Использование интерактивных форм Семинар 16.12.2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Advertisements

Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Правила управления успехом на уроке Учитель математики и информатики Изминской средней общеобразовательной школы Г.М.Галиева МОУ Изминская средняя общеобразовательная.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» Асбестовского городского округа.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Управление уроком как показатель творческой самореализации учителя Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь,
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ. Основополагающая идея школы: поиск путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Транксрипт:

Использование интерактивных форм Семинар

Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча

Значение интерактивных форм и методов обучения Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; Повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых; Развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации; Изменение установок (на сотрудничество, эмпантию) и социальных ценностей; Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Interactive - Inter – взаимный to act - действовать

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся освоение учеником опыта (стихийно или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом позволяет детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя

Методы обучения: ВзаимосвязьХарактеристика методов обучения Пассивные методы обучения (определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика, преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество Активные методы обучения (обеспечивают высокую познавательную активность, самостоятельность, психосоциальный рост личности школьника) Интерактивные методы обучения (Постоянное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание, учитель и ученик выступают равноправными субъектами обучающего процесса)

Способы активизации познавательной деятельности учащихся Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа 1.Применение нетрадиционных форм урока уроки-конкурсы Уроки-деловые игры уроки-игры Уроки-прессконференции уроки-лекции Уроки-соревнования уроки-обобщения Уроки типа КВН уроки-поиска истины Тетрализованные уроки уроки-семинары Уроки-консультации уроки-экскурсии Уроки с групповыми формами работы уроки-конференции Уроки взаимообучения учащихся уроки-концерты Уроки-зачеты межпредметные уроки Уроки-аукционы Уроки-творческие отчеты уроки-форумы

Способы активизации познавательной деятельности учащихся 2.Использование нетрадиционных форм учебных занятий 1. Интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой. 2. Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно- практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала. 3. Проектные занятия, направленныена воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъективных отношений).Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения Игровые формы ролевыедидактические имитационныеОрганизационно- деятельностные

Применение проблемно-задачного подхода Виды ситуаций Ситуация –выбор ( имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных,необходимо выбрать правильное) Ситуация-неопределенность ( возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных) Ситуация-конфликт ( содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей) Ситуация-неожиданность (вызывает удивление у обучаемых своей параддоксальностью и необычностью) Ситуация-предложение (преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности…) Ситуация-опровержение (необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи) Ситуация-несоответствие (не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления…)

Использование всех форм учебной работы учащихся Формы учебной работы учащихся коллективные групповые индивидуальные фронтальные бригадные парные

Внедрение авторских развивающих дидактических приемов «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом) «Для меня сегодняшний урок…» ( ожидание от изученной темы, установка на объектизучения, пожелания в адрес организуемых занятий) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнения о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов) «Работа в диадах» ( предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа) «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего- либо : «Я бы, пожалуй, сделал так…) Метод недописанного тезиса («Самым трудным для меня было…», «Я однажды наблюдал в жизни своей…») Пантомомическое изображение предмета разговора Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак)

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся Эмоциональные ( поощрение, создание ситуации успеха, учебно- познавательные игры,стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью) Познавательные (опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе- развивающаяся кооперация) Волевые (информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности. Социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развития эмпантии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само-и взаимопроверки)

Уровень усвоения знаний 1. Узнавание Обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками 2. Репродуцирование Обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал 3.Продуктивная деятельность Обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, жизнью 4.Творческая деятельность, трансформация Обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать приемы и способы их решения

Игра как средство интерактивного обучения Ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям Классифиувция игр 1.По игровой методике:предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация 2.По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные,тренинговые, воспитательные,продуктивные, развивающие, творческие… 3.По области деятельности: интеллектуальные, социальные,психологические, физические, трудовые 4.По игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные, со средствами передвижения, комнатные…

Игра не терпит скуки, привычных впечатлений. Игре присущие новизна, неожиданность. Все эти особенности являются сильнейшим побудителем познавательного интереса, заставляющими наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать и находить выход из создавшейся ситуации.

Деловые игры. Смысл деловой игры заключается в имитации реальной обстановки. Общие принципы проведения деловых игр: - демократическая обстановка; - формы и методы проведения предполагают групповую работу, групповую работу, свободное обсуждение, свободное обсуждение, дискуссии, дискуссии, ролевые игры. ролевые игры. Эти методы обучения: - повышают интерес к предмету, - обеспечивают более глубокое усвоение материала, выработку практических навыков. выработку практических навыков.

