20.01.2006 Презентация Климанов Владимир Викторович доктор экономических наук vvk@irof.ru www.klimanov.ru Государственные финансы и бюджетная система РАНХиГС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Advertisements

Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
1 ТЕМА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Транксрипт:

Презентация Климанов Владимир Викторович доктор экономических наук Государственные финансы и бюджетная система РАНХиГС при Президенте РФ. Программа СОНКО 28 сентября 2012 г.

Презентация Бюджет и бюджетная система Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Презентация Управление государственными финансами (1) регулирование использования и (или) использование денежных ресурсов для прозрачного, устойчивого и подотчетного исполнения в рамках бюджетного процесса расходных обязательств государства, обеспечивающих достижение поставленных целей и максимальных результатов деятельности государственных и муниципальных органов власти Цель управления – исполнение финансовых обязательств государства, возникающих в связи с осуществлением его полномочий и функций перед физическими и юридическими лицами, государственными образованиями, субъектами международного права, то есть расходных обязательств разного типа

Презентация Управление государственными финансами (2) Виды управления – институциональное (правовое установление и регулирование правил и процедур для принятия и реализации решений) и операционное (непосредственное принятие и реализация решений) управление Организационная форма управления – циклический по своему характеру процесс составления, утверждения, исполнения и аудита бюджетов (бюджетный процесс)

Презентация Бюджетный процесс регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Презентация Бюджетная система РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга бюджеты городских и сельских поселений

Презентация Публично-правовые образования и бюджеты Российская Федерация – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 83 субъекта Российской Федерации – бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов около 23 тыс. муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа, поселения, районы внутри Москвы и Санкт- Петербурга) – местные бюджеты

Презентация Консолидированный бюджет свод бюджетов на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету

Презентация Общие черты в управлении государственными финансами в различных странах Бюджетный процесс рассматривается как единый цикл, состоящий из взаимосвязанных этапов: бюджетное планирование, исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит Национальные бюджетные системы рассматриваются как единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов

Презентация Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации принят в 1998 г. вступил в силу в 2000 г. около 80 поправок

Презентация Принципы бюджетной системы РФ единства бюджетной системы РФ разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ самостоятельности бюджетов равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов сбалансированности бюджета результативности и эффективности использования бюджетных средств общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов прозрачности (открытости) достоверности бюджета адресности и целевого характера бюджетных средств подведомственности расходов бюджетов единства кассы Статья 28 Бюджетного кодекса РФ

Презентация Федеральный бюджет в гг Доходы, трлн.руб.5,16,37,89,36,77,07,58,18,1 % ВВП23,723,423,622,317,216,016,015,515,0 Расходы, трлн.руб.3,54,36,07,69,9 9,49,7 % ВВП16,315,918,118,225,423,019,518,0 Дефицит, трлн.руб.1,62,01,81,7–3,2–2,9–1,9–1,6 % ВВП7,57,45,44,1–8,2–6,8–4,0–3,0 Прогноз начала 2010 г.

Презентация «Бюджетные итоги» 2000-х годов Бюджетная система и основные бюджетные институты Полноценные публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) Правовые, методологические и технические предпосылки для нового этапа системных бюджетных реформ

Презентация Исходное состояние (до реформы) управления государственными финансами Детальность планирования – аморфность исполнения и отчетности Контроль за соответствием факта плану – несоответствие плана целям и результатам Неопределенность полномочий – неопределенность ответственности Недостаток финансирования – избыток персонала и ресурсов

Презентация Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами Из Бюджетного послания Президента РФ на 2004 г. Идеология бюджетной реформы

Презентация Взаимодействие бюджетной и административной реформ Бюджетная реформа Административная реформа

Презентация Бюджетные новации 2000-х годов Структурирование и формализация межбюджетных трансфертов Разграничение расходных обязательств Закрепление доходных источников Казначейское исполнение бюджетов Внедрение программно-целевого подхода в бюджетном процессе Интродукция корпоративных принципов финансового менеджмента в государственное управление Создание квазирыночных элементов в бюджетном секторе

Презентация Циклы бюджетной реформы (А.М. Лавров, 2005)

Презентация Основные проблемы и вызовы бюджетной политики 1)Высокая зависимость экономики и бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры 2)Функционирование системы государственного управления в ручном режиме 3)Барьеры, препятствующие созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности 4)Неразвитые институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов 5)Слабая увязка с формируемыми государственными программами инструментов программно-целевого планирования

