Социологический портрет призывника Материалы социологического исследования (октябрь-ноябрь 2012 г.) НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Инновационный образовательный проект по формированию профессиональных и общих компетенций учащихся» Белово 2012.
Advertisements

Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Ценностные ориентации российской молодежи ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Ценностные ориентации российской молодежи: идеологические.
Исследовательская работа на тему: «Военные реформы В.В. Путина и отношение к ним народа» Выполнили: Ученики 9 а класса МБОУ «СОШ 7» Штельман Максим Анатольевич,
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Служба в Вооруженных Силах-почетная и ответственная обязанность «Я-будущий защитник Отечества» Авторы: Ишков Алексей 10 б класс ИСОШ Коротнев Сергей 10.
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
Почему молодые парни не хотят служить в армии? Автор: Трофимов Георгий Геннадьевич, учитель ОБЖ МОУ «Аликовская СОш им. И.Я. Яковлева» Чувашский республиканский.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих.
С ОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА : Ф ОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ЫПОЛНИЛА : СТУДЕНТКА ГРУППЫ СР – 22 М АМЕДОВА Е КАТЕРИНА.
Тема диспута - «Патриотизм» Вопрос для обсуждения: «Патриотизм –это мода или просыпающееся самосознание нации?»
ФГОС НОО ИНФОРМАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ. Нормативная база Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием.
15 ноября – Всероссийский День призывника. Установлен Распоряжением президента РФ в 1992 году «… в целях повышения общегосударственной значимости и престижа.
Социологический опрос: 1 Вы пойдете служить в армию… А) с желанием; Б) т.к. служба является обязательной; В) уклонитесь от службы. 2 Согласны ли вы с.
Институциональные изменения на рынке высшего образования и образовательные стратегии абитуриентов Мария Юдкевич Высшая школа экономики Екатеринбург, 22.
Социальный проект. Выполнен ученицами 11 «А» класса МОУ СОШ 4 Шубниковой Евгенией и Малхасян Эльвирой.
Транксрипт:

Социологический портрет призывника Материалы социологического исследования (октябрь-ноябрь 2012 г.) НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Характеристика выборки В опросе приняли участие: 218 учащихся школ 14, 49, 91, 180 г. Нижнего Новгорода; 291 учащийся школ Нижегородской области (г. Павлово, г. Володарск, п. Новосмолинский Володарского района, с. Дивеево); 260 студентов нижегородских вузов (НИУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НИУ ВШЭ НФ, НИУ РАНХиГС при Президенте РФ, НГПУ им. Козьмы Минина). Исследование проводилось как среди юношей, так и среди девушек.

Образ российской армии в представлении юношей

Основные аспекты отношения юношей к российской армии Оценки российских вооруженных сил и условий прохождения службы у юношей призывного возраста невысоки. Основные направления критики: дедовщина в армии; её низкая популярность в народе; высокий уровень коррупции; кризис призывной системы. Несмотря на отрицательные характеристики службы в армии, наблюдается желание гордиться российской армией. Юноши не согласны с тем, что российская армия самая непрофессиональная в мире, а, напротив, считают, что с точки зрения истории, русская армия лучшая в мире. Критика армии чаще звучит со стороны студентов, причем они чаще акцентируют внимание на общем плохом положении российской армии, школьников же прежде волнует дедовщина и бытовая неустроенность. Школьники городов области чаще дают положительные оценки многим характеристикам вооруженных сил и армейской службы, они более лояльны, по сравнению с учащимися Нижнего Новгорода.

Наличие занятий по военной подготовке в школе

Уровень интереса юношей к занятиям по военной подготовке Для юношей, помимо занятий в рамках уроков ОБЖ и уроков по военной подготовке, интерес представляют военно-прикладные виды спорта и клубы реконструкции исторических сражений. Те занятия, которые включают в себя игровой или соревновательный компонент, способны привлечь к себе внимание и повлиять на формирование устойчивой мотивации к службе в армии.

Отношение юношей к информации о Российской армии

Использование источников информации о Российской армии

Намерения юношей проходить срочную службу в Российской армии

Намерения служить в армии школьников и студентов

Место службы в армии в жизненных планах юношей Примерно четвёртая часть юношей включает службу в армии в свои жизненные планы, 13% из них выразили однозначное желание идти на службу. Среди школьников процент планирующих или скорее планирующих служить в полтора раза выше, чем среди студентов. А чаще всего собираются идти служить в армию школьники из малых городов области. Среди студентов число не желающих идти в армию выше. Школьники, в том числе и из-за своего инфантилизма, отметили, что пока ещё не знают или не задумывались о своём будущем, и о том, какое место в нём занимает служба в рядах вооружённых сил. Считают себя готовыми или скорее готовыми к службе в армии примерно треть юношей. Причём прослеживается чёткая связь между намерением идти в армию, оценкой своего уровня готовности к ней и даже подготовки к армии в настоящее время.

