Требования к разработке методических материалов. Преподаватели средних профессиональных учебных заведений выполняют различные виды научно-исследовательских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Advertisements

LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ.
Требования к оформлению учебно – нормативной документации.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Транксрипт:

Требования к разработке методических материалов

Преподаватели средних профессиональных учебных заведений выполняют различные виды научно-исследовательских и научно- методических работ: Фундаментальные, обобщающие концепции, подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогики; предлагающие модели развития педагогических систем; Прикладные, углубляющие изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрывающие закономерности многосторонней педагогической практики; Разработки, обосновывающие конкретные научно- педагогические рекомендации на основе уже известных теоретических положений.

Причины, побуждающие преподавателей создавать методические разработки - потребность поделиться накопленным опытом, наблюдениями, педагогическими находками, открытиями; - отсутствие, недостаточность или просто неудовлетворительный уровень учебно- методической информации по каким-либо вопросам; - необходимость в самоутверждении у коллег, перед аттестационной комиссией и т.д.

Учебник – (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ ) Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе ( и ГОСТу), и официально утвержденное в качестве данного вида издания

Учебное пособие - (МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ ) работа для реализации целей учебного курса (части курса, нескольких разделов или основных вопросов курса) на основе примерной или рабочей программы. Учебное пособие может использоваться как дополнение к учебнику.

Основные разновидности учебных пособий: учебные пособия по части курса, по конкретному разделу (частично освещающие курс); лекции (курс лекций, конспект лекций)

Курс лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Конспект лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Особенности курса лекций ( или конспекта лекций) Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов. Должен обеспечиваться самоконтроль студента (вопросы для самоконтроля, тренировочные задания, тесты) Должен быть представлен список литературы по теме, модулю, блоку. Курс лекций может быть в виде таблиц, схем, слайдов и т.п. Может дополняться такими подразделами как: глоссарий (справочник, словарь); хрестоматия (включает публикации классиков, известных ученых по материалу дисциплины, изложение отличных от общепринятых взглядов на проблемы учебной дисциплины отдельных авторов, описание классических экспериментов, новейшие публикации, выдержки из нормативных документов)

Учебно-методическое пособие – работа, содержащая материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Главная цель – оказание конкретной методической помощи людям, обучающимся по образовательным программам, предусматривающим значительный объем самостоятельной работы по базовому учебнику. Кроме того, учебно-методические пособия издаются в помощь изучающим сложные дисциплины, требующие применения и освоения значительного по объему учебного материала.

Методические рекомендации (указания) - небольшие по объему методические материалы, представляющие собой разъяснения для преподавателя (если для студента – методические указания) по организации изучения определенной дисциплины, раздела, конкретной организационной форме (например, написание курсовой работы, подготовка к зачету). Методические рекомендации для преподавателя должны описывать методику преподавания курса, раздела, темы.

Методические указания для студентов Основная цель – управление познавательной деятельностью студентов. Разрабатываются как инструктивные материалы; При разработке соблюдается принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной работой, т.е. необходимо включать только необходимую информацию, чтобы студент учился работать с книгой, документами; Методические указания должны оставлять возможность студенту работать вдумчиво, не должно быть только механических действий.

Методические рекомендации по изучению дисциплины (как один из вариантов) цели и задачи изучения дисциплины; структура курса и конкретизированные отдельные модули (разделы, части), составляющие курс рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины; описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»; рекомендации по использованию материалов учебно- методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; рекомендации по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению внеаудиторной работы и т.д.; рекомендации по написанию курсовой работы; список рекомендуемой литературы

Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий Практическая работа – метод овладения обучающимися знаниями практического характера, которые тесно связаны с навыками. Цель практических работ – применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных и других навыков. Лабораторная работа – проведение обучающимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.

Структура методических указаний к ЛР и ПР/ПЗ Структура: титульный лист (дисциплина, преподаватель, номер и тема занятия); пояснительная записка (назначение, характеристика содержания, укрупнённые требования к знаниям и умениям студентов после проведения работ и занятий по дисциплине); содержание (цель работы, основные теоретические положения, порядок выполнения, задание, оборудование, содержание и форма отчёта о проделанной работе, контрольные вопросы, учебная и специальная литература); список литературы.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Структура: – титульный лист; – пояснительная записка (назначение, основные виды самостоятельных работ); – содержание (номер и тема работы, перечень заданий, цель заданий, содержание заданий, сроки выполнения, объем работы, требования к результатам работы, критерии оценки, форма контроля, список литературы); – список литературы

Методическая разработка – небольшая по объему методическая работа (охватывает проблемы методики изучения основных вопросов курса, части курса, отдельных тем курса или предметов). Выполняется в соответствии с утвержденной программой предмета, курса, как на уровне всей системы образования, так и для ведомственного образования. Основной целью работы является раскрытие методики: Преподавания; Овладения курсом, предметом (самостоятельно); Новой, оригинальной методики.