Для организации и проведения деловой игры необходимо следующее: подготовка методического обеспечения; подготовка инструктивных заданий и, возможно, пробное проведение игры с группой; адаптация деловой игры к соответствующему контингенту учащихся и условиям ее проведения; проведение необходимых расчетов для оценки последствий различных вариантов решений, формирование оптимального или рационального решения для каждого фрагмента игры; предварительное формирование состава игровых групп; подготовка будущих участников игры, оценка уровня их готовности к игре.

Характеристика основных имитационных методов активного обучения. Метод анализа конкретных жизненных ситуаций Метод анализа конкретных жизненных ситуаций: - учащимся предъявляется некая сложная и иногда неоднозначно решаемая жизненная ситуация. - задача учащихся – принять решение для конкретной жизненной ситуации. (Для активизации занятия могут быть организованы группы, каждая из которых предлагает свой вариант решения (в виде рецензии или публичной защиты). - итог подводит учитель, проводящий занятие. Характерологическими признаками анализа конкретной жизненной ситуации являются: –коллективная выработка решений; –многоальтернативность решений; –единая цель группы при выработке решений; –наличие системы группового оценивания деятельности учащихся; –наличие управляемого эмоционального напряжения учащихся.

Методика проведения дебатов Дебаты как форма дискуссии обычно применяются, когда необходимо обсудить сложную и противоречивую проблему, имеющую неоднозначное решение. Цель дебатов – научить учащихся высказывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Учащиеся должны уметь также приводить аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи, постараться своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции. Учитель делит учащихся на две или больше группы в зависимости от количества точек зрения, которые им необходимо обсудить (например, обвинение – защита).

Дебаты Время на подготовку дебатов ограничено: на обдумывание проблемы в группе – не более 15 минут, на обсуждение проблемы группой – 15 минут, общее выступление от группы – также до 15 минут. В каждой группе выбирают своего представителя для выступления и договариваются о том, кто будет фиксировать аргументы противоположной стороны, кто будет задавать ей вопросы и кто будет комментировать выступление своих оппонентов. Представители групп выступают по очереди и имеют право на реплику. Учитель выступает в роли ведущего, следит за регламентом дебатов и порядком выступлений, вопросов и ответов. Итоги дебатов могут подводиться либо самим учителем, либо в форме тайного или открытого голосования.

Методика проведения дискуссии С помощью дискуссии учащимся легче принять решение, оценить противоречия. В то же время учитель получает возможность оценить уровень знаний учащихся и степень их подготовленности. Учитель ставит задачу для обсуждения, описывая определенную сложную жизненную ситуацию и некоторую базовую информацию, на которую могут опираться учащиеся во время обсуждения. Группа делится на подгруппы, состоящие из пяти-шести человек. Работая в подгруппах, учащиеся должны определить преимущества и недостатки каждого варианта возможного решения поставленной проблемы. Время работы в группах – не более 10–15 минут. Каждая группа выбирает представителя, который рассказывает о вариантах решений, полученных в ходе дискуссии. Учитель подводит итоги и обосновывает возможно правильный или правильные ответы, отвечает на вопросы учащихся.

Методика проведения «мозгового штурма» Одной из наиболее распространенных форм принятия коллективного решения является так называемый мозговой штурм, во время которого все участники дискуссии имеют возможность высказать свое мнение или предложения. Использование методики мозгового штурма предполагает соблюдение ряда правил: участникам дается возможность предложить наибольшее количество возможных вариантов решения; не отвергаются никакие идеи, даже если они противоречат здравому смыслу и общепринятому мнению; развиваются идеи других; в процессе мозгового штурма нельзя давать критическую оценку другим идеям.

Мозговой штурм состоит из трех этапов: Первый этап – учитель выбирает небольшой вопрос для обсуждения, ставит перед учащимися задачу и рассказывает о правилах мозгового штурма, контролирует ход дискуссии, дает возможность высказаться всем желающим, выбирает учащегося, который будет фиксировать все высказанные идеи на доске. Он не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте. Второй этап – учитель объявляет небольшой перерыв, чтобы учащиеся имели возможность обдумать все возможные варианты решений, еще раз прочитали их на доске. После этого им предлагается сгруппировать идеи в определенном порядке: что-то полностью исключить, что-то оставить и перечислить их в определенной последовательности. Третий этап – подведение итогов, которое может проходить по группам с использованием форм дискуссии или дебатов.