Отношение родителей юношей к вероятности призыва сыновей на срочную службу

Действия, предпринимаемые родителями юношей, для ограждения своих сыновей от срочной службы

Оценка юношами деятельности военкоматов (средний балл по 5-балльной шкале)

Отношение юношей к деятельности медицинских комиссий Школьники более лояльны по отношению к деятельности медкомиссий, чаще говорят о добросовестности работы данных структур. Студенты, напротив, склонны к критике: они обвиняют медкомиссии в ориентации на выполнение плана, невзирая на заболевания призывников, считают, что медкомиссии за взятки помогают «откосить» от армии, недовольны некомфортной обстановкой при проведении медосмотра.

Рейтинг значимости факторов, способных привлечь юношей на срочную службу *Индекс значимости рассчитан как отношение суммы ответов с присвоенными баллами (где 3 – привлечет в первую очередь, 2 – во вторую, 1 – никого не привлечет), к сумме. Не имеет значения Второстепенное значение Первостепенное значение

Значимость факторов, способных привлечь на службу школьников и студентов Первостепенное значение Второстепенное значение Не имеет значения

Важнейшие составляющие жизненного успеха юношей

Значимость служения Отечеству в структуре жизненных ценностей юношей В структуре жизненных ценностей призывной молодёжи патриотизм, служение Отечеству и его защита занимают последние места и имеют весьма невысокое значение. Особенно наглядно данная тенденция проявляется среди студентов.

Ориентация на различные жизненные ценности у школьников Нижнего Новгорода и области Областные школьники в большей степени ориентируются на патриотические ценности, чем школьники Нижнего Новгорода. Последние, в свою очередь, более заинтересованы в удовлетворении меркантильных запросов.

Характеристика школьников с различными жизненными ценностями Ориентированные на патриотизм и служение Отечеству: Их родители, особенно отцы, наиболее лояльно относятся к перспективам службы сына в армии; Чаще посещают занятия по военной подготовке в школе; Проявляют наибольший интерес к информации о российской армии и службе в ней; Демонстрируют наибольшую готовность к службе в армии. Ориентированные на семью и порядочность: Их родители скорее не против службы сына в армии, но матери настаивают на том, чтобы ребенок сначала окончил вуз; Около половины из них интересуются информацией о службе в армии; Лишь пятая часть представителей группы собирается служить.

Характеристика школьников с различными жизненными ценностями Ориентированные на власть и богатство Их родители, особенно матери, скорее отрицательно относятся к службе сына в армии. В поисках отсрочки от армии они готовы использовать любые средства; Около трети отказываются получать информацию о службе в рядах вооруженных сил; Однозначно планирующих идти в армию совсем немного, зато не менее четверти всё-таки допускают, что могут пойти в армию. Ориентированные на самореализацию и карьеру Их родители наиболее отрицательно относятся к службе в армии, что явно проявляется даже в позиции отцов, и активно ищут возможности получить отсрочку или уклониться от службы; Уровень интереса к информации об армии невысок; Нет ни одного, кто точно собирался бы служить, а около половины говорит, что служба в армии не входит в их жизненные планы.

Служение Отечеству в структуре жизненных ценностей призывной молодежи Служение Отечеству, его защита, патриотизм – важнейшие жизненные ценности для довольно небольшой группы юношей: одновременно все эти три характеристики выбрали 14% из них, однако число указавших на ту или иную характеристику в наборе с другими ценностями уже превышает 40%. Школьники немного чаще, чем студенты вузов, попадают в группу молодежи с ориентацией на защиту Отечества. Однако это, прежде всего, школьники, живущие за пределами мегаполиса. Анализ групп школьников с различными ценностными позициями, свидетельствует о том, что патриотизм и отношение к военной службе зависит: от школьной системы военно-патриотического воспитания; от настроя родителей по поводу службы их сына в армии. Ориентация на патриотические ценности провоцирует интерес и интенсивность потребления информации о вооруженных силах и формирует позитивный настрой к срочной службе.

Специфика отношения девушек к российской армии и срочной службе в ней Общий уровень оценок российской армии среди девушек невысокий, лишь по отдельным характеристикам (профессионализм высшего и среднего руководящего состава армии, статус военнослужащих, современность военной техники) оценки незначительно превышают уровень «удовлетворительно». Наиболее проблемные аспекты в российской армии, с точки зрения девушек – дедовщина и коррупция. Школьницы позитивнее оценивают российскую армию, по сравнению со студентками, что, вероятно, происходит в силу их меньшей включенности в проблематику. А в целом позиция девушек по отношению к российской армии более лояльная по сравнению с юношами, что особенно заметно при сравнении оценок студентов и студенток. Девушек, как и юношей, могут заинтересовать занятия по начальной военной подготовке в рамках уроков ОБЖ. Кроме того, присутствует некоторый интерес к военно-прикладным видам спорта, к лагерям с военной тематикой, к клубам реконструкции исторических сражений, то есть к занятиям, которые могут составить основу досуга молодежи, но их основными организаторами вряд ли смогут выступать образовательные учреждения. Основные жизненные ценности и девушек, и юношей – это здоровье, любимая работа, семья и дети, умственные способности и образование, уверенность в себе. При этом ни юноши, ни девушки не считают защиту Родины, служение Отечеству своим долгом и первоочередной задачей, а значение патриотизма и в той и другой группе весьма невысоко.