ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ФАС России и деловое сообщество: правовые основы сотрудничества и каналы коммуникации доклад А.Г. Сушкевича, начальника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Advertisements

Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2009 г. Правовое поле и полномочия ФАС России.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ФАС России и деловое сообщество: правовые основы сотрудничества и каналы коммуникации доклад А.Г. Сушкевича, начальника Аналитического управления ФАС России Москва, 2012 г.

2 Защита конкуренции определена Конституцией России В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция Российской Федерации, ст.8 Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Конституция Российской Федерации, ст.34

3 Основные направления деятельности ФАС России Надзор и контроль за соблюдением законодательства: о конкуренции на товарных рынках о конкуренции на рынках финансовых услуг о естественных монополиях о рекламе о государственных закупках

4 Взаимодействие с ФАС России в целях восстановления нарушенного права ФАС России – административный орган, который по заявлению хозяйствующего субъекта выявляет и пресекает нарушение законодательства и осуществляет при этом защиту права хозяйствующего субъекта.

5 Защита нарушенного права при применении антимонопольными органами закона «О защите конкуренции» ФАС России уполномочен вмешиваться в гражданско-правовые отношения в целях защиты конкуренции (правовая позиция Пленума ВАС РФ)

6 О применении антимонопольного законодательства к договорным отношениям (правовые позиции ВАС РФ) Заинтересованное лицо вправе обратиться в антимонопольный орган за защитой нарушенного права по делам, вытекающим из договорных отношений, в том числе при отказе от заключения договора, необоснованном навязывании невыгодных условий договора Предписание антимонопольного органа заключить договор не может рассматриваться как нарушение свободы договора, поскольку статья 421 Гражданского кодекса РФ допускает ограничение свободы договора иными законами. Одним из таких законов является закон «О защите конкуренции»

7 Выявление нарушений антимонопольного законодательства: в каких случаях ФАС России обязан выступить в защиту прав предпринимателей Если права предпринимателя нарушены хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (злоупотребление доминирующим положением) Если права предпринимателя нарушены публично-правовым образованием Если права предпринимателя нарушены антиконкурентным соглашением участников рынка Если права предпринимателя нарушены антиконкурентным соглашением участников рынка и публично-правового образования

8 Меры, которыми располагает ФАС России для восстановления конкуренции на товарном рынке и защиты нарушенного права хозяйствующего субъекта предписание нарушителю совершить действия, направленные на восстановление конкуренции (прекратить ограничивающие конкуренцию действия, заключить договор, осуществить технологическое присоединение и иное) обращение с иском в суд с целью понудить нарушителя исполнить предписание штраф за совершенное нарушение, штраф за неисполнение предписания

9 Когда можно и нужно обращаться в антимонопольный орган в случае злоупотребления доминирующим положением (наиболее часто встречающиеся обращения) типичные нарушители: субъекты естественных монополий (владельцы сетей и инфраструктуры), предприятия водоканала, крупнейшие участники рынка – монополисты (отказ в заключении дилерского договора) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар создание дискриминационных условий

10 Когда можно и нужно обращаться в антимонопольный орган в случае антиконкурентных действий публично- правовых образований (наиболее часто встречающиеся обращения) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного законом о защите конкуренции

11 Когда можно и нужно обращаться в антимонопольный орган в случае антиконкурентных соглашений участников рынка (наиболее часто встречающиеся обращения) картельные соглашения, которые ведут к разделу рынка, установлению цен или бойкоту покупателей (продавцов) товара создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара

12 Как ФАС России осуществляет защиту нарушенного права предпринимателя Регламентированная процедура рассмотрения заявлений о нарушении права предпринимателя в результате нарушения антимонопольного законодательства Регламентированная процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (участие заявителя, рассмотрение всех его заявлений и ходатайств в ходе рассмотрения дела, учет ходатайств заявителя при определении содержания предписания) Меры по устранению нарушения и восстановлению нарушенного права разрабатываются с участием хозяйствующего субъекта, пострадавшего от действий нарушителя Контроль за исполнением предписания нарушителем

13 Немного статистики (злоупотребление доминирующим положением) 2011 годРассмотрено заявленийВыявлено нарушений Электро- и теплоэнергетика Газоснабжение Перевозки железнодорожным транспортом Связь84993 Со стороны субъектов естественных монополий

14 Немного статистики (антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления) 2011 годРассмотрено заявленийВыявлено нарушений Необоснованное препятствование деятельности хозсубъектов Установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров 6196 Предоставление государственной или муниципальной преференции Всего заявлений хозсубъектов

15 Пресечение нарушений Федерального закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Антимонопольный уполномочен рассматривать дела о нарушении законодательства о государственном заказе и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием конкретного способа устранения нарушения, в том числе выдавать предписание об отмене результатов торгов

16 Ввести процедуры административного обжалования действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления указанными органами полномочий в области строительства и земельных отношений. Что планируется в 2013 году

17 Взаимодействие бизнес-сообщества с ФАС России при осуществлении контроля за экономической концентрацией В случае, если предполагаемая сделка может привести к ограничению конкуренции, ФАС России обязан запросить мнение участников рынка о негативных последствиях сделки и возможных способах их компенсации. Направления совершенствования такой процедуры.

18 Взаимодействие бизнес-сообщества с ФАС России через экспертные советы В ФАС России созданы 27 экспертных советов, участие в экспертном совете осуществляется в заявительном порядке.

19 Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции» и ОКС (Общественно-консультативный совет) Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции» - крупнейшее профессиональное объединение юристов и экономистов, действующих совместно с ФАС России в защиту конкуренции. ОКС - форум, представляющий гражданские и правозащитные организации, задача которого –оценка деятельности ФАС России с точки зрения её соответствия интересам граждан, принципам законности, добросовестности и открытости. ОКС созданы при каждом территориальном управлении ФАС России.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas