Система работы с кадрами в региональной, муниципальной образовательных системах и в учреждениях образования: функции, содержание, формы и методы работы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС к.п.н., профессор Немова Н.В.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
1 Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров в контексте профессионального стандарта педагогической.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
О ЗАДАЧАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

Система работы с кадрами в региональной, муниципальной образовательных системах и в учреждениях образования: функции, содержание, формы и методы работы, планирование

Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС Расширение прав и ответственности в определении планируемых результатов обучения, разработке программ учебных предметов, выборе учебников и пособий, в создании системы оценки результатов. ФГОС диктует необходимость перехода от декларации к реальному использованию деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения; формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности учащихся; осуществлению внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования; построения учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии и психологии обучения. 2

Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания Владеющий современными образовательными технологиями Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным Мотивированный на работу сучащимися, относящийся к своей работе как к призванию Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию Требования к профессиональным и личностным качествам учителя 3

Проблемы старение неготовность и немотивированность к работе молодых профессиональное выгорание (усталость, конфликтность, агрессивность) низкая мотивация на развитие некритичность отставание от современных передовых методов преподавания нередко плохое знание собственного предмета (особенно новых) слабое знание возрастной психологии и психологии обучения опора в педагогической деятельности преимущественно на собственный жизненный опыт, а не на научное знание между тем - наукообразие в инновационной деятельности отчетное внедрение неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию низкая зарплата отсутствие времени для самообразования и повышения квалификации недостаточные возможности для саморазвития в сельской территории и малых городах 5

Уровни управления введения ФГОС ШкольныйМуниципальныйРегиональный Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей и передача информации об их наличии для формирования заказа системе ДППО и ММС Выявление потребностей образовательных учреждений в новых педагогических и управленческих кадрах Организация ПП и ПК кадров (выявление запросов и комплектование курсовой системы) ФГОС Выявление образовательных запросов образовательных учреждений на подготовку педагогических и управленческих кадров по вопросам введения и реализации ФГОС НО к федерально- региональной системе ДППО Выявление потребностей образовательных учреждений в новых педагогических и управленческих кадрах в регионе Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации Тьюторское сопровождение разработки индивидуальных планов ПП и ПК и реализации планов ПП и ПК в межсессионный период Задачи школьного, муниципального, регионального уровней управления по работе с кадрами при введении ФГОС 6

ШкольныйМуниципальныйРегиональный Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации Тьюторское сопровождение разработки индивидуальных планов ПП и ПК и реализации планов ПП и ПК в межсессионный период Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами. Обеспечение кадров научно-методическими и программными ресурсами по вопросам реализации ФГОС Организация и осуществление информационного сопровождения процесса подготовки кадров по вопросам введения и реализации ФГОС в отношении всех категорий специалистов. Разработка научно- методических рекомендаций по вопросам реализации ФГОС и управлению процессом его введения. 7

ШкольныйМуниципальныйРегиональный Создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач новой деятельности (режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования, вознаграждения; обеспечение необходимыми ресурсами для осуществления обновления образовательного процесса) Организация процедур сертификации кадров Организация и проведение аттестации кадров на предмет готовности к реализации ФГОС Экспертиза деятельности образовательных учреждений по введению ФГОС Организация процедур проведения сертификации кадров по результатам ПП и ПК Организация и проведение процедур аттестации кадров регионе 8

ШкольныйМуниципальныйРегиональный Формирование образовательного заказа на разработку и реализацию новых образовательных программ и их модулей для федерально-региональной системы ДППО Формирование заказа на подготовку педагогических кадров к системе высшего профессионального педагогического образования Размещение образовательного заказа на разработку и реализацию образовательных программ и их модулей в учреждениях ДППО федерально-региональной сети Организация и проведение экспертизы образовательных программ и их модулей с участием представителей профессиональной общественности и заказчика Организация систем дистанционного обучения кадров Реализация образовательных программ и их модулей с целью ПП и ПК кадров 9

ШкольныйМуниципальныйРегиональный Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение непосредственно на рабочем месте Управление самостоятельным профессиональным развитием учителя через ИУП и обучение непосредственно на рабочем месте Осуществление педагогического и управленческого консалтинга по вопросам введения ФГОС Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей Создание муниципальных сетей диссеминации передового опыта введения и реализации ФГОС и использование их потенциала для подготовки кадров при введении ФГОС Создание региональной сети диссеминации опыта введения и реализации ФГОС НО и использование ее потенциала в системе ПП и ПК кадров 10

Актуальные для перехода на новый ФГОС проблемы существующей системы подготовки кадров В результате чего существующая система повышения квалификации все больше вступает в противоречие с новыми реалиями развивающегося образования и накапливает целый ряд проблем своего развития, таких как: отсутствие механизмов адекватного и гибкого реагирования на быстрые изменения в общем образовании, отставание от актуальных запросов школ, школьных команд и отдельных педагогов; закрытость системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников системы общего образования (далее ПП и ПК РСОО), отсутствие эффективных механизмов влияния потребителей на качество предоставляемых образовательных услуг; преобладание типовых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (далее ПП и ПК), ориентированных на ЗУНовский подход к содержанию образования, а также традиционных форм и методов их освоения, не позволяющих овладевать эффективными способами решения задач развивающейся профессиональной деятельности; 11