Методическая разработка учебного занятия Методическая разработка учебного занятия Методическая разработка темы дисциплины Методическая разработка темы дисциплины

Технология разработки методических материалов Выбор темы Отбор содержания и определение вида методической разработки Подготовка иллюстрированного материла, таблиц, диаграмм Электронная версия методического пособия Корректировка Распечатка, переплет Получение рецензии (внутренней и внешней)

Выбор темы методических материалов - писать только о том, чему не удовлетворяют существующие публикации; - актуальность и перспективность содержания; - писать только о том, что интересует самого преподавателя; - писать только о том, что педагог сам досконально изучал, освоил; наличие положительного педагогического опыта автора; - писать для практического применения (для самого себя, коллег, обучающихся и студентов).

Структура 1. Титульный лист 2. Оборотная сторона титульного листа 3. Содержание 4. Введение 5. Основная часть (части, разделы, главы, параграфы, абзацы, текстовые суждения) 6. Заключение 7. Приложения 8. Список использованных источников

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Титульный лист- это первая страница методической разработки, на которой находятся входные данные: - название учебного заведения (согласно Устава) - инициалы и фамилия автора (авторов) - название учебной дисциплины - название работы - вид работы (учебное пособие, учебно - методическое пособие) - город и год издания

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Аннотация – краткая характеристика содержания методической разработки. В ней в сжатой форме указываются лишь существенные признаки содержания работы. Аннотация включает в себя: - данные об авторе, должность; - название работы; - конкретная форма аннотируемой работы; - объект изложения и его основные характеристики (основное ядро темы и аспекты ее освещения) - отличительные черты работы по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению; - конкретный читательский интерес (кому адресуется работа)

СОДЕРЖАНИЕ В содержании должны выносится названия всех частей, разделов, параграфов и пунктов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала частей, разделов, параграфов, пунктов. Написание название в содержании должно быть точной копией названий в тексте и словесно и графически. Например, если в тексте написано «Часть первая», то и в содержании надо писать «Часть первая», а не «Часть 1».

ВВЕДЕНИЕ Введение – это вступительная, начальная часть методической разработки. Во введении дается информация, подготавливающая читателя к восприятию основной части. Во введении указывается: - обоснованность выбора темы; - актуальность темы, значимость; - дидактические цели и задачи изучения; - место разрабатываемой темы в учебном процессе, связь с другими дисциплинами; связь с практической деятельностью будущего специалиста; - практическая значимость разработки; - новизна; в чем авторство - педагогическая целесообразность; - сведения о порядке размещения материала; - могут быть изложены теоретические положения необходимые для лучшего понимания основной части текста

Как обосновать авторскую позицию?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть – это последовательно освещение содержания разделов. В основной части раскрывается замысел. Раскрываемая тема должна быть соизмерима с ролью и местом темы в программе, учебном плане, государственном образовательном стандарте и соответствовать времени, отводимому на ее изучение.

В основной части следует обеспечить: Соответствие содержания требованиям ГОС СПО/НПО, предъявляемые к содержанию и уровню подготовки выпускников; Соответствие излагаемого материалы современному состоянию науки и технике в данной области; Краткость и четкость формулировок, положений, правильность единиц измерений, требований ГОСТ, нормативов, охраны труда и т.д. Наличие заданий, вопросов для самоконтроля, повторения (особенно для учебно-методического пособия)

Учебное пособие, учебно-методическое пособие Должно быть сопровождение текста информации таблицами, графиками, рисунками. Учебное пособие также в основной части может содержать совокупность вопросов и заданий для студентов, различных уровней сложности. Материал пособия не должен дублировать материал источников, в т.ч. учебников по аналогичной тематике.

Учебно-методическое пособие Должно содержать материал, позволяющий самостоятельно освоить студентам определенный раздел или часть учебной дисциплины. Учебно–методическое пособие может содержать материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.

Не следует в основной части: загромождать маловажными сведениями, фактологическим материалом, второстепенными вопросами, общими рассуждениями. без особой необходимости использовать цифровой материал, статистический материал

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении даются рекомендации по использованию методической разработки в учебно- воспитательном процессе, обобщение результатов использования. Текст заключения должен соотноситься с поставленными во введении и раскрытыми в основной части целями и задачами. В заключении можно отразить: - краткий вывод изложенного выше; - итоговый синтез всего значимого и нового, что содержится в разработке; - оценку результатов (полученных или ожидаемых); - наметки на продолжение; - перспективу данной темы.

ПРИЛОЖЕНИЯ - - это часть текста дополнительного характера, но необходимая для более полного освещения тема или для удобства пользования методической разработкой; - это дополнительный материал который «загромождает» основную часть разработки и в полном объеме нарушает стройность композиции текста; - это может быть справочная информация, расчетные данные, образцы дидактического материала, планы уроков, положения, инструкции, копи документов, иллюстрации и т.п. - приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ строго по алфавиту оформляется в соответствии с ГОСТом основная часть литературы должна быть издана в течение последних 5-10 лет (в зависимости от специфики учебной дисциплины)

Рецензирование

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !