Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann hw@lemitec.dehw@lemitec.de Урок литературы в 10 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы «За что бороться, к чему стремиться, зачем?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» Выполнила: Яковлева Т.С., учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Тест по роману И.А.Гончарова «Обломов». Сколько времени длятся события в 1 части романа Гончарова «Обломов»? А) один месяц Б) два дня В) один день Г)
История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая.
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
Замысел романа « Обломов » возник у И. А. Гончарова в конце 40- х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть.
Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Конкурс учителей литературы «Виктория» Творчество Ю.П. Казакова «Пока горит свеча…» По рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка» Работа учителя русского языка.
И.А.Гончаров «Обломов» И.А.Гончаров «Обломов» Особенности композиции романа.
Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Урок-исследование.
«Обломов» как роман о любви. Н.В.Щеглов Обломов и Ольга Если бы её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии Обломов и Ольга Ильинская.
Иван Александрович Гончаров ( 1812 – 1891 ) Роман « Обломов »
И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев.
Мои первые библиотечные правила. Зачем нужны правила? Неужели без них в библиотеке не обойтись?
И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Работа ученицы 6(10)А класса Светлодарского УВК Антоненко Дарьи.
Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. Блок Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. Блок «Путешествие в книгу».
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
1 Иван Александрович Гончаров «Обломов» Особенности речи героев.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс
Транксрипт:

Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Урок литературы в 10 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 22», Череповец Вологодской области

Обложка книги работы В. Хвостова, Иван Александрович Гончаров. Портрет работы И. П. Раулова, Портреты Гончарова Читаем роман « Обломов »Читаем роман « Обломов », 1859

Ситуация « проживания жизни » ( рождение жизнь смерть ) является универсальной сюжетной ситуацией, вбирающей все события жизни персонажа. Причём жизни как внешней, так и внутренней. Поэтому в системе мотивов романа отчётливо вычленяются две подсистемы : мотивы, обозначающие внешнюю сторону жизни героя, и мотивы, характеризующие его душевное состояние. В комплексе мотивов, соотносимых с событийной стороной жизни Обломова, выделяются : 1) мотивы, характеризующие физическое состояние Обломова : « лежать на диване », лень, еда, смерть ; 2) мотивы, указывающие на отношения героя с обществом : свет, « другой », « суета сует », бегство, уединение, сплетни, чтение ; 3) мотивы, раскрывающие смысл любовной ситуации : испытание любовью, страсть, целомудрие, возрождение, угасание, свадьба похороны. Среди мотивов, соотнесённых с событиями внутренней жизни героя, выделяются мотивы покоя, мечты, земного рая, сердца, детскости, « голубиной нежности », огня, крыльев ( полёта ), чудачества, музыкальный. Безусловно, подсистемы мотивов связаны друг с другом. Более того, есть мотивы, семантика которых как бы охватывает все сферы жизни персонажа, соединяет события внешней жизни и внутреннее состояние героя романа. К таковым относятся мотив сна и мотив чтения ( нечтения )». ( Старыгина Н.)

Часть 1, глава 2 « Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову...». Обломов с одним из гостей. Иллюстрация работы В. Морозова, 1948.

ПенкинОбломов Статья Путешествия Человека давайте давайте Невидимые Невидимые слёзы Мало Мало читаю Дант, Шекспир Шекспир Древние трагики трагики Книжная Книжная лавка Журналы

« Тем не менее, очевидно, что герой романа достаточно начитанный человек. В годы учения им прочитаны западноевропейские романтики : « Не забыл Руссо, Шиллера. Гете, Байрона, которых носил им и отнимал у них романы Коттень, Жанлис … важничал перед ними, хотел очистить их вкус ?», « перевод из Сея ». Вероятно, в это время он прочитал сочинения русских писателей как XVIII века, так и первой половины XIX- го, имена которых упомянуты в разговоре с Алексеевым уже перед смертью Обломова. Восстановить круг прочитанного героем можно по цитатам и реминисценциям в его речи, например, очевидно, что он знает Библию, читал « Мёртвые души » Гоголя, трагедии Шекспира. Общая характеристика круга чтения Обломова содержится в словах автора - повествователя : « Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое …». Указание на книги и мотив чтения становятся в романе Гончарова функциональными приёмами создания образа главного героя и символами активной духовной жизни человека. Мотив чтения возникает в тексте как способ характерологии героя романа : наряду с описанием образа жизни Обломова, его внешности, квартиры на Гороховой улице, поведения, в том числе речевого, автор - повествователь изображает поведение героя во время чтения, причём сам факт чтения рассматривается автором как необходимое занятие человека. Мотив недочитанной и непонятой книги формирует у читателя представление о лености героя, отсутствии в нём интереса к окружающему, бездеятельности, нежелании быть таким, как большинство людей ». ( Старыгина Н.)

