Обществознание. Наука Как особая система знаний Как особый вид деятельности – система научных исследований Как система специфических организаций и учреждений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наука как часть культуры. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1.Наука как система знаний. 2.Функции науки. 3. Дифференциация и интеграция наук.
Advertisements

Ученическая конференция. «Современный этап научно- технической революции».
Наука в современном обществе Лехтман Ульяна 9 А класс.
Наука и образование. История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Презентация к уроку по географии (10 класс) по теме: Научно-техническая революция. 10 класс (презентация)
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Выполнил: студент 274 группы А. П. Луч Проверил: д.ф.н., профессор кафедры социологии, С.В. Карпухин Санкт-Петербург, 2019 г. Основные закономерности развития.
КСЕ. Основные тенденции развития современной научной картины мира. Научная революция ХХ века.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ Галанская Ольга Ивановна Учитель информатики МБОУ «СОШ 4 ЗМР РТ» г.Зеленодольск Республика Татарстан.
Информатика и ИКТ. Введение в курс информатики и ИКТ
НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Какие изменения в нашей жизни вызовет техника XXI века? Чем грозит обществу разрушение природной среды? Научно-технический.
Обществознание 8 класс. ПромышленностьСельское хозяйство Транспорт Продолжите список отраслей хозяйства.
НТР и мировое хозяйство Выполнила: Ученица 10В класса Лицея 1 Ахметзянова Наиля 2010г.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
От индустриального общества к информационному МОУ СОШ 2 городского округа город Буй Костромской области.
Транксрипт:

Обществознание

Наука Как особая система знаний Как особый вид деятельности – система научных исследований Как система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми, вырабатывающими, хранящими и распространяющими знания Признаки науки Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения

Функции современной науки Культурно - мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Определяет мировоззрение, которое превращается в составную часть культуры Наука – мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства Данные науки используются для разработки социально - экономических программ

Классификация наук По объекту изучения Точные науки Технические науки Естественные науки Общественные науки Гуманитарные науки О числах и количественных отношениях О технике и механизмах О природеОб обществеО человеке, его мышлении и познании Примеры наук математика Механика, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, философия, политология, юриспруденция, социология, экономика Психология, логика, гносеология

Вице - президент Академии наук В. А. Стеклов, математик : -Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С. Ф. Платонов, историк : -Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. Полемика 20- х ее. XX в. на заседании Академии наук Классификация наук По направленности и непосредственному отношению к практике Фундаментальные науки ________________ Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления ___________________ Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные Прикладные науки ______________________ Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач

Особенности науки Отличие от искусства: отражает мир в понятиях, категориях, законах, правильность, истинность которых проверяется практикой Принадлежит всему человечеству (научные знания – достояние всех) Отличие от других видов деятельности: результат не бывает известен заранее, а принципиально нетрадиционен и является приращением нового знания Преемственность научных знаний: сотрудничество не только с коллегами – современниками, но и своими предшественниками, кроме того, ученый работает для будущих поколений, включает свой труд в будущие исследования Отличие от обыденного познания: глубокое проникновение в суть явлений, теоретический характер этих знаний, ориентация на поиск того, что не лежит на поверхности явлений и процессов, не дано непосредственно чувствам, более того, скрыто от них

Возникновение и становление науки Исторически наука возникла из практики и развивается на ее основе Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства

Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо в их переплетении Пути появления новых наук дифференциация Расчленение, дробление традиционных наук на новые ветви и направления Пример : из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и др. интеграция Объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее известных Пример : физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и др.

Современная наука, или «Большая наука» Не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства Испытывает резкий рост числа ученых и научной информации Все более характеризуется переходом от предметной к проблемной ориентации для решения определенной крупной теоретической или практической проблемы Пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними Ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития

Оценка роли современной науки Сциентизм ______________________ Утверждение «наука превыше всего»; предложение всемерно внедрять науку в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности; отожествление науки с естественно-математическим и техническим знанием, расчет, что с помощью только одной науки можно решить все общественные проблемы; принижение или отрицание социальных наук Антисциентизм _____________________ Резкая критика науки и техники, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей; отрицание науки и техники как сил враждебных и чуждых человеку, разрушающих культуру (негативные последствия НТР, обострение экологической ситуации, военная опасность)

Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Шутка академика Л. А. Арцимовича Наука и общество Наука создает картину мира Создает искусственную природу – техносферу Представления человека о природе Представления человека об обществе Создает и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Представления человека о самом человеке и о его месте в природе и обществе Формирует человека через образование, основанное на науке

Современная наука составляет важнейший компонент научно - технической революции ( НТР ), ее движущую силу. НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества. Этапы НТР 50- е гг. XX в. Начало НТР, появление самого термина 60 – 70- е гг. – I этап Автоматизация производственных процессов : появление еще одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за ее работой С конца 70- х гг. – II этап Компьютерная ( микропроцессорная, информационная ) революция : успехи в электронике ( размер, мощность, легкость, энергоемкость, удешевление )

Главные черты НТР Бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производственную силу Коренные изменения в технической базе производства: широкое применение электронно- вычислительной техники и роботов, появление абсолютно новых химических материалов, открытие и использование новых видов и источников энергии (атомная, термоядерная)

Достижения НТР Применение роботов (автоматически управляемых машин) Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна и др.) Использование новых видов энергии Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки Использование лазеров в технике Освоение космоса

Но : бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР

Технологические революции в истории человечества VI – IV тыс. л. до н. э. Неолитическая революция : переход от присвающего хозяйства к производящему ( скотоводству и земледелию ) XVIII – XIX вв. Промышленная революция : переход от ручного труда к машинному производству Середина XX в. Научно - техническая революция : превращение науки в производительную силу, ускорение технологического обновления производства Конец XX в. Информационная революция : массовое использование компьютеров и переход к передаче и обмену информацией с помощью компьютерных сетей

Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна МБОУ СОШ 1 г. Семенова Нижегородской области