Технология РКМ Автор Купцова Е.Ю.. Цель - Знакомство с системой образов, художественным своеобразием рассказа, выявление представлений автора о судьбе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Advertisements

Александр Исаевич Солженицын ( ) Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»…
ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор» Подготовила учитель литературы МОБУ «Восточненская.
Не стоит село без праведника… Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор»
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год- Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный.
Рассказ « Матренин двор» События рассказа происходят летом 1956 года. События рассказа происходят летом 1956 года. Автор-рассказчик Игнатич возвратился.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
«Матрёнин двор» А.И.Солженицын Урок литературы в 11 классе Плискановская Л.Н. МОУ СОШ 8 г. Радужный ХМАО-Югра.
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Творчество А. И. Солженицына В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
ГБОУ СОШ 47 Им. Д.С. Лихачева НОСКОВА Юлия Федоровна учитель русского языка и литературы Общий стаж 22 года Педагогический стаж 22 года Педагогическое.
Белоцерковская Татьяна Юрьевна, МБОУ СОШ 21 города Ставрополя.
Живое слово. Элементы урока в 5 б классе. Крестьянский уклад жизни и народное творчество. Цель: усвоение системы ценностей русского народа; осознание.
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
«Матрёнин двор» Выполнила: Новгородова Анастасия. Студентка группы ДО 14 В. Проверила: Однокопылова Е.П ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж» им.
Транксрипт:

Технология РКМ Автор Купцова Е.Ю.

Цель - Знакомство с системой образов, художественным своеобразием рассказа, выявление представлений автора о судьбе русской деревни. Методика - Работа в малой группе в технологии Развития Критического Мышления.

Соберите обиды и беды, выпавшие на долю героини рассказа. Опишите детали убого быта Матрены. Как отразилось бытие на внешнем облике и нраве Матрены? Дайте свое определение слова «праведник».

Воспоминания Л. Чуковской об А. А. Ахматовой. Запись устной оценки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Удивительная вещь… Удивительно, как могли напечатать. Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь у него не Матрена, а вся русская деревня под паровоз попала – и вдребезги… Мелочи тоже удивительные… Помните – черные брови старика, как два моста навстречу друг другу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мертвые… а тараканы под обоями шуршат? Запомнили? Как далекий шум океана! И обои ходят волнами… А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрену молодой… И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения…

Из статьи Н. Локтионовой «Не стоит село без праведника» Первоначальное (авторское) название рассказа – «Не стоит село без праведника» – несло в себе основную идейную нагрузку. А. Твардовский предложил ради публикации более нейтральное название «Матренин двор». Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой двор. Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Гордиенко Т. В. «Особенности языка и стиля рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Напевность и мелодичность речи Матрены создается сочетанием современных и старинных русских слов и форм речевого выражения: летось, по-бывалошному, иззаботилась, закружавилось, не прихватил ли кто неуладкой чужую воду освяченную? Интересны также пословицы и поговорки, образные выражения, которых в рассказе немало: Умная выходит замуж после Покрова, а дура – после Петрова, ни к столу, ни к перилу эта работа, пошел он на войну и ни весточки, ни косточки, незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут, как родилась – не помню, как умру – не знаю. В начале рассказа особую атмосферу ладной жизни Матрены создают уменьшительно-ласкательные формы существительных: базарец, плотинка, мостик, дворик, оконца, сахарку, сальца, раздобыть сенца, пятнадцать соток песочка (о наделе земли, который выделил колхоз).

Перегруппировка. Пересказ в новой группе основных положений статьи.

Прослушивание песни «Другие времена» современного автора-исполнителя Тимура Шаова о судьбе деревенской женщины в наше время

Нарисовать краеугольные камни, на которых стоит Русский дом. Растолковать символику своего рисунка.

Случайна или закономерна гибель Матрены? Подобная судьба у меня вызывает… В чем состоит идея национального спасения по Солженицыну?