Д-р Э. Маркварт МО вправе заниматься хоз. деятельностью исключительно в целях: 1)решения вопросов местного значения, устан. Законом 131-ФЗ для соотв. типа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д-р Э. Маркварт Законодательное регулирование: РФ – ст. ст. 8, Закона 131-ФЗ, субъекты РФ – отсутствует прямое указание на предмет регулирования,
Advertisements

Рекомендации по созданию муниципальных хозяйственных обществ 1) Право муниципалитетов на создание хозяйствующих субъектов, в т. ч. хозяйственных обществ,
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Д-р Эмиль Маркварт, руководитель проекта Задачи муниципалитетов в сфере услуг и возможности их решения Процесс разграничения полномочий и ответственности.
Проект «Гармонизация российского законодательства о банковских и небанковских кредитных организациях» д-р Эмиль Маркварт, руководитель проекта Чебоксары,
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Организация предоставления муниципальных услуг. Муниципальные услуги услуги, обязанность по обеспечению предоставления которых возложена на муниципальное.
Д-р Э. Маркварт Задачи муниципалитетов в сфере предоставления муниципальных услуг и возможности их решения в современных условиях Тезисы к докладу д-ра.
1 Межмуниципальное сотрудничество как инструмент повышения ресурсного обеспечения проектов по внедрению электронных муниципальных услуг, нормативное регулирование.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
1 ТЕМА 10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СПК ПС ОМС.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Транксрипт:

д-р Э. Маркварт МО вправе заниматься хоз. деятельностью исключительно в целях: 1)решения вопросов местного значения, устан. Законом 131-ФЗ для соотв. типа (ст. 14 – поселения, ст. 15 – районы, ст. 16 – городские округа), 2)решения вопросов местного значения, устан. уставом МО при условии соблюдения требований ч. 2 ст 14, ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 (вопрос не отнесен к компетенции других публично-правовых образований, не исключен из компетенции МО в силу закона, у МО имеются собственные средства), 3)исполнения делегированных госуд. полномочий – в случаях, формах и объемах, прямо устан. законами о делегировании и определяемых в т.ч. передаваемым в этих целях ресурсным обеспечением, 4)исполнения отдельных полномочий иных МО – на основании соглашений, заключ. между МО в порядке, устан. ч. 4 ст. 15 и в иных случаях, в пределах, определяемых передаваемыми полномочиями и выделяемыми субвенциями для реализации прав ч. 1 ст.ст. 14-1, 15-1, Закона и для участия в осущ. иных гос. полномочий, если участие предусм. федеральными законами (п. 5 – госполномочия, но за счет собственных средств МО) Право на хозяйственную деятельность

д-р Э. Маркварт Круг вопросов местного значения Вопросы местного значения – вопросы непоср. обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом 131-ФЗ осуществляется населением и (или) ОМСУ самостоятельно. (ст. 2) Круг вопросов определен путем законодательного установления определенных, практически законченных (закрытых) перечней (неудобство способа очевидно – постоянные изменения и дополнения, постепенное «открытие» перечней) «Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон» (ст. 18). Перечни – «обязательный минимум» (в большинстве МО = максимум): ст. 14 – поселения, ст. 15 – муниципальные районы, ст. 16 – городские округа (= ст ст. 15) Условная открытость перечней – дополн. ВМЗ могут приниматься к решению путем внесения в устав МО при наличии 3 условий: 1) соотв. вопрос не закреплен за другими публичными образованиями, 2) нет законодат. запрета на отнесение его к ВМЗ, 3) наличие собственных доходов для решения (ч. 2 ст.ст. 14-1,15-1,16-1)

д-р Э. Маркварт Круг вопросов местного значения «организация» (услуги, мероприятий) – (комплекс организационных, правовых, технических мероприятий и распорядительных действий в соотв. сфере по обеспечению скоордини- рованной деятельности, направленной на достижение заданной цели) «создание условий» («обеспечение условий») – (принятие мер, позволяющих достичь и (или) сохранить обстоятельства, обстановку, необходимую для реализации, выполнения чего-либо) «участие в...», «оказание содействия в...» (свидетельствует о неразграниченности компетенции различных уровней власти!) «содержание» - безусловно указывает на необходимость финансирования, оказание «конечных» услуг («строительство», «охрана и сохранение»; тесно примыкает к ним – «осуществление мероприятий», «создание»... вопросы «регулятивного» (пп. 1-3, а также планирование, зонирование, установление правил – п. 20) и контрольного характера «Категоризация» ВМЗ: несколько типов формулировок

