АВТОРСКОЕ ПРАВО: ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ (часть 1) Н.А. Шнайдер, д.м.н., проф. Локальный этический комитет Красноярск, 29 октября 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание 1. Понятие «авторское право» 2. Субъекты авторского права 3. Регистрация авторского права 4. Объекты авторского права 5. Нарушение авторских.
Advertisements

Авторское право в Интернете. Кто может считаться автором?
Ааавторское право. Особенности. Выполнила: Горюнова Н. В.
СОБЛЮДЕНИЕ авторского права в деятельности библиотек.
Права журналистов на создаваемые ими объекты ИС. Взаимоотношения журналистов с работодателями. Понятие служебного произведения.
Авторское право в интернете Презентацию подготовил Тихонюк Даниил.
Авторское право Подготовил ученик 11 класса Казин Фёдор (выдержки из закона Российской Федерации об авторском праве и смежных правах)
1. Понятие авторского права 2. Пределы осуществления авторских прав 3. Срок действия авторских прав 4. Литература.
Обеспечение доступности информационных ресурсов электронной библиотеки образовательного учреждения без нарушения авторских прав правообладателей Граник.
Применительно к рекламе существуют три наиболее часто встречающихся вопроса, касающихся авторского права: использование чужих произведений, грамотная.
1. Авторское право: понятие, субъекты, объекты 2. Субъективное авторское право 3. Авторское право в Республике Беларусь.
Авторские права НЕ распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, способы, решения задач, факты и т.д.
Гражданская отрасль права. Гражданское право отрасль права, нормами которой регулируются имущественные отношения, как с участием граждан, так и юридических.
ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ Новицкая Екатерина Компания Трэгросс Конференция «Деловой Интернет»
Авторское право в области компьютерных программ и данных.
Суворова Ольга ФИС / БО 221-3/1 (342). Возникают только у автора результата творческой деятельности ; Неотчуждаемы : не могут быть переданы другому лицу.
Тема 2. Объекты авторского права 1. Понятие и признаки объектов авторского права 2. Критерии охраноспособности произведений 3. Виды объектов авторского.
Авторское право и интернет Винокур Екатерина Группа Юд-101.
Авторское право. Нормы авторского права регулируются в соответствии с федеральным законом РФ от 18 декабря 2006 г. 230-ФЗ «Гражданский кодекс РФ, часть.
Транксрипт:

АВТОРСКОЕ ПРАВО: ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ (часть 1) Н.А. Шнайдер, д.м.н., проф. Локальный этический комитет Красноярск, 29 октября 2010 года

ВВЕДЕНИЕ «Даже перед тем как открыть шкаф, сперва постучи.» Янина Ипохорская © Шнайдер Н.А., 2010

Дефиниция авторского права Авторское право подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, т.е. объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом (приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно). Копирайт - право делать копии. © Шнайдер Н.А., 2010

История авторского права (1) История АП ведет свое начало со времени появления печатания. Первый известный государственный нормативный акт относительно охраны авторского права касался литературных произведений. Первая международная конвенция, которая касалась защиты авторских прав, принята в интересах книгоиздателей (издатели, книготорговцы объединялись в гильдии, сохраняли монополии на книгопечатанье и книготорговлю, и от них зависели интересы авторов) Первый нормативный акт АП, который закрепил ряд прав авторов и разделил полномочия авторов и издателей, принят в 1709 году в Англии - «Статут королевы Анны». © Шнайдер Н.А., 2010

История авторского права (2) Конец ХVIII века - французский закон ввел право следования, которая относилось к правам наследников автора и распространяла действие имущественных АП после смерти автора. Вторая половина ХIХ века - первым международным многосторонним соглашением, которое касалось АП, стала принятая в 1886 году Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений». В дальнейшем она пересматривалась в Париже (1889 г.) и Берлине (1908 г.), ее дополняли в Берне (1914 г.), Риме (1928 г.), Брюсселе (1948 г.), Стокгольме (1967 г.), Париже (1971 г.) г. - на конференции в Женеве была принята Всемирная конвенция об авторском праве. © Шнайдер Н.А., 2010

История авторского права (3) 1967 г. – в Стокгольме подписана «Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности» (ВОИС), которая приобрела силу в 1970 году. ВОИС создавалась под эгидой ООН как одна из ее специализированных учреждений. Деятельность ВОИС направлена на гармонизацию законодательных норм по интеллектуальной собственности в разных странах, пропаганду современных подходов к управлению авторскими правами, обобщение и предоставление специальных решений относительно отдельных вопросов авторского права и смежных прав (Директивы ВОИС, международные договоры). © Шнайдер Н.А., 2010

Авторское право в РФ С 1993 г. в действовал Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". В феврале 1999 г. Правительством России было принято решение о воссоздании единого федерального органа исполнительной власти, призванного нести ответственность за востребованность интеллекта каждого гражданина России. Федеральный Закон об авторских и смежных правах в РФ вступил в силу 28 июля 2004 года. © Шнайдер Н.А., 2010

СУБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА «Смог бы мальчик, которым вы были, гордиться таким мужчиной, как вы?» Лоренс Питер © Шнайдер Н.А., 2010

Субъект авторского права: автор Первоначальный субъект АП - всегда «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность – автор. Автору принадлежит весь комплекс авторских прав личные неимущественные права и исключительное (имущественное) право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (т. н. «презумпция авторства»). © Шнайдер Н.А., 2010

Субъект авторского права: правообладатель Правообладатели - лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора): различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения; работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя; заказчики, в случае создания произведения по договору заказа; наследники автора или иного обладателя авторского права. © Шнайдер Н.А., 2010

