Занятие 10 – 11. Лексика как раздел науки о языке. Фразеология как раздел науки о языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская пословица. Задачи: 1) Собрать и изучить информацию по теме проекта 2) Выяснить, знают ли мои товарищи о фразеологии 3) Подобрать занимательный.
Advertisements

Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.

1. Определить последовательность проезда перекрестка
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Прототип задания В3 Площади фигур. Задание 1 Задание 2.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
П РОТОТИП ЗАДАНИЯ В3 В МАТЕРИАЛАХ ЕГЭ Площади фигур.

1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Транксрипт:

Занятие 10 – 11. Лексика как раздел науки о языке. Фразеология как раздел науки о языке.

Цель занятия: Повторить материал по лексике и фразеологии. Повторить тропы и фигуры речи (задания А3, В1). 2

Слово Лексическое значение слова прямое переносное Грамматическое значение слова 3

Основные разделы лексических единиц НазваниеРазновидности Омонимыполныенеполные Синонимыобщеязыковыеконтекстные Антонимыобщеязыковыеконтекстные Паронимыполныенеполные 4

Омонимы слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению. Омонимы омоформыомофоныомографы 5

Омоформы слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. 6 Пример: Лечу самолетом и лечу горло

Омофоны слова, которые звучат одинаково, но пишутся по- разному. 7 Пример: плод [плот] плот [плот] Бал [бал] балл [бал] умолять [умалат] умалять [умалат]

Омографы слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением. 8 Пример: бе́рег берёг бе́регу берегу́ бо́льшая больша́я бо́ры боры́

Синонимы слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи. 9 Пример: бродить блуждать пригласить позвать шёл влачился

Антонимы слова одной части речи, противоположные по значению. 10 Пример: говорить молчать правда ложь добрый злой

Паронимы однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: 11 Пример: отборный отборочный компания кампания нетерпимый нестерпимый

Лексика общеупотребительная и необщеупотребительная 12 Общеупотребительная лексика. Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика. Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий. Необщеупотребительная лексика. Выявляют 3 группы: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

Диалектизмы слова или обороты речи, употребляемые людьми той или иной местности. 13 Пример: хутор поребрик гутарить говорить

Профессионализмы это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. 14 Пример: Подлежащее, вакуоль, гипотенуза

Жаргонизмы. Разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим признаком может служить возрастная категория, профессия, общественный класс. Слова этого разряда, обычно немногочисленные, составляют особый «язык» социальной группы, по использованию которого её члены опознают равных себе (напр., такую роль исполняет молодёжный сленг). Иногда эти слова могут сосуществовать в специфическом «языке» группы наряду с терминами (так, определённое соотношение жаргонизмов и терминов характерно для профессионализмов) или составлять «тайный язык», используемый для общения в условиях конспирации (таковы арготизмы, разновидностью которых является «феня» – язык воровского сообщества и деклассированных элементов). В литературе жаргонизмы ограниченно применяются при изображении речи представителей подобных социальных групп. Например, клёво, ништяк, стибрить, пришить (убить) 15

Историзмы, архаизмы, неологизмы Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли. Архаизм - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. Неологизм - слово, недавно появившееся в языке. Пример: Очи архаизм Кольчуга историзм демпинг неологизм 16

Стилистические разряды русской лексики 1) Нейтральные – называют предмет, признак, действие. Например, лошадь. 2) Стилистически-окрашенные – не просто называют предмет, признак, действие, но и оценивают их. Например, кляча (плохая лошадь), крохотулька (совсем маленький), очи, водрузить. 17

Фразеология. Фразеология (от греч. phrásis, родительный падеж phráseos – выражение и...Логия) - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Признаки фразеологизмов Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями. Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока. Есть, конечно, и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки. Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро, рукой подать – близко. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл. Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла. Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок. Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство. 18

Примеры фразеологизмов и их значения Баклуши бить - бездельничать Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости) После дождичка в четверг - никогда Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности Задать головомойку(баню) - намылить шею, голову - сильно отругать Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами Бирюком жить - быть угрюмым, ни с кем не общаться Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает) Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий На краю земли - где-то очень далеко На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства Ни зги не видно - так темно, что не видно тропинки, дорожки Кинуться очертя голову - действовать безрассудно, с отчаянной решимостью Съесть пуд соли - хорошо узнать друг друга Скатертью дорога - уходи, без тебя обойдемся Работать засучив рукава - работать горячо, со старанием 19

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Тропы речи - (греч. tropos поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении (связаны с лексикой) Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др Стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (связаны с синтаксисом): анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. 20

Тропы речи: ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота. ЛИТОТА (греч. litotes простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола. Метафора (греч. metaphora перенесение) – перенос значения по сходству. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Работа кипит, лес рук, серп месяца. Эпитет – художественное, образное определение. Чаще всего выражается прилагательными или наречиями. Застенчиво улыбаться, парус одинокий. 21

Метонимия (греч. metonymia - переименование) – перенос значения по смежности. Скушай еще тарелочку (не тарелочку, а то, что в тарелочке) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…) СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… 22

Стилистические фигуры. АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский). 23

