Учебник как средство организации учения Рекомендации к созданию учебно-методического комплекта Карпов Сергей Алексеевич, зам. руководителя по учебной работе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Advertisements

Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Дидактические функции учебно-методического комплекта «Мирный атом» Дозморова Е.В.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Транксрипт:

Учебник как средство организации учения Рекомендации к созданию учебно-методического комплекта Карпов Сергей Алексеевич, зам. руководителя по учебной работе Северский технологический институт Национального исследовательского университета МИФИ

Общие требования к учебному пособию Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля. Педагогические требования определяют пригодность учебного пособия формировать определенные образовательные, общеучебные знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся. Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, которые проявляются в процессе использования учебного пособия.

Педагогические требования 1.Информация, передаваемая с помощью учебного пособия должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки. 2.Научный материал в учебном пособии должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой. 3.Учебное пособие должно формировать достаточно детализированное и, в тоже время, условное представление о предмете. 4.В учебном пособии должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью. 5.В соответствии с требованиями принципа научности все приводимые в УП факты должны быть достоверными, знакомить с методами научного познания окружающего мира. 6.В учебном пособии должна быть представлена система знаний по учебному курсу, дано критическое осмысление материала и ценностные представления о фундаментальных научных понятиях. 7.В учебном пособии должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике. 8.Изложение и организация методического материала учебного пособия должно иметь личностно- ориентированный характер.

Пригодность к применению современных методов и организационных форм обучения Содержание УП должно быть направлено на формирование коммуникативной компетентности обучающихся через применение готового учебного материала для решения задач и проблем окружающей действительности, воспроизведения интегрированных знаний, мировоззрения, отражающего естественно-научную картину мира. При создании и структурировании различного материала УП следует выделить следующие подходы: - коммуникативность, позволяющая организовать диалог обучающегося с книгой; - комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения; - моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении; - автономность, позволяющая рассматривать УП как автономную систему.

Структурные компоненты учебного пособия текст (основной, дополнительный, пояснительный) внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки)

Структурные компоненты учебного пособия: текст (основной, дополнительный, пояснительный) Текст УП должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии. В предложении должно быть не более 16 слов. Для повышения понятности предложений целесообразно уменьшать в них число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, а также определений и наречий. Повышению понятийности предложений способствует предпочтение актива пассиву. Связанные между собой слова следует помещать в предложении ближе друг к другу. При использовании специализированных терминов следует дать правильное определение термина, перевод термина иностранного происхождения, составить указатель терминов, разработать систему вопросов и заданий для работы с терминами. Применяемые в учебнике термины, определения понятий, формулировки законов, объяснения явлений должны соответствовать общепринятым в науке и практике. УП не должно быть перегружено незнакомой терминологией.

Структурные компоненты учебного пособия: внетекстовые компоненты В УП, кроме основного текста, следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы- символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям. В УП следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа. В УП должны содержаться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков Межпредметные связи должны проектироваться внутри содержания тем, разделов, курсов и не обозначаться в отрыве от контекста предмета; В учебниках должны излагаться некоторые сведения из истории научного познания. В учебниках по естественно-научным предметам должны приводиться описания научных гипотез, наблюдений, экспериментов.

Эргономические требования. Требования к иллюстрациям 1.При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы: - информационно-содержательный; - структурно-компонентный; - преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся; - композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации. 2.Иллюстрации следует использовать также для облегчения правильного понимания неизвестных слов, обозначающих данные предметы или явления. 3.Иллюстрации должны раскрывать содержание, заменяющее основной текст, т.е. являться самостоятельным источником информации. 4.Иллюстрация должна быть равнозначна тексту, должна помочь выразить мысль, изложенную в тексте, компенсировать то, что трудно выразить словами. 5.Иллюстрациями могут служить сюжетные, предметные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации. 6.Работа с иллюстрациями должна быть организована на основе заданий репродуктивного, проблемного и творческого характера.

Эргономические требования При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику. Вес УП должен соответствовать силовым возможностям, обучающихся и быть не более: 400г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов. Шрифтовое оформление и качество печати учебника должно соответствовать эргономическим требованиям соответствия возможностям органов зрения человека, соответствия способа кодирования информативных элементов возможностям восприятия и переработки человеком информации, соответствия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека.