Субъект авторского права: организация Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе - специфический субъект АП. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение. В РФ данные организации функционируют и активно развиваются в течение последних лет. © Шнайдер Н.А., 2010

ОХРАНА АВТОРСКОГО ПРАВА «Почему у лавочников люди воруют мало, а у творцов много?» В. Нестеров, 2010 © Шнайдер Н.А., 2010

Знак охраны авторского права Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны АП. Знак охраны АП помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. Например: © Корпорация XYZ, 2006 Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об АП 1952 года. © Шнайдер Н.А., 2010

Неимущественные авторские права Действуют бессрочно. В РФ могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лицу: право авторства - право признаваться автором произведения; право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, то есть анонимно; право на обнародывание - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародывание), право на отзыв, право на защиту репутации автора - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. © Шнайдер Н.А., 2010

Исключительное право на произведение Право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом - принадлежит автору или иному правообладателю: воспроизведение произведения, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров, публичный показ произведения, импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, прокат оригинала или экземпляра произведения, публичное исполнение произведения сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод или другая переработка произведения, практическая реализация проекта, доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Срок охраны имущественных прав автора В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса РФ (вступившей в действие 1 января 2008 г.) статьей 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70-ти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Срок действия АП следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана» Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных АП в разных странах мира, в том числе и в РФ. © Шнайдер Н.А., 2010

ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами.» Авраам Линкольн © Шнайдер Н.А., 2010

Виды объектов авторского права Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, видео-, теле- или фотокадр); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и др.); в других формах. © Шнайдер Н.А., 2010

Объекты авторского права в науке и образовании Оригинальные статьи, обзоры, клинические случаи и др. Монографии, учебные пособия, атласы и др. Аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы, мультимедийные лекции и другие кино- и телепроизведения) Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии Программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код Производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) Сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда © Шнайдер Н.А., 2010

НЕ объекты авторского права Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера) Официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное) Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное) © Шнайдер Н.А., 2010

НЕ объекты авторского права Авторское право НЕ распространяется на: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования. © Шнайдер Н.А., 2010

Авторское право и право собственности Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено. Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное). © Шнайдер Н.А., 2010

СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «Подготовка и самообразование специалиста ни в коей мере не исчерпываются заучиванием законов и этических кодексов. Наш предмет строится по следующей схеме: правовое и этическое сознание – знание норм – методика деятельности». С.Г. Корконосенко, 2008 © Шнайдер Н.А., 2010

Использование без согласия автора и без выплаты вознаграждения (1) Допускается с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и/или источника заимствования (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2004 года 230-ФЗ): цитирование в оригинале и в переводе, воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках. © Шнайдер Н.А., 2010

Использование без согласия автора и без выплаты вознаграждения (2) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках © Шнайдер Н.А., 2010

Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения Предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Репродуцирование Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли: правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей. © Шнайдер Н.А., 2010

ДИСКУТАБЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА «Международный опыт борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности подтверждает, что не существует ни однозначных решений, ни единственно верного пути к успеху.» И.А. Близнец, 2001 © Шнайдер Н.А., 2010

Несоразмерная длительность защиты авторских прав Привязка АП к сроку жизни автора ставит в неравные условия авторов-долгожителей и авторов ушедших в раннем возрасте. Ранние произведения могут находиться под защитой АП до 150 лет (зависит от срока жизни автора), тогда как поздние только 70 лет после смерти автора. В случае принадлежности имущественных прав АП организации, какое отношение срок их защиты может иметь к продолжительности жизни автора? Патент на изобретение выдаётся только на лет, тогда как авторское право защищается всю жизнь и 70 лет после смерти (это ставит изобретателей и инженеров в неравные условия с авторами находящимися под защитой АП).

Роль авторских обществ и этических комитетов в охране авторского права Без помощи авторского общества автор не может отслеживать все случаи использования его произведений даже в своей стране, не говоря уже об использовании в других странах. Поэтому для авторов очень важно создать национальное общество, обеспечивающее защиту вверенных ему интересов. Наряду с уголовно-правовыми и административными средствами защиты законодательством предусмотрены меры, дающие правообладателям возможность обратиться к гражданско-правовым средствам защиты, которые также играют немаловажную роль в охране авторских прав, например, к Этическим комитетам. И.А. Близнец, 2001.

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ «Плагиат - это текст, в котором оригинальны лищь опечатки.» Сергей Федин © Шнайдер Н.А., 2010

Нарушение авторских прав Плагиат - нарушение неимущественных авторских прав. Контрафакция («пиратство») – нарушение имущественных авторских прав.

Антиплагиат Антиплагиат.ру российский интернет-проект, в рамках которого посетителям предлагается сервис по проверке текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников. В 2006 г. проект признан победителем Пятого Конкурса русских инноваций, отмечен специальными грамотами от ВАК и Министерства информационных технологий и связи РФ. Система Антиплагиат разработана компанией Forecsys.Forecsys

Регистрация авторских прав В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя. © Шнайдер Н.А., 2010

На Джоан Роулинг подали в суд за плагиат. Ее обвиняют наследники британского писателя Эдриана Джейкобса в копировании сюжета из книги, изданной в 1987 году. Впервые о претензиях к "Гарри Поттеру" наследники Джейкобса заявили в 2004 году. В 2002 году на Роулинг уже пыталась засудить за плагиат писательница Нэнси Стоффер, обвинявшая автора "Гарри Поттера" в плагиате.

«Легко умереть за идею, чем жить в соответствии с ней.» чем жить в соответствии с ней.» Альфред Адлер ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ /58503/npage/7/ 58-dzhoan-rouling-obvinyayut-v-plagiate.html

БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! © Шнайдер Н.А., 2010