Тренинг – игра, в которую играют серьезные люди, чтобы выиграть в жизни… Проведение тренинга Передай маску! Цель : данная игра в непроизвольной раскрепощающей атмосфере позволит участникам, спонтанно, с юмором, проявить себя и избавиться от непродуктивных настроений, с которыми они пришли на тренинг или которые приобрели во время работы, создаст непринужденную раскрепощающую атмосферу, сконцентрирует внимание участников, поможет им настроиться на работу в группе. Примечание: чтобы высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от участников высокой активности. Время: 5 минут Расположение зала: круг Техника проведения: участники по кругу передают друг другу эмоциональную маску. Сначала они в точности повторяют выражение лица соседа справа, затем придумывают свое собственное выражение лица и передают его соседу слева. Начинает игру тренер: он поворачивает свое лицо с каким-либо эмоциональным выражением к своему соседу справа так, чтобы он, как можно лучше, смог разглядеть и в точности повторить эту эмоцию на своем лице. Затем этот участник медленно поворачивает голову влево, меняя при этом выражение своего лица на новое, которое он передает своему соседу слева. Также делают все остальные.

РОЛЕВАЯ МЕТОДИКА ДИСКУССИИ Аквариум Внутригрупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные ученики вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, педагог последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью. ИНИЦИАТОР Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора. СПОРЩИК Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: Я дерусь, потому что дерусь!..

РОЛЕВАЯ МЕТОДИКА ДИСКУССИИ Аквариум СОГЛАШАТЕЛЬ Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего ОРИГИНАЛ Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения. ОРГАНИЗАТОР Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы МОЛЧУН Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь ДЕСТРУКТОР Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)

Организация проектной деятельности Классификация проектов 1.По характерной доминирующей в проекте деятельности: –Поисковая (поисковый проект) –Исследовательская (исследовательский проект) –Творческая (творческий проект) –Ролевая (игровой проект) –Прикладная (практико-ориентированная) (практико- ориентированный проект) –Ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект) 2.По предметно-содержательной области: –Монопроект, в рамках одной области знаний –Межпредметный проект, на стыке различных областей 3.По характеру координации проекта: –Непосредственный (жесткий, гибкий) –Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта характерно для телекоммуникационных проектов)

Классификация проектов 4.По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) 5.По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый) 6.По продолжительности проекта (длительный, краткосрочный и т. п.)

Типология Внутришкольный проект – предполагает выполнение учебных заданий по индивидуальному образовательному маршруту с практической ориентацией и рассчитан на учащихся, которые хотят ускорить окончание школы, выбирая учебные программы в соответствии со своими интересами; Проект, выходящий за рамки школы, - для учащихся, которые хотят получить предпрофессиональную подготовку. Внешкольный проект – для выпускников школ, безработных или «трудных подростков», которые хотят принять участие в профессиональном образовании и могут быть приняты в проект через службы по трудоустройству и другие организации.

Этапы проекта Этап ориентирования. Зависит от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) этап длится 3-4 недели. 1.Фаза индивидуального и коллективно обсуждения. Здесь важно показать отличие продуктивного обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать «продукт» и при этом получать образование. 2.Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия. 3.Фаза анализа личного опыта.

Этапы проекта Этап разработки: 1)Фаза разработки индивидуальных задач 2)Фаза анализа личного опыта учащихся 3)Фаза разработки коллективных задач 4)Определение целей 5)Определение ресурсов Этап реализации проекта: 1)Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации 2)Самостоятельная работа учащихся над задачами; 3)Промежуточные обсуждения достигнутых результатов; 4)Оформление проекта Этап презентации результатов проекта: 1)Подготовка презентации 2)Защита проекта

Этапы проекта Этап оценивания проекта: 1)Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; 2)Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; 3)Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); 4)Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; 5)Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; 6)Привлечение знаний из других областей; 7)Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; 8)Эстетика оформления результатов проведенного проекта; 9)Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая, очень важна, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.

Планирование проекта Название проекта (направление проектной деятельности учащихся) Записывается вариант(ы) названия проекта для учащихся. Оно должно быть коротким и понятным, точно отображать суть проектной деятельности или включать название объекта проектирования. Потребность (проблема) Описывается реальная потребность (проблема) людей (определенного человека) доступная для разрешения учащимся и вызывающая у них интерес. Количество часов Записывается полное количество часов, запланированных на выполнение учащимися проекта Класс Указывается номер класса, в котором организуется учебное проектирование Вид проекта Определяется по следующим критериям: - количество участников проекта (индивидуальный, групповой, коллективный); - содержание проекта (моно- или межпредметный); - включенность проекта в учебный план (текущий, итоговый, экзаменационный) Краткая формулировка задачи для учащихся Формулируется краткое задание учащимся, в котором указывается, что может быть сделано в ходе проекта, кто будет конечным пользователем и какие потребности будут удовлетворены. Задание записывается по форме: "Разработать и изготовить… (изделие) …(потребитель) для …(потребность)" Описание проекта Кратко описывается содержание проектной деятельности учащихся, указывается раздел программы "Технология" в рамках которого организуется учебное проектирование