отсутствие возможностей для обеспечения индивидуализации ДППО; отсутствие в системе механизмов эффективного использования инновационного потенциала педагогов и руководителей-практиков, являющихся лидерами образования, для повышения эффективности подготовки кадров; отсутствие адекватной связи ПП и ПК с аттестацией РСОО, что не позволяет результатам повышения квалификации влиять на размер заработной платы педагогов и руководителей системы общего образования; отсутствие эффективных механизмов обеспечения государственных гарантий прав РСОО на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с образовательными программами и стандартами системы дополнительного профессионального образования. 12

См. « Ключевые особенности научно - методической работы » См. « Ключевые особенности научно - методической работы »

ШкольныйМуниципальныйРегиональный Учителя не умеют и не обладают достаточной информацией, чтобы определить свои затруднения и формировать запросы системе ПП и ПК, методистам по вопросам введения ФГОС Деятельность методистов и методики выявления запросов не позволяют установить, какие новые компетенции нужно сформировать у учителя и руководителя учреждения образования в связи с введением ФГОС Недостаток возможностей у большинства образовательных учреждений для подготовки кадров к реализации изменений в соответствии с требованиями ФГОС (компетентных учителей, завучей, директоров школ) Недостаток квалифицированн ых методистов начальной школы Система ДППО не обладает достаточными новыми ресурсами (программами и их модулями), соответствующими требованиям ФГОС по содержанию, технологиями и качеству преподавания. Система высшего педагогического образования не готова к подготовке кадров к работе по новым стандартам (устаревшие стандарты педагогического образования, методика профессионального обучения, недостаток кадров, способных решить новые задачи) Отсутствие в большинстве образовательных учреждениях, исключая лучшие инновационные школы условий и благоприятной мотивационной среды для профессионального развития учителя. Отсутствие процедур сертификации кадров, связанных с последующей аттестацией и изменением зарплаты учителя 13

См. ФГОС и задачи учителя, МС.doc ФГОС и задачи учителя, МС.doc

Требования к системе работы с кадрами в связи с введением ФГОС Соответствие содержания образовательных услуг запросам учителей по реализации ФГОС Повышение качества образовательных услуг системы ПП и ПК(новизны, актуальности, доступности и др.) Реализация в подготовке учительских кадров деятельностного (компетентностного) подхода Формирование заинтересованности и личной ответственности учителей в повышении своей квалификации Создание таких условий, при которых каждый работающий в школе педагог имел возможности для повышения своей квалификации для подготовки к введению ФГОС 14

Обеспечение соответствия содержания образовательных услуг запросам учителей по реализации ФГОС Актуальные запросы (срочные) Перспективные (будущие) На уже имеющиеся образовательные услуги На новые образовательные услуги Индивидуальные (для групп учителей) Массовые 15

Совершенствование механизмов выявления запросов на образовательные услуги Потребитель образовательных услуг Заказчик образовательных услуг ПП и ПК Производители образовательных услуг Информация о запросах на образовательные услуги 16

Схема передачи информация о запросах на образовательные услуги, необходимые для введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Школьный уровень 17

Система мер, направленная на достижение соответствия образовательных услуг ПП и ПК запросам кадров 1.Реализация компетентностного подхода при выявлении запросов на образовательные услуги 2.Наличие единого федерально-регионального банка всех образовательных услуг ПП и ПК (депозитарий) и использование его информации при выявлении запросов. 3.Полнота описания (аннотации) и достоверность информации об услугах в банке 4.Создание рейтинга востребованности образовательных услуг и наличие данной информации в банке. 5.Наличие неформальных оценок образовательных услуг на форумах. 6.Сбор и предоставление достоверной информации о качестве образовательных услуг системы ПП и ПК методистами ММС 7.Улучшение методик для выявления запросов на образовательные услуги, отсутствующие в системе ДППО (депозитарии) 18

Повышение качества образовательных услуг системы ПП и ПК по подготовке кадров к введению ФГОС 1.Изменение порядка разработки и введения в действие образовательных программ Переход от формальной экспертной оценки образовательных программ в учреждениях ДППО к государственно-общественной экспертизе с участием педагогов-практиков, методистов ММС. Регулярная экспертиза степени новизны, востребованности, конкурентности образовательных услуг на основе данных депозитария. Установление порядка прекращения использования некачественных образовательных программ (модулей). Введение процедуры аккредитации программ. Сокращение регламента функционирования образовательных программ: периода создания, апробации, использования и обновления (или замены) программы Переход к механизмам финансирования действующих программ (модулей) через ваучеры. Финансирование образовательных услуг по принципу деньги следуют за учителем на основе нормативно- подушевого финансирования учреждения образования. 19

