«Собственный стандарт университета – это возможности, которые вуз предъявляет работодателю, возможности выпускников, федеральный государственный образовательный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Особенности перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Тетюшкина Светлана Александровна Инженер.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
1 Разработка основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС 3+ О.П.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Транксрипт:

«Собственный стандарт университета – это возможности, которые вуз предъявляет работодателю, возможности выпускников, федеральный государственный образовательный стандарт – это ограничения, которые накладывает государство, чтобы не опуститься ниже определенного уровня» Из выступления на семинаре по собственным стандартам университетов О работе над новыми образовательными стандартами МГТУ им. Н.Э. Баумана Доклад на Ректорате 11 октября 2012 г. Проректор по учебно-методической работе С.В. Коршунов

8. Направления подготовки и специальности, по которым … образовательными организациями устанавливаются образовательные стандарты, подлежат включению в перечни, …, на основании заявления образовательной организации об установлении образовательных стандартов. НИУ, ФУ вправе будут разработать собственный образовательный стандарт по направлению подготовки или специальности, которые не входят в перечни направлений подготовки (специальностей), утвержденные Правительством РФ или Минобрнауки России в настоящее время? Внесение нового направления подготовки или специальности в соответствующие перечни происходит по заявлению вуза? Проект ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами

2. Доработка образовательных стандартов МГТУ им. Н.Э. Баумана К настоящему моменту 43 вуза в России получили право работать на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов: 2 - МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ (указ Президента России от 9 сентября 2008 г. 1332). 1 – МГТУ им. Н.Э. Баумана (указ Президента России от 1 июля 2009 г. 732). 4 – вузы, получившие право по указам Президента России в 2012 г. 29 – Национальных исследовательских университетов (в том числе МГТУ им. Н.Э. Баумана). 8 – Федеральных университетов.

ФГОС ВПО Характеристика направления подготовки (сроки освоения) Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП подготовки - - бакалавров - - магистров - специалистов Требования к условиям реализации ООП Характеристика профессиональной деятельности (область, объекты, виды, задачи) Основные элементы ФГОС Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции

Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, включаемые в самостоятельно устанавливаемые отдельными вузами образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. Интересный вывод: если ОСУ должны быть не ниже ФГОС в этих требованиях, то значит, как минимум, должны быть ФГОС по направлениям или специальностям из государственных перечней. Из законодательных актов не следует обязательности соответствия требований к структуре ООП, устанавливаемых образовательным стандартом вуза, и требований к структуре ООП, устанавливаемых соответствующим ФГОС.

Структура ООП бакалавра (пример) Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Код формируемых компетенций Б.3Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД, основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, уметь выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию, конструировать элементы машин и конструкций, владеть навыками работы с современными системами компьютерного инжиниринга, … Электротехника и электроника, Основы технологии машиностроения, Метрология, стандартизация и сертификация, Технология конструкционных материалов ….. Безопасность жизнедеятельности, ПК-1, ПК-2, ПК-10, … Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

МГТУ им. Н.Э. Баумана в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 апреля 1987 г. 452 «О новых принципах подготовки специалистов в МВТУ им. Н.Э. Баумана и развитии его научно-технической базы» и приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 11 мая 1987 г. 330, установлен, начиная с 1987/88 учебного года, срок обучения по дневной форме 5 лет и 10 месяцев. В соответствии с результатами последней аккредитации (лицензия от 21 октября 2009 г. 2373) МГТУ им. Н.Э. Баумана имеет срок подготовки по основным образовательным программам профильных специальностей – 5 лет 10 месяцев. По лицензии 0939 от 22 марта 2011 г. МГТУ определен срок подготовки по специальностям 5 лет и 5 лет и 6 месяцев!!!

1. Порядок разработки собственных образовательных стандартов: Программа перехода МГТУ на уровневую систему ВПО (принята Ученым советом 4 октября 2010 г.). Концепция перехода МГТУ на новые ООП ВПО (принята Ученым советом 4 октября 2010 г.). Порядок разработки образовательных стандартов Университета (ОСУ) - приказ ректора от г /1664. Методические рекомендации по разработке образовательных стандартов - приказ ректора от г /1664. Макеты ОСУ подготовки бакалавра, магистра и специалиста - приказ ректора от г /1664.