Презентация Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г р Цель – создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально- экономического развития Базовое условие реализации – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы

Презентация Направления повышения эффективности бюджетных расходов внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов власти применение в полном объеме норм законодательства в части формирования трехлетнего бюджета переход к утверждению «программного» бюджета развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг реформирование финансового контроля и развитие внутреннего контроля совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов власти

Презентация Бюджет «Скользящая трехлетка» финансового планирования Определение общей суммы расходов осуществляется на следующий финансовый год Переход к среднесрочному финансовому планированию Последовательная («скользящая») корректировка будущих периодов Однолетний бюджет Трехлетний бюджет tt+1t+2 t+3 Бюджет tt+1t+2 t+3 Бюджет корректировка разработка

Презентация Расходные обязательства Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично- правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году

Презентация Бюджетные ассигнования Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Обоснование бюджетных ассигнований – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году

Презентация Ведомственная структура расходов бюджета распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации

Презентация Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств Получатель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично- правового образования за счет средств соответствующего бюджета Распорядители и получатели бюджетных средств

Презентация Действующие и принимаемые расходные обязательства Действующие обязательства трансферты населению (прямой счет) обслуживание долга (график) содержание сети (индексация) действующие программы (план) Принимаемые обязательства новые законы новые программы принятие включение в бюджет

Презентация Бюджетная роспись Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам

Презентация Отдельные виды обязательств Публичные обязательства – расходные обязательства публично- правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации) Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат государственным (муниципальным) служащим, работникам казенных учреждений, военнослужащим, лицам, обучающимся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения

Презентация Структура расходных обязательств Расходное обязательство Законы, иные нормативные правовые акты, договора или соглашения, заключенные от имени РФ Полномочия, функции, задачи, обязанности Все расходы, возникающие во исполнение обязательства Основание Обязательство Расходы

Презентация Для всех главных распорядителей бюджетных средств Гражданско-правовые обязательства Публичные обязательства Инвестиционные обязательства Межгосударственные обязательства Для финансовых органов Долговые обязательства Межбюджетные обязательства Перечень видов расходных обязательств

Презентация Количество получателей средств Установленный норматив Индекс увеличения расходов Факт расходов прошлого года Методы оценки расходов Метод индексации расходов Плановый метод Нормативный метод Объем расходов в плановом периоде зафиксирован

Презентация Реестр расходных обязательств используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств

Презентация Этапы составления реестра расходных обязательств Предварительный Действующие Плановый ДействующиеПринимаемые Формирование проекта бюджета Уточненный Действующие и принятые Утверждение бюджета Лето Декабрь Начало года Предварительный Действующие Начало следующего года Отмененные или прекратившие действие

Презентация «Прямой» способ формирования реестра расходных обязательств Законодательство Фрагменты законодательства, обуславливающие расходные обязательства Разбиение расходного обязательства по бюджетной классификации Оценка объемов по элементам расходных обязательств Расходные обязательства Нормативно-правовые акты, договора и соглашения

Презентация «Обратный» способ формирования реестра расходных обязательств Бюджетная роспись на год Фрагменты законодательства, обуславливающие расходы для каждой строки Оценка объемов по элементам расходных обязательств Расходные обязательства Разбиение сводных строк бюджетной росписи Группировка фрагментов законодательства

Презентация Виды бюджетных ассигнований ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в т.ч. оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд социальное обеспечение населения предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг предоставление межбюджетных трансфертов предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права обслуживание государственного (муниципального) долга исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда

Презентация Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, в т.ч. вооружений, военной и специальной техники (оборонный заказ), товаров в государственный материальный резерв

Презентация Государственные услуги и государственное задание Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

Презентация Бюджетные закупки Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов потребности Российской Федерации, субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации Под нуждами бюджетных учреждений понимаются потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений

Презентация Бюджетные инвестиции Бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности в форме капитальных вложений осуществляются, как правило в соответствии с долгосрочными целевыми программами (ДЦП), на федеральном уровне – соответственно, федеральными целевыми программами (ФЦП) Могут предусматриваться также ведомственные целевые программы (ВЦП) ДЦП + ВЦП = бюджетные целевые программы

Презентация Программное бюджетирование процесс составления бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования целевых программ посредством государственных (муниципальных) расходов использует анализ затраты-выгоды для целей принятия решения о распределении финансирования является связующим звеном между бюджетом и общим стратегическим планированием

Презентация Новые государственные программы Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588 Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Государственная программа – система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г р Перечень государственных программ 41 программа

Презентация ФЦП, ВЦП Государственные программы Концепция долгосрочного развития Бюджетирование, ориентированное на результат Приоритетные национальные проекты Новые государственные программы: возникновение

Презентация Эффекты внедрения государственных программ Работа министерств тесно увязывается с общими приоритетами развития, достижениями стратегических целей Повышается качество управления бюджетными средствами Осуществляется проведение жесткой бюджетной политики «Мы должны задать принципиально другие требования к эффективности государственного управления и существенно повысить отдачу от использования каждого государственного рубля» В.В. Путин. 10 марта 2011 г.