Часть 1, глава 6Часть 1, глава 6 Часть 2, глава 3, глава 4 Часть 2, глава 3 глава 4 « Услышит о каком - нибудь замечательном произведении - у него явится позыв познакомиться с ним ; он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за нее, у него начнет формироваться идея о предмете ; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая. Охлаждение овладевало им еще быстрее, нежели увлечение : он уже никогда не возвращался к покинутой книге ». Обломов и Штольц. Иллюстрация работы С. Гершковича, 1982.

« И ты, Брут, против меня !» « Давно не читал книги. Дай - ка почитаю книгу ». « Слава Богу, что я пробежал сегодня лист книги !» « Где твои книги, переводы ? В этом углу лежат и замыслы твои …»

Часть 2, глава 5 Часть 2, глава 5 Часть 2, глава 6, глава 8 Часть 2, глава 6 глава 8 « Встает он в семь часов, читает, носит куда - то книги … - Но, вероятно, вы много пишете, - сказала она, - читаете. - Читали ли вы ?... - Нет, не читал ! - вдруг сорвалось у него в испуге, чтоб она не вздумала его экзаменовать. - Чего ? - засмеявшись, спросила она. - Я думал, что вы хотите спросить меня о каком - нибудь романе : я их не читаю. - Не угадали ; я хотела спросить о путешествиях... - Что же вы читаете ? - с любопытством спросила она. - Я, точно, люблю больше путешествия... - В Африку ? - лукаво и тихо спросила она ». Обломов и Ольга. Иллюстрация работы С. Гершковича, 1982.

ЛюбовьНелюбовь Не спит, читает читаетПереплётом Переплётом вверх Страница запылилась запылилась Разорвал Разорвал листы пальцем Дочитывал Дочитывал книгиВозьмёт книгу, зевнёт книгу

« Образом книги и мотивом чтения маркируется ситуация воскресения Обломова. Сначала, после беседы со Штольцем, появляется острое желание активной жизни. Но, как мы помним, вряд ли Обломов даже на некоторое время вернулся бы к деятельной полноценной жизни, если бы не любовь к Ольге Ильинской. Первое, на что обращает внимание автор - повествователь, характеризуя жизнь влюблённого и изменившегося героя, чтение и книга : « Встает он в семь часов, читает, носит куда - то книги » Образ непрочитанной книги становится знаком разрыва любовных отношений Ольги и Ильи : « Она взяла со стола книгу и посмотрела на развернутую страницу : страница запылилась ». Трагичность и безнадёжность ситуации подчёркивается повторением знаковых жестов и деталей : приехав к Обломову, Штольц взял книгу и увидел « заплесневелую » страницу ; Ольга, приехав к Обломову, увидела « запыленную » страницу. ( Вспомним, что образ пыли является символом запустения дома, души ). Жизнь Обломова совершила виток, но всё вернулось на круги своя. Мотив чтения ( нечтения ) является сквозным в романе и окольцовывает изображение жизни Обломова, создавая впечатление завершённости и своего рода цельности жизни героя и романа о нём ». ( Старыгина Н.)

« Этот образ становится знаком разрыва любовных отношений Ольги и Ильи ». « Они становятся её последней надеждой, спасительной соломинкой ». « В этом мире главенствуют быт и физиология, жизнь духа сводится к эмоциональной сердечной деятельности ». « Их отсутствие указывает на ущербность жизнеустройства в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной ».

Посмотрите финал фильма Никиты Михалкова « Несколько дней из жизни И. И. Обломова » (1979).« Несколько дней из жизни И. И. Обломова » Илья – Олег Табаков. Андрей – Юрий Богатырёв. Ольга – Елена Соловей. Захар – Андрей Попов. Агафья Матвеевна на кладбище. Иллюстрация работы П. Пинкисевича, 1972.

И. А. Гончаров. « Обломов ». Роман в четырёх частях. Н. Н. Старыгина. « Ситуация и мотив чтения в романе И. А. Гончарова « Обломов ». Официальный сайт « Иван Александрович Гончаров » ( иллюстрации и портреты ). Сайт « Гончаров Иван Александрович ». Сайт « Проект « Гончаров ». И. Пырков. « Дом Обломова ». И. Пырков. « Освещённые солнцем. Тема « света » в романе Гончарова « Обломов ».

Сайт « Гончаров И. А.». ФЭБ. Фундаментальная электронная библиотека « Русская литература и фольклор ». М. М. Дунаев. « Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв.». vera_v_gornile_somnenij.htm#_Toc М. Божович. « Большое путешествие « Обломова »: роман Гончарова в свете « просветительной поездки ». М. Шишкин. « Великий русский триллер ». З. Хайнади. « Обломов как анти - Фауст ». В. Холкин. « Андрей Штольц : поиск понимания ».