2. Порядок разработки собственных образовательных стандартов: Приказ ректора по основным направлениям совершенствования ОСУ – от г /864. Совет по разработке образовательных стандартов Университета – приказ ректора от г /964. Приказ ректора от г /1407 о составе рабочих групп по доработке ОСУ. Выделение 10 пилотных направлений подготовки и специальностей - приказ ректора от г /1407. Перечень направлений и специальностей, по которым разрабатываем ОСУ - приказ ректора от г / образовательных стандартов университета

3. Порядок разработки собственных образовательных стандартов: План работы на период до конца 2012 года и перспективный план на 2013 год - приказ ректора от г /1411. Список профилей в бакалавриате и специализаций в специалитете по программам МГТУ - приказ ректора от г /1583. Разработка концепций подготовки бакалавров и магистров в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Целесообразно вернуться к формированию сводных групп родственных направлений подготовки и специальностей с оптимизацией содержания и объемов дисциплин – 2013 г. Доработка на кафедрах и рабочих группах собственных стандартов и их экспертиза у работодателя. Оформление новой лицензии в соответствии с ОСУ ( в соответствии с постановлением Правительства от г. 626).

Совет по разработке образовательных стандартов и основных образовательных программ МГТУ им. Н.Э. Баумана Председатель-координатор Экспертная группа по анализу разработанных проектов ОСУ Организационно- редакторская группа Группа по разработке концептуальных положений проектирования проектов ОСУ Рабочие группы по доработке проектов ОСУ Рук., сорок., отв. исп., кафедры Группа по разработке общих требований к реализации ООП

Миссия подготовки кадров в МГТУ им. Н.Э. Баумана Термины, определения, сокращения Требования к результатам освоения ООП (компетенции) Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП ……….. формирование ОК Профили бакалавра, специализации специалиста ПСК, ЗУН, дисциплины В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» Концептуальная группа Рабочие группы по доработке стандартов Группа по формированию содержания общеуниверситетских требований Группа по формированию содержания общеуниверситетских требований Схема доработки ОСУ в 2012 г.

Продолжение ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Библиотечные ресурсы; Доступ к Internet; «Электронный университет»; Экспериментальная база (УЭЦ, уникальные лаборатории, отраслевые факультеты); Образовательные технологии; Социально-культурная среда – воспитательный аспект; Потенциал вендоров; Использование порталов и сайтов; Требования к подготовке магистров для поступления в аспирантуру; Социальные функции (обучение слабослышащих); Академическая мобильность.

Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансовое обеспечение учебного процесса

К концепции подготовки магистров в МГТУ им. Н.Э. Баумана: Подготовка магистров осуществляется по двум образовательным траекториям: а) выпускника, получающего по результатам индивидуального обучения и защиты магистерской диссертации «степень» магистра; б) выпускника, получающего «квалификацию» магистра при подготовке по традиционным схемам учебного процесса (лекционные, семинарские и лабораторные групповые занятия) с углубленными (по отношению к подготовке специалиста) исследовательскими разделами и выпускной квалификационной работой (эквивалент выпускавшегося МГТУ «разработчика- исследователя по специальности»).

К концепции подготовки бакалавров в МГТУ им. Н.Э. Баумана: Подготовка бакалавров может осуществляться по двум образовательным траекториям: -ориентированного на профессию с квалификацией, -с широкой базовой естественнонаучной и математической, гуманитарной подготовкой (ориентация на магистратуру), Проблема адаптации выпускников бакалавриата региональных вузов, поступающих в магистратуру МГТУ.

2013 год. Проект ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 72. Высшее образование 4. Лицам, успешно освоившим образовательную программу ВО и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие квалификации или академические степени ВО: по результатам освоения программы академического бакалавриата – академическая степень «бакалавр»; по результатам освоения программы прикладного бакалавриата – квалификация «бакалавр», определенная ФГОС по соответствующим направлениям подготовки; по результатам освоения программы подготовки специалиста – квалификация «специалист», определенная ФГОС по соответствующим направлениям подготовки (специальностям); по результатам освоения программы магистратуры – академическая степень «магистр»; по результатам освоения программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – квалификация «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук;

Идеи (СПбГУ, МГУ, ПермГУ, МГТУ): Ввести понятие двух видов магистерских программ: профессиональные программы и академические программы; в ряде случаев сделать для этих программ разные образовательные стандарты. Разработать сопряженные (единые) образовательные стандарты по направлению подготовки (куда войдут как требования к ООП бакалавриата, магистратуры и специалитета). Ввести по отдельным направлениям подготовки (или отдельным наукоемким профилям внутри направлений) требования реализации образовательного процесса по схеме «интегрированного магистра». Увеличить число групп компетенций (ориентируясь при этом на системы компетенций, разработанные в профессиональных сообществах стран Европы, США, СНГ). Ввести в ОС требования к: –к организации самостоятельной работы студентов; –к организации НИР и практик; –к организации включенного обучения, реализации совместных ОП. Разрабатывать ОС вуза по сопряженным образовательным программам, в том числе по программам, обеспечивающим интеграцию магистерской и послевузовской подготовки.

Спасибо за внимание!