Соответствие стандартуСоответствие стандарту Новизна Соб люд ение поли гра фич ески х нор м НаучностьД ос ту пн ос ть Системный подход к содержаниюСистемный подход к содержанию Реализация принципа историзмаиюРеализация принципа историзмаию Наглядность представления информацииНаглядность представления информации Отражение межпредметных связейОтражение межпредметных связей Возможность реализации проблемного обученияВозможность реализации проблемного обучения Воз мож нос ти диф фер енц иро ван ного обу чен ия Орган изаци я учебн ой деяте льнос ти ученик а Ре ал из ац ия ко нт ро ля зн ан ий уч а щ их ся Формирование приемов умственной деятельностиФормирование приемов умственной деятельности Фор мир ован ие моти ваци онно й сфе ры учен ика Осв еще ние вопр осов целе сооб разн ости испо льзо вани я атом ной энер гии Возможные направления воспитательной работы Воспитания культуры учебного трудаВоспитания культуры учебного труда Р а ск р ы ти е о с н о в н ы х м и р о в оз зр е н ч е ск и х п о л о ж е н и й н а о с н о в е в е д у щ и х за ко н о в и те о р и й Соответствие стандартуСоответствие стандарту Новизна Соб люд ение поли гра фич ески х нор м НаучностьД ос ту пн ос ть Системный подход к содержаниюСистемный подход к содержанию Реализация принципа историзмаиюРеализация принципа историзмаию Наглядность представления информацииНаглядность представления информации Отражение межпредметных связейОтражение межпредметных связей Возможность реализации проблемного обученияВозможность реализации проблемного обучения Воз мож нос ти диф фер енц иро ван ного обу чен ия Орган изаци я учебн ой деяте льнос ти ученик а Ре ал из ац ия ко нт ро ля зн ан ий уч а щ их ся Формирование приемов умственной деятельностиФормирование приемов умственной деятельности Фор мир ован ие моти ваци онно й сфе ры учен ика Осв еще ние вопр осов целе сооб разн ости испо льзо вани я атом ной энер гии Возможные направления воспитательной работы Воспитания культуры учебного трудаВоспитания культуры учебного труда Р а ск р ы ти е о с н о в н ы х м и р о в оз зр е н ч е ск и х п о л о ж е н и й н а о с н о в е в е д у щ и х за ко н о в и те о р и й Соответствие стандартуСоответствие стандарту Новизна Соб люд ение поли гра фич ески х нор м НаучностьД ос ту пн ос ть Системный подход к содержаниюСистемный подход к содержанию Реализация принципа историзмаиюРеализация принципа историзмаию Наглядность представления информацииНаглядность представления информации Отражение межпредметных связейОтражение межпредметных связей Возможность реализации проблемного обученияВозможность реализации проблемного обучения Воз мож нос ти диф фер енц иро ван ного обу чен ия Орган изаци я учебн ой деяте льнос ти ученик а Ре ал из ац ия ко нт ро ля зн ан ий уч а щ их ся Формирование приемов умственной деятельностиФормирование приемов умственной деятельности Фор мир ован ие моти ваци онно й сфе ры учен ика Осв еще ние вопр осов целе сооб разн ости испо льзо вани я атом ной энер гии Возможные направления воспитательной работы Воспитания культуры учебного трудаВоспитания культуры учебного труда Р а ск р ы ти е о с н о в н ы х м и р о в оз зр е н ч е ск и х п о л о ж е н и й н а о с н о в е в е д у щ и х за ко н о в и те о р и й Соответствие стандартуСоответствие стандарту Новизна Соб люд ение поли гра фич ески х нор м НаучностьД ос ту пн ос ть Системный подход к содержаниюСистемный подход к содержанию Реализация принципа историзмаиюРеализация принципа историзмаию Наглядность представления информацииНаглядность представления информации Отражение межпредметных связейОтражение межпредметных связей Возможность реализации проблемного обученияВозможность реализации проблемного обучения Воз мож нос ти диф фер енц иро ван ного обу чен ия Орган изаци я учебн ой деяте льнос ти ученик а Ре ал из ац ия ко нт ро ля зн ан ий уч а щ их ся Формирование приемов умственной деятельностиФормирование приемов умственной деятельности Фор мир ован ие моти ваци онно й сфе ры учен ика Осв еще ние вопр осов целе сооб разн ости испо льзо вани я атом ной энер гии Возможные направления воспитательной работы Воспитания культуры учебного трудаВоспитания культуры учебного труда Р а ск р ы ти е о с н о в н ы х м и р о в оз зр е н ч е ск и х п о л о ж е н и й н а о с н о в е в е д у щ и х за ко н о в и те о р и й Общая оценка Педагогическая Оценка Дидактические принципы Педагогическая оценка Дидактические функции Педагогическая оценка Воспитательные и мировоззрен- ческие функции

Информация, которая содержится в разделе «Общая оценка» - Соответствие стандарту; - Новизна; - Соблюдение полиграфических норм. Информация, которая содержится в разделе «Педагогическая оценка. Дидактические принципы» - Научность; - Доступность; - Системный подход к содержанию; - Реализация принципа историзма; - Наглядность представления информации; - Отражение межпредметных связей; - Возможность реализации проблемного обучения средствами учебника. Экспертная оценка

Информация, которая содержится в разделе «Педагогическая оценка. Воспитательные и мировоззренческие функции » - Возможные направления воспитательной работы средствами учебника; - Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий; - Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда. Информация, которая содержится в разделе «Педагогическая оценка. Дидактические функции» - Возможности дифференцированного обучения; - Организация учебной деятельности ученика; - Реализация контроля знаний учащихся; - Формирование приемов умственной деятельности; - Формирование мотивационной сферы ученика; - Освещение вопросов целесообразности использования полученных знаний. Экспертная оценка

Учебник как средство организации учения УМК Как материализованное содержание образования Носитель содержания курса Выполняет информационную функцию Структура ориентирована на усвоение готового текста Как модель организации познавательной деятельности учащихся Средство организации учения Выполняет развивающую функцию Структура ориентирована на организацию деятельности учащихся

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