д-р Э. Маркварт Функции органов местного самоуправления – не предоставление услуг, связанных с хозяйственной деятельностью, а создание, поддержание и развитие эффективно функционирующей системы отношений, обеспе- чивающей надлежащее предоставление этих услуг. С этой целью органы МСУ в пределах, предусмотренных законом, вправе осуществлять регулирование отношений, управление (вкл. распоряжение) объектами, координацию действий, контроль, содействие. П Методических рекомендаций субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений (приказ МФ РФ от г. 243): «органы МСУ несут ответственность не за финансирование... муниципальных учреждений, а за весь комплекс мероприятий, имеющий конечной целью предоставление бюджетных услуг, и результаты предоставления бюджетных услуг... Мерой эффективности деятельности органов МСУ является качество предоставленных бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования». Предоставление муниципальных услуг

д-р Э. Маркварт Органы МСУ задача - организация предоставления услуг гражданско- правовые отношения гражданско- правовые отношения административные отношения производи- тели услуг потреби- тели услуг 1* 2* 1* в целях лучшей организации могут использоваться или создаваться промежуточные субъекты (например, службы заказчика) 2* в целях оптимизации предоставления услуг могут заключаться договоры с промежуточными субъектами (например, объединения потребителей) Муниципальное хозяйство

д-р Э. Маркварт Способы решения вопросов местного значения 1) привлечение частных хозяйствующих субъектов на контрактной основе (как правило, по конкурсу) - решение силами частных ХС (хозсубъектов) за счет средств местного бюджета и бюджетных фондов; муниципальный заказ 2) совместное с частными ХС решение - частно-публичное партнерство в сфере естественных публичных монополий: создание совместных (частно- публичных) предприятий, заключение договоров концессионного типа, договоров на эксплуатацию объектов муниципальной собственности, инвестиционных соглашений 3) создание и сохранение собственных ХС (коммерческих и некоммерческих в различных ОПФ), управление и контроль их деятельности, заключение договоров с ними 4) совместное решение путем межмуниципальной кооперации (договоры, хозобщества, некоммерческие организации) 5) привлечение ХС иных публично-правовых образований (государственных и муниципальных ХС) на договорной основе 6) взаимное делегирование исполнения отдельных полномочий между различными МО путем заключения индивидуальных соглашений

д-р Э. Маркварт ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (цена, качество, гарантированность, влияние на рынок, перспективность) доступа к оказанию услуг населению любым ХС, соотв-щим необходимым квалификационным требованиям, приоритет конкурентных способов организации предоставления услуг, как обеспечивающих большую прозрачность и больший экономический эффект, полное равенство ХС, конкурирующих (реально и потенциально) на рынках соотв-щих услуг, необходимость создания и развития конкуренции в сферах хозяйственной деятельности, где она отсутствует, но потенциально возможна, отказ от административных и переход к гражданско-правовым (договорным) отношениям с ХС – поставщиками муниципальных услуг, контроль исполнения заключаемых договоров, жесткий контроль монопольных рынков, в т. ч. деятельности ХС, занимающих доминирующее положение на рынке, недопущение совмещения функций заказчика (и контролера) и исполнителя услуг Принципы выбора способа предоставления

д-р Э. Маркварт При принятии решения следует учитывать: нормы федерального законодательства, законодательства субъекта РФ и локальных нормативных актов, принимаемых ОМСУ в соответствии с их компетенцией, состояние рынка данной услуги (монопольный, олигопольный, конкурентный, потенциально конкурентный), источники финансирования предоставления услуги (средства местного бюджета, оплата услуг потребителями, смешанные) и их соотношение, соразмерность избираемого способа организации объему предоставляемых услуг (экономическая обоснованность), общие тенденции развития данной услуги на российских и зарубежных рынках и специфические особенности муниципального образования. Принципы выбора способа предоставления