Планирование проекта Цель проекта Формулируется цель учебного проектирования, которая должна отражать конечный результат проектной деятельности учащихся, т.е. что должны освоить учащиеся в процессе работы над проектом, какой вид развития они получают Ожидаемые результаты проектной деятельности школьников Указывается перечень объектов, которые могут быть разработаны и изготовлены учащимися в результате выполнения проекта Задачи проекта Составляется комплекс конкретных задач, решение которых будет способствовать достижению общей цели проекта. Перечень формируемых (развиваемых) у учащихся знаний и умений Межпредметные связи, интеграция с другими дисциплинами Указываются школьные дисциплины и те части их содержания, которые используются (осваиваются) учащимися в ходе проекта знанияумения Составляется перечень теоретических вопросов, изучаемых (закрепляемых) учащимися в процессе выполнения проекта Составляется краткий список умений (проектировочных и технологических), которые формируются или развиваются у учащихся в ходе работы над проектом

Условия запуска проекта ДидактическиеМатериально-техические Записываются варианты форм организации урока, на котором учащиеся приступают к выполнению проекта. Важно, чтобы выбранный вариант активизировал учащихся к последующему обсуждению потребностей, проблем и в дальнейшем стимулировал их работу над проектом. Составляется перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых учащимся для решения задач проекта. Фокус проекта Указывается несколько компонентов проектной деятельности школьников, которые являются наиболее важными для данного проекта. На проработке этих компонентов, по сравнению с другими, акцентируется внимание учащихся и в процессе учебного проектирования отводится больше времени. Соответствие Временным требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ООТ Выписываются коды основных понятий и видов деятельности осваиваемых учащимися в рамках данного проекта. Соответствие Требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по ООТ Выписываются коды требований к знаниям и умениям школьников, которые формируются (развиваются) в процессе работы над проектом.

Понедельное планирование учебного проекта нед. Кол. Час. Тема. Содержание занятия Деятельность учителя Деятельность учащихсяДидакти- ческое обеспечение Обору- дование и материалы На занятияхдома Формулируются темы занятий на весь период учебного проектирования. Выделяются и структуриру- ются содержа- тельные еди- ницы, подлежащие освоению учащимися на каждом запланированно м занятии Записываются основные виды деятельности учителя, используемые методы обучения и формы организации учебного проектирова- ния на каж-дом занятии. Кратко описыва- ется деятель- ность учащихся на занятиях Записывает ся задание, которое учащиеся должны выполнить в период между занятиями Указывается комплекс подобранных и разработан- ных учителем дидактичес- ких материа- лов, обеспе- чивающих качественное проведение запланиро- ванных занятий. Большие по объему материалы выносятся в приложение Указыва- ется оборудо- вание, инструмен- ты и материа- лы, необхо- димые для организа- ции учеб- ного про- цесса на заплани- рованных занятиях

При выполнении проектной работы, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал. В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества

Схема осуществления проекта 1.Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: – предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; – выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками. 2.Организация участников проекта. –Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. 3.Выполнение проекта. –Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Схема осуществления проекта 4.Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик. 5.Подведение итогов проектной работы. –Количество шагов–этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Рефлексия семинара-практикума «Пять строчек по правилам» Санквейн. Сайквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам. 1 строчка – это название темы. 2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. 3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы. 4 строчка – фраза из четырех слов. Показывающая отношение автора к теме. 5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи. Например: 1.Игра 2.Веселая, развивающая 3.Выяснит, оценить, развить 4.Я люблю придумывать игры 5.Моделирование ситуации (разыгрывание ролей)

Технология «Кейс-стадии» Технология Кейс-стади – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (case – случай, англ.). Обучающиеся должны проанализировать практическую ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Использование ситуационного подхода в обучении позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой и сформировать следующие умения: оценить ситуацию; выбрать и организовать ключевую информацию; правильно формировать запросы; определять проблемы и возможности; прогнозировать пути развития ситуации; принимать решения в условиях неопределенности; конструктивно реагировать на критику.