2.Изменение порядка финансирования учреждений системы ПП и ПК Переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию их образовательных программ (модулей): Через введение именных образовательных чеков (ваучеров) на предоставление доступных для учителей и широко представленных на рынке образовательных услуг. Через конкурсную систему финансирования разработки и реализации новых, отсутствующих на рынке образовательных услуг, имеющих перспективное и стратегическое значение. Логика выбора подхода к организации оказания образовательной услуги в системе ПП и ПК РСОО 20

3. Совершенствование структуры и содержания программ ПП и ПК и механизмов их реализации Создание программ нового ПП и ПК типа, основанных на использовании деятельностного (компетентностного подхода). Использование кредитно-модульной системы построения образовательных программ. Включение в образовательные программы практико-ориентированных модулей, реализуемых на базе школ-лидеров. Использование в системе ПП и ПК передового опыта педагогов, руководителей образовательных учреждений, МО учителей и педколлективов – лидеров образования. Переход к очно-заочным формам подготовки кадров. Выполнение на рабочем месте заданий, позволяющих усвоить содержание образовательных программ и приобрести требуемые компетенции. Формирование портфолио, отражающего содержание самостоятельной работы учителя по образовательной программе. Проведение супервизий по освоению образовательной программы учителем Проведение завершающей аттестации слушателей системы ПП и ПК 21

Виды модулей по содержанию Виды модулей по степени обязательности для усвоения Виды модулей по уровням содержания Варианты модулей для разных категорий Педагогические Психологические Экономические Правовые Управленческие знания Обязательные для усвоения, Обязательные по выбору. Не обязательные по выбору. Общего уровня Повышенного уровня Исследовательско го уровня Педагогических кадров Управленческих кадров Психологов Структура модульной программы 22

Преимущества модульной программы обеспечивает мобильность и новизну содержания образования путем расширения образовательного пространства до уровня федерального; включение модулей, прохождение которых возможно осуществлять по месту работы или проживания учителя и руководителя учреждения в очной форме или дистанционных системах проведения занятий. предоставляет возможность для самостоятельного выбора содержания и способа получения образования; адаптацию содержания ПП и ПК к потребностям слушателей и их разнообразным запросам; реализацию накопительного принципа обучения, позволяющего использовать гибкий график ПП и ПК слушателей; формирование у обучающихся способности к управлению собственным профессиональным развитием и повышения их личной ответственность за повышение квалификации. 23

Маркетинговые функции по изучению образовательных запросов: Разработка методик для выявления актуальных и перспективных образовательных запросов, Организация их выявления с помощью работников учреждений образования и муниципальных методических служб, а в перспективе с помощью использования компьютерных технологий; Аккумулирование информации о выявленных запросах, проведение ее анализа; Структурирование полученных образовательных запросов в соответствии со степенью их актуальности перспективности полноты (всесторонности, обоснованности, дифференциации Проведение мониторинга запросов кадров на образовательные услуги; Обобщение информации мониторинга, выявление тенденций в развитии образовательных запросов Представление информации о развитии образовательных запросов в учреждения ДППО, органы управления образованием в форме аналитических справок и регулярно издаваемых бюллетеней; Информационное обеспечение деятельности разработчиков образовательных программ по их запросам и самостоятельно; 25

Координация деятельности различных учреждений, реализующих программы ПК, с целью предотвращения дублирования наиболее востребованных программ путём их подробного аннотирования и/или рейтингования по определённым критериям; Размещение сведений об утверждённых образовательных программах в автоматизированной базе данных; Оказание юридической помощь при заключении договоров на осуществление образовательных услуг c учреждением ДППО, реализующим данные образовательные программы; Осуществление мониторинга качества реализации образовательного заказа (образовательных модульных программ) путем проведения анкетных опросов заказчиков, потребителей и исполнителей образовательных услуг; Выработка методических рекомендаций конкретному учреждению, осуществляющему функции ПП и ПК РСОО по совершенствованию образовательных услуг в направлении более полного удовлетворения актуальных и стратегических образовательных запросов; Осуществление взаимодействие с муниципальными и региональными органами управления образованием по вопросам выявления образовательных запросов и информирования потребителей образовательных услуг об их качестве. 26

Реализация в подготовке кадров деятельностного (компетентностного) подхода Компетенция - способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований Когнитивный компоненткомплекс знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач. Ориентировочный компонент Способы постановки, оценки условий, планирования решения этого типа задач и оценки результатов решения. Операциональный компонент Методы выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа. ОпытКомпонент компетенции, благодаря которому другие ее компоненты оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа Компоненты компетенций 27

Уровни сформированности компетенции Показатели уровня сформированности компетенции Первый Человек способен решать только единичные задачи формируемой деятельности и из-