д-р Э. Маркварт Привлечение частных хозяйствующих субъектов Приоритетность: экономическая эффективность; принцип субсидиарности Ограниченное использование: неразвитость конкуренции и предпринимательства на рынках муниципальных услуг (виноваты часто сами ОМСУ и государство) Взаимозависимость спроса и предложения, необходимость развития рынков муниципальных услуг, стимулирование предпринимательства Несовпадение границ товарных рынков (рынков услуг, деятельности ХС) и административных границ (МО, субъектов РФ); вывод – поиск поставщиков услуг за пределами своих МО должен быть нормой! Муниципальный заказ – поручение МО на оказание муниципальной услуги, как правило, в интересах всего МО, на основании договора, заключенного в порядке, предусм. соотв. правовыми актами (в частности, Закон 94-ФЗ), и финансируемого за счет средств местного бюджета В устан. законом случаях - выбор (обычно – на конкурсной основе) в соответствии с устан. процедурами поставщиков и заключение с ними договоров на оказание муниципальных услуг, оплачиваемых конечными потребителями (например, выбор организации по управлению многоквартиными домами). Это не муниципальный заказ.

д-р Э. Маркварт Частно-публичное партнерство ЧПП - механизм взаимодействия, при котором публичная власть (ОМСУ) для решения стоящих перед ней задач (ВМЗ и иных полномочий) заключает соглашения с частными ХС на предоставление муниц. услуг, обсуловленное использованием объектов муниц. собственности или исключ. прав МО Признаки: - муниципальная (публичная) задача - муниципальная услуга, -объект муниц. собственности, обуславливающий предост. муниц. услуги (материальные объекты – инженерные сети, дороги, либо исключит. права МО), передается в пользование (управление) частному ХС без перехода права собственности, -предоставление муниципальных услуг частным ХС (оператором) с использ. муниципальной собственности, -договор на предоставление услуги и эксплуатацию (управление) Субмиссия - частный ХС по поручению МО оказывает услуги непоср-но населению по ценам, устанавл. МО; средства поступают в местный бюджет; МО оплачивает счета ХС в полном объеме за счет платежей потребителей либо за счет бюджета Концессия - частный ХС по поручению МО оказывает населению услуги по ценам, устанавл. МО, и самостоятельно взимает платежи за услуги Талонная (ваучерная) система - частные ХС, предлагающие услуги, нужные МО, по договору с МО обязуются принимать к оплате талоны (ваучеры), которые МО вводит для социальной помощи отдельным лицам либо категориям лиц; хоз. субъекты предъявляют талоны к оплате МО, которое оплачивает их из бюджета

д-р Э. Маркварт Концессия - акт передачи общ. властью находящихся в ее собст-ти объектов инфраструктуры или др. общественных служб третьей стороне для управления ими при условии принятия последней на себя предприн. риска и обязанностей по эксплуатации оборудования (дир. ЕС 93/37/ЕЕС). Концессия - система отношений между публично-правовым образованием (государством либо муниципалитетом) - концедентом, и юридическим или физическим лицом- концессионером, в связи с предоставлением последнему прав по владению, пользованию и ограниченному распоряжению публичной собственностью, и/или прав на осуществление видов публичной деят-сти на основании возмездного и возвратного договора («классическое» опр-е) По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное соглашением недвижимое имущество (объект), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Закона РФ 115-ФЗ) (В РФ – инвестиции – обязат. элемент концессии наряду с использ. (управлением) объекта публичной соб-ти и предоставлением услуги Частно-публичное партнерство

д-р Э. Маркварт 1) Муниципальные образования вправе создавать собственные ХС, участвовать в ХС смешанных форм собственности, межмуниципальных ХС только, если предмет деятельности ХС соответствует задачам местного самоуправления (ст.ст , 14-1, 15-1, 16-1 Закона 131-ФЗ, делегированные полномочия) (ср. ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, ст. 50 Закона 131-ФЗ) Вывод: как правило, специальная правоспособность создаваемых ХС! (1) – обязательное (необходимое), но не достаточное условие! 2) Создавать и сохранять собственные хозяйствующие субъекты следует только, если этот способ обеспечивает более эффективное решение вопроса местного значения, чем иные способы. Не следует создавать собственные ХС там, где есть частные конкуренты! 3) Дополнительные условия: соответствие количества и размеров хозсубъектов объему решаемых ими задач; изначальная определенность и ограниченность ответственности муниципалитета по обязательствам создаваемых субъектов. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы (ОПФ) с учетом целей и возможностей, которые дает каждая разрешенная законом ОПФ Собственные хозяйствующие субъекты