Домашнее задание. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Дни всё короче, темнее. (2)Ноябрь. (3)Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мерзну, скучаю и путаюсь у всех под ногами. (4)С утра до вечера теперь я дома одна. (5)Собираясь на работу, мама горестно вздыхает: «Мы с отцом придём поздно, в буфете найдёшь, что покушать». (6)Стоит входной двери захлопнуться я одним прыжком к буфету! (7)На фарфоровом блюдечке пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом зеленоватой жидкостью-болтанкой и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. (8)Я знаю: больше мне оставить не могли. (9)Мама и папа съели утром по точно такой же порции. (10)На «детские» и «служащие» карточки выдают по сто двадцать пять граммов хлеба в день на троих это четверть чёрной, тяжёлой, заскорузлой буханки. (11)Ирочкина мама такого хлеба не признаёт. (12)Там же одни отруби и бумага, возмущается она. (13)Разве это можно есть? (14)Можно! (15)Да ещё как! (16)Если ей не нравится, могла бы отдать кому-нибудь мне, например, или Нюре. (17)Но она почему-то не отдаёт. (18)Наверное, сушит на сухари и продолжает запасаться....(19)Снова и снова заглядываю в буфет. (20)Съесть свой дневной рацион сейчас или немного подождать? (21)Ну, съем. (22)А потом что? (23)Терзаюсь самыми мучительными сомнениями. (24)Отхожу от буфета, копаюсь в постылых игрушках. (25)Но чашечка с супом и, в особенности, хлеб так и маячат перед глазами. (2б)Чем бы отвлечься? (27)3атеваю игру в дочки-матери со своим любимым мишкой Микой, хотя он отнюдь не походит на «доченьку». (28)Вот, милая, говорю сокрушённо безмолвному Мике. (29)Приду поздно, отца тоже не жди. (30)В буфете тебе покушать... 31)Тьфу! (32)Опять этот буфет. (33)Запру-ка я его (ключик всегда торчит из медной скважины и служит вместо оторванной ручки) и уйду в другую комнату. (34)Так и поступаю, но покоя всё равно нет. (35)Книгу, которую хватаю с полки, от волнения держу вверх ногами читать я не в состоянии. (36)И вдруг меня осеняет мысль: съем! (37)Тогда, по крайней мере, и беспокоиться будет не о чем. 24

(38)Решено сделано. (39)Холодный суп пью маленькими глоточками, чтобы растянуть удовольствие. (40)Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. (41)Часы тянутся медленно. (42)Сумерки. (43)До выключателя мне не достать, забраться на стул не приходит в голову. (44)Мысли вообще шевелятся в мозгу еле-еле. (45)И я впадаю в какое-то полудремотное состояние. (46)Я не сплю, но нет сил шевельнуться, стряхнуть с себя оцепенение, и отчаянным усилием воли я заставляю себя встать с дивана, на котором прилегла. (47)Надо вырваться на свет, к людям! (48)В панике несусь через длинный пустой коридор на кухню. (49)Там тепло, тлеют керосинки. (50)Агния Степановна жарит блины на постном масле, и на тарелке уже выросла тяжёлая мягкая стопка серых ноздреватых блинов. (51)А запах! (52)Может, попросить один? (53)Да ведь не даст. (54)А если таким жалостливым голосом, и сказать волшебное слово «пожалуйста»? (55)Нет, ни за что! (56)Разве только сама предложит... (57)С надеждой слежу за каждым движением соседки. (58)«Ну дай же, дай! умоляю её про себя. (59)Ну пол, ну четверть блинчика!..» (60)Ирочка! пронзительно кричит Агния Степановна. (61)Неси скорей блины в комнату, остынут! (62)Тарелка, соседка и моя закадычная подруга Ирочка уплывают в тоннель коридора, а я слышу, как в двери их комнаты изнутри звякает ключ... (63)Долго и мрачно нюхаю блинный воздух. (64) И чего, спрашивается, ждала? (65)Не буду больше выходить на кухню. (66)Нечего унижаться. (67)Я нарочно громко запеваю какую-то несусветицу и марширую в комнату. (68)Через некоторое время в дверь стучат. (69)Ирка. (70)Сытая! (71)Я сухо перебрасываюсь с ней несколькими словами и, когда моя подружка, покрутившись у стола, уходит, забираюсь с книгой в угол дивана. (72)Но что это? (73)Почему и здесь, в комнате, столь основательно удалённой от кухни, витает изумительный блинный дух? (74)Повожу вокруг глазами и носом и замечаю на краешке стола бесформенный комок газеты. (75)Его же не было, он появился минуту назад! (76)Разворачиваю бумажку три блина! (77)Эх, Ирка, дорогая моя Ирка! (78)Почему о людях часто думаешь хуже, чем они есть на самом деле? 25

Задания А1-А3, В1 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А3 даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный. А1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героиня считает Ирку настоящей подругой?». а) (62)Тарелка, соседка и моя закадычная подруга Ирочка уплывают в тоннель коридора, а я слышу, как в двери их комнаты изнутри звякает ключ... б) (69)Ирка. (70)Сытая! (71)Я сухо перебрасываюсь с ней несколькими словами и, когда моя подружка, покрутившись у стола, уходит, забираюсь с книгой в угол дивана. в) (74) Повожу вокруг глазами и носом и замечаю на краешке стола бесформенный комок газеты. (75)Его же не было, он появился минуту назад! (76)Разворачиваю бумажку три блина! г) (77)Эх, Ирка, дорогая моя Ирка! (78)Почему о людях часто думаешь хуже, чем они есть на самом деле? А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «осенять» (предложение 36). а) внезапно появляться, возникать б) виднеться смутно, неотчётливо в) постоянно попадаться кому-либо на глаза г) предвидеться, ожидаться в ближайшем будущем A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. а) На фарфоровом блюдечке пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом зеленоватой жидкостью- болтанкой и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. б) Затеваю игру в дочки-матери со своим любимым мишкой Микой, хотя он отнюдь не походит на «доченьку». в) Мама больше не берёт меня с собой в институте холодно, я там мерзну, скучаю и путаюсь у всех под ногами. г) Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. 26

В1. Замените разговорное слово «несусветица» в предложении 67 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. С1. Напишите сочинение-рассуждение по тексту Б. Васильева, раскрывая смысл высказывания А. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 27