Технология «Кейс-стадии» Ситуационный метод обучения отличается от обычного лекционного семинарского, к которому мы уже привыкли. Он не лучше и не хуже, он просто другой. Учебное занятие с использованием кейс-метода проходит в интерактивной форме, включает индивидуальную работу, работу в ролевых группах, соревновательные формы, моделирование ситуаций. Учитель выступает в роли консультанта по поиску путей решения. В общем и профессиональном образовании кейс-стадий продуктивно используется для изучения экономических, общественных дисциплин, на управленческих специальностях. Программа обучения предполагает знакомство с типологией кейсов, методикой составления кейсов, приемами организации образовательной дискуссии, консультации по внедрению технологии в образовательный процесс, помощь в разработке методических материалов.

Стратегия «Мозаика проблем» Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся. В свободной форме ученики выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием. Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!

Этапы применения: 1.Преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы). 2.Учащиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанной ниже форме. 3.Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам. 4.Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного–двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали. 5. Каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов. 6.Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.

Технология ТОГИС ТОГИС – Технология Образования Глобального Информационного Сообщества, автор-разработчик В.В.Гузеев, д.п.н., профессор АПКиПРО. Для ТОГИС свойственен отказ от акцента на передачу информации. Учитель становится менеджером, организатором образовательного процесса. ТОГИС может быть успешной при проведении пробных и ориентирующих курсов по выбору.

Деятельность учителя в технологии ТОГИС состоит: Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы) Проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков. Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решения задач. Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного и корректировка блоков уроков.

Аргументы: В задачах ТОГИС могут моделироваться знания, способы их освоения, виды деятельности, доминирующие в том или ином профиле обучения и последующей профессиональной деятельности. Задачи ТОГИС предлагают учащимся овладеть современными методами работы с разного типа информацией, а это сегодня одна из ключевых компетенций, которые необходимо формировать в школе. Решая задачи ТОГИС, учащиеся в игровой форме, с помощью компьютерного моделирования проходят профильные пробы. Работая над задачей ТОГИС, школьники на практике овладевают умениями организовать, планировать и выполнять самостоятельную познавательную деятельность, а также анализировать полученные результаты.

Задачи В курсах по выбору нецелесообразно решать задачи, ответы к которым имеются в легкодоступных книгах, например, в учебниках, хрестоматиях по предметам. Малоэффективны задачи, нацеленные на механическую отработку каких-то действий. Целесообразны такие задачи, в результате работы над которыми формируются и усваиваются укрупненные дидактические единицы, рождается целостное представление о соответствующем круге феноменов. Комбинации задач ТОГИС разного уровня позволяют в рамках одного профиля моделировать разные курсы по выбору, исходя из способностей и образовательных потребностей школьников.

Вариант задачи В нашей культурной традиции стало привычным обозначать великодушного и благородного мужчину, отличающегося галантным и уважительным отношением к женщине, словом «рыцарь». Оцените в процентах степень идеалистичности этого представления (0%- все рыцари именно такими и были;100%- таких рыцарей никогда не было и быть не может)

Этапы работы 1.Выделите ключевые слова для информационного поиска. 2.Найдите и соберите необходимую информацию. 3.Обсудите и проанализируйте собранную информацию. 4.Сделайте выводы. 5.Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники 1.Книги 2.Компакт-диски 3.Средневековые тексты и изображения художественных полотен, иллюстрирующих жизнь рыцарей.

Этапы 1.Изучение понятия «рыцарь»(поиск информации, анализ, сравнение и обсуждение) 2.Знакомство с образом жизни рыцарского сословия в различные исторические периоды в разных странах. 3.Систематизация найденной информации, сравнение, анализ и формулировка выводов. Формы представления результатов решения задач: Реферат, электронная презентация,CD-ром.

Варианты пробных курсов Вариант 2. Все содержимое курса по выбору изучается в процессе решения комплекса задач ТОГИС разного уровня, но ориентированных на один профиль. Результаты своего труда школьники оформляют в виде исследовательских работ, научного сообщения, реферата, которые затем обсуждаются и анализируются на специальных занятиях-конференциях.

Правила управления успехом на уроке Любой человек стремится к успеху. С.Френе 1.Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. 2.Необоснованная похвала,гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха.Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика. 3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся. 4.Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке. 5. Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Правила управления успехом на уроке 6. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя,выказывая чувство восторга от общения с одними детьми,заставлять страдать других. 7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Он должен очень много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им. 8. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех урока % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашнее задание.Д/з должны быть красивыми, интересными, творческими,оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме,учитывающими способности и особенности детей.

Правила управления успехом на уроке 10. Наряду с цифрой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка. 11.степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков. 12.Учитель должен научиться включать учащихся в коллективную познавательную деятельность.

Мысль в подарок: Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.