д-р Э. Маркварт Учредитель любого муниципального хозсубъекта – муниципальное образование, а не органы местного самоуправления! (ст ГК РФ, ст. 8 Закона об унитарных предприятиях от г.) Организационно-правовые формы хозсубъектов, учредителем которых является муниципальное образование: Коммерческие: МУП, ОАО, ООО (в т.ч. долевое участие в ОАО, ООО) (право на создание хозобществ – нормы ГК РФ, законы РФ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», судебная практика). Теоретически возможно участие в товариществах на вере, но лишь в качестве вкладчика (не имеет практического применения) Некоммерческие: учреждения, фонды, АНО, некоммерческие партнерства, ТСЖ (право занятия предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, право извлечения прибыли, но не в качестве цели; главное отличие – прибыль не распределяется между учредителями) - законы РФ «О некоммерческих организациях» от г., Жилищный кодекс РФ от г. (ТСЖ), Закон «Об автономных учреждениях» от г. Собственные хозяйствующие субъекты

д-р Э. Маркварт Преимущества хозяйственных обществ перед МУП : возможность привлечения стороннего капитала в предприятие за счет продажи долей (пакетов акций); ограниченность ответственности МО по долгам предприятия в хозобществах размером вклада в уставный капитал; наличие коллегиальных органов управления с участием учредителя; наличие органов контроля деятельности предприятия и руководства; наличие норм об учете и отчетности, подлежащих утверждению учредителем, а также об обязательном аудите (для ОАО); возможности повышения заинтересованности сотрудников в прибыльности предприятия через соответствующую систему оплаты труда; реализация финансовых взаимоотношений МО с хозобществами в форме оплаты работ и услуг, т.е. в рамках договора и др. Внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал ХО (в т.ч. со 100% участием МО) – способ приватизации и осущ-ся в соотв. с Законом о приватизации; рекомендуется вносить денежные средстав или права МО Собственные хозяйствующие субъекты

д-р Э. Маркварт Законодательное регулирование: РФ – ст. ст. 8, Закона 131-ФЗ, субъекты РФ – отсутствует прямое указание на предмет регулирования, МО – нормативные акты и соглашения, связанные с реализацией Направления сотрудничества: «хозяйственное» – в целях оптимизации решения вопросов местного значения, «политическое» - в целях организации взаимодействия, защиты интересов Принципы: независимость (сохранение самостоятельности, недопустимость передачи полномочий объединениям) добровольность (недопустимость законодательного и административного принуждения) целесообразность (экономическая и политическая эффективность решения) Межмуниципальное сотрудничество

д-р Э. Маркварт Межмуниципальное сотрудничество Формы межмуниципальной хозяйственной кооперации: создание межмуниципальных ХС как «высшая» форма межмуниципальной кооперации: - коммерческих юридических лиц (хозобществ) (ст.ст. 8, 68): ООО – разрешены, ЗАО – запрещены Законом об АО, ОАО – не предусм. напрямую Законом 131-ФЗ (теорет.- можно) - некоммерческих юридических лиц (ст. 69): фонды – разрешены, автономные некоммерческие организации – разрешены, некоммерч. партнерства – напрямую не предусм. 131-ФЗ союзы, ассоциации – да, но не для хоздеятельности договоры и соглашения для решения вопросов МЗ (ст. 8 + ГК РФ) - разовые, краткосрочные - долгосрочные, для постоянного сотрудничества

д-р Э. Маркварт границы поселений границы района границы различных округов межмуниципального сотрудничества (в зависимости от услуги) Межмуниципальное сотрудничество Пример возможной конфигурации межмуниципальной кооперации