Презентация Концепция долгосрочного развития до 2020 года Концепция долгосрочного развития до 2020 года ГП 1 Нормативно-правовое регулирование - контроль - лицензирование - тарифы - налоговые льготы и т.д. Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Министерство вытекают из Концепции долгосрочного развития и являются инструментом достижения ее целей объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП реализуются ответственным министерством, могут быть «соисполнители», отвечающие за свои подпрограммы государственные программы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные программы увязаны друг с другом Министерство Государственные программы Минфин России

Презентация Примеры государственных программ Российской Федерации Развитие здравоохранения Развитие образования Поддержка семьи Социальная поддержка граждан Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Развитие пенсионной системы Содействие занятости населения Культура России Охрана окружающей среды Экономическое развитие и инновационная экономика Обеспечение личной безопасности, общественного порядка и противодействие преступности

Презентация Стоимость целевой программы Стоимость программы Прямые затратыКосвенные затраты можно полностью связать с данной программой не могут быть полностью отнесены на одну программу и распределяются по ряду программ

Презентация Критерии эффективности целевых программ Конечные результаты Расходы бюджета Ресурсы Прямые результаты Бюджетные услуги Общественный эффект Материальные, трудовые, финансовые и т.д. Экономичность Экономическая эффективность Социально-экономическая эффективность Бюджетные целевые программы Мероприятия, процессы деятельности Социальная эффективность

Презентация Непрограммная часть федерального бюджета Реализация функций государственной судебной власти Обеспечение деятельности: Прокуратуры РФ Уполномоченного по правам человека в РФ Счетной палаты РФ Центральной избирательной комиссии РФ Совета Федерации Государственной Думы государственной корреспонденции Управление делами Президента РФ Непрограммные расходы федеральных органов исполнительной власти

Презентация Опыт регионов: Москва Перечень первоочередных государственных программ города Москвы (постановление Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. 23- ПП ) Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы (постановление Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. 56-ПП) Методические указания по разработке и реализации государственных программ города Москвы (приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 25 марта 2011 г. 56-ПР/151)

Презентация Межбюджетные отношения в Бюджетном кодексе РФ отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Первая редакция 1998 г. взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса 120-ФЗ от 20 августа 2004 г. взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г.

Презентация Межбюджетные трансферты средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации Статья 6 Бюджетного кодекса РФ

Презентация Дифференциация регионов по среднедушевым доходам Институт географии РАН

Презентация Дифференциация регионов по душевым доходам (к среднему по стране уровню)

Презентация Разница в бюджетной обеспеченности до и после выравнивания в 2011 году рассчитана по 10 наименее и 10 максимально обеспеченными регионам Источник: Минфин России

Презентация Основные модели бюджетного федерализма Американская (конкурентный федерализм) собственные налоги («один налог – один бюджет») самостоятельность в расходах неприятие «мандатов» слабое выравнивание свобода заимствований возможность «банкротства» Германская (кооперативный федерализм) совместные налоги («один налог – три бюджета») совместное регулирование расходов «финансируемые мандаты» сильное выравнивание ограничения заимствований помощь кризисным регионам

Презентация Принципиальная схема разграничения расходных обязательств (полномочий) МСУСФ РФ/СФОрганам МСУ 3б. Делегирование полномочий субъектами РФ МСУРФ Органам МСУ СФРФ Субъектам РФ 3а. Делегирование полномочий Федерацией МСУ РФ Полномочий МСУ СФ РФПолномочий СФ 2. Рамочное федеральное регулирование МСУ Органы МСУ СФ Субъекты РФ РФ Федерация 1. Собственные полномочия установлениевведение исполнению обязательств (осуществле- нию расходов) финансовом у обеспечению обязательст в нормативно-правовому регулированию обязательств Полномочия по:

Презентация Налоговые и неналоговые доходы Налоговые доходы 4,8 трлн. рублей 4,8 трлн. рублей 50% 5,2 трлн. рублей 5, 1 трлн. рублей 37% 1,3 трлн. рублей 9% Межбюджетные трансферты регионам Межбюджетные трансферты внебюджетным фондам 2,4 трлн. рублей 17% 36% 7,5 трлн. рублей (54%) Распределение доходов между уровнями бюджетной системы в 2011 году 6,5 трлн. рублей (46%) с учетом МБТ

Презентация Обеспечение вертикальной сбалансированности Собственные доходы центрального бюджета Доходы местных бюджетов Доходы Расходные обязательства Расходные обязательства центрального бюджета Расходные обязательства местных бюджетов Финансовая помощь

Презентация Формы межбюджетных трансфертов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субсидии бюджетам субъектов Федерации субвенции бюджетам субъектов Федерации иные межбюджетные трансферты межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Презентация Схема распределения средств ФФПР Ингушская Республика Чеченская Республика Усть-Орд Бурятский а.о. Республика Алтай Республика Тыва Коми-Пермяцкий а.о. Эвенкийский а.о. Таймырский а.о. Республика Дагестан Республика Адыгея Карачаево-Черк Рес Камчатская область Кабардино-Балк Рес Республика Калмыкия Рес Северная Осетия Еврейская ао Чукотский а.о. Рес Бурятия Корякский а.о. Брянская область Алтайский край Курганская область Ивановская область Республика Марий Эл Республика Мордовия Чувашская Республика Пензенская область Читинская область Псковская область Магаданская область Кировская область Тамбовская область Ставропольский край Амурская область Рес Саха (Якутия) Костромская область Ростовская область Воронежская область Владимирская область Ульяновская область Приморский край Тверская область Калужская область Хабаровский край Курская область Орловская область Республика Карелия Краснодарский край Саратовская область Тульская область Смоленская область Республика Хакасия Рязанская область Иркутская область Новгородская область Архангельская область Калининградская область Сахалинская область Новосибирская область Волгоградская область Омская область Московская область Нижегородская область Белгородская область Мурманская область Рес Башкортостан Удмуртская Рес Кемеровская область Астраханская область Ярославская область Ленинградская область Свердловская область Республика Коми Оренбургская область Томская область Челябинская область Красноярский край Самарская область Пермская область Вологодская область г.Cанкт-Петербург Республика Татарстан Липецкая область г.Москва Тюменская область уровень бюджетной обеспеченности Бюджетная обеспеченность до выравнивания Бюджетная обеспеченность после распределения ФФПР Бюджетная обеспеченность после подтягивания до уровня 60%

Презентация Основные трудности функционирования бюджетного сектора снижение объемов и качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг распределение средств бюджета одного уровня бюджетной системы осуществляется организациями, административно подчиняющимися другому уровню бюджетной системы недостаточна ориентация на обеспечение эффективности расходования средств и достижение конечных результатов избыточность сети финансирование по смете отсутствие зависимости между количеством сотрудников, величиной бюджетного финансирования и численностью обслуживаемого населения недостаточна нормативная база, регулирующая процесс расходования бюджетных средств, правила хозяйственной деятельности учреждений отсутствие стимулов в предоставлении бюджетных услуг

Презентация Учреждение как поставщик услуг Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично Статья 120 Гражданского кодекса РФ

Презентация Типы государственных и муниципальных учреждений Автономное учреждение некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта Бюджетное учреждение некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ

Презентация Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Федеральный закон 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Бюджетный кодекс Российской Федерации БУ АУ КУ Нормативное закрепление понятий БУ, АУ, КУ

Презентация Государственные услуги Бюджетный кодекс государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами Статья ФЗ государственная услуга – деятельность по реализации функций органа государственной власти (органа государственного внебюджетного фонда, органа МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий), которая осуществляется по запросам заявителей … Статья 2

Презентация Государственные услуги

Презентация Свойства услуг, отличающих их от товара Неосязаемость Непостоянство качества Несохраняемость Неразрывность производства и потребления Услуга это действие, приносящее помощь, пользу другому Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова

Презентация Сферы оказания услуг Транспорт Связь Торговля Информационно-вычислительное обслуживание Жилищное хозяйство Заготовки Коммунальное хозяйство Финансы, кредит, страхование Наука и научное обслуживание Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение Образование, Культура, искусство Управление Общественная безопасность Оборона Прочие виды деятельности

Презентация Признаки публичных услуг Обеспечивают деятельность общезначимой направленности Имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими Осуществляются либо органом власти, либо другим субъектом по заданию органов власти Основываются как на публичной, так и на частной собственности Оказывается за счет государственных ресурсов

Презентация Государственные услуги индивидуальный характер категории потребителей услуги показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых услуг Услуги, носящие коллективный характер показатели, характеризующие качество услуг и порядок их оказания

Презентация Расчетно-нормативные затраты Расчетно-нормативные затраты – затраты, определенные для конкретного бюджетного учреждения расчетным путем в соответствии с порядком определения расчетно-нормативных затрат на оказание бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества бюджетных учреждений, утвержденным соответственно распорядителем средств бюджета объем финансового обеспечения

Презентация Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания Ргз – объем финансового обеспечения выполнения государственного задания – расчетно-нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги – расчетно-нормативные затраты на выполнение j-того вида работ Ри – расчетно-нормативные затраты на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения

Презентация Базовая формула расчета затрат на оказание государственных услуг Nочр – норматив затрат на оказание единицы государственной услуги на соответствующий финансовый год ki – количество единиц оказания одной государственной услуги в соответствующем финансовом году СЛАЙД 75

Презентация Норматив затрат на оказание единицы i-той государственной услуги Nот – норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда Nрм – норматив затрат на приобретение расходных материалов Nси – норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества Nон – норматив затрат на общехозяйственные нужды

Презентация Методы расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги нормативный метод структурный экспертный нормативный и структурный методы Расчет норматива затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда проводится нормативным методом нормативный структурный экспертный

Презентация Методы расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги (1) оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда: произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала на количество единиц времени приобретение расходных материалов: произведение стоимости расходных материалов на их количество коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества: произведение норматива потребления коммунальных услуг на размер тарифа коммунальных услуг общехозяйственные нужды: произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг на их количество Нормативный метод

Презентация Методы расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги (2) распределения расходов на обеспечение деятельности бюджетного учреждения по видам затрат осуществляется исходя из экспертной оценки доли расходов на определенные государственные услуги в общих расходах на обеспечение деятельности бюджетного учреждения Структурный метод Экспертный метод

Презентация Вид НПА, устанавливающих расходные полномочия Объем бюджетных ассигнований, млрд. рублей % к общему объему на гг ВСЕГО11 119, , ,6100,0 Федеральный закон (107) 7 136,27 403,07 270,564,4 Закон Российской Федерации (24) 1 871,61 832,31 801,716,3 Федеральный конституционный закон (3) 1 373,91 435,61 543,912,9 Кодекс (5) 594,4594,3584,25,2 Указ Президента Российской Федерации (21) 127,7129,9124,21,1 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (1) 6,05,55,80,1 Постановление Верховного Совета Российской Федерации (1) 5,54,6 0,04 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (1) 3,5 3,40,03 Иные 0,2 0,002 Плановый реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на гг. 98,8%

Презентация Расходное полномочиеЗаконодательный акт, устанавливающий полномочиеОбъем бюджетных ассигнований, млрд. руб. код наименованиевиддатаномернаименование2012 год2013 год2014 год 020 Исследование и использование космического пространства Закон РФ О космической деятельности 145,7167,9176,3 109 Предоставление высшего и послевузовского профессионального образования Закон РФ Об образовании 421,6418,1407,9 122 Проведение фундаментальных научных исследований Федеральный закон ФЗ О науке и государственной научно-технической политике 84,788,290,6 138 Создание и поддержка государственных музеев Закон РФ Основы законодательства РФ о культуре 22,426,326,5 163 Развитие атомной науки и техники, содействие укреплению режима безопасного использования атомной энергии Федеральный закон ФЗ Об использовании атомной энергии 20,824,7 186 Обеспечение деятельности органов государственной власти Российской Федерации Федеральный конституцион- ный закон ФКЗ О Правительстве Российской Федерации 560,1553,6557,6 223 Обеспечение мер по реализации государственной аграрной политики Федеральный закон ФЗ О развитии сельского хозяйства 123,5115,3129,3 306 Пособие по беременности и родам Федеральный закон ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей 4,34,6 433 Пособия, выплаты и компенсации членам семей военнослужащих, а также лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию Федеральный закон ФЗО статусе военнослужащих 1,6 Примеры расходных полномочий

Презентация Принцип подушевого финансирования для распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями (пример) (типы школ: 1 – начальные, 2 – средние, 3 – общие, 4 – вечерние, 5 – коррекционные, 6 – индивидуальное обучение)

Презентация КЛИМАНОВ Владимир Викторович доктор экономических наук Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации