюджет) Наука (федеральный бюджет) Доход от коммерциализации

Развитие коммерциализации ИС в России необходимо для создания новой экономики, основанной на знаниях, территорий инновационного развития ТИР, нового дополнительного источника финансирования университета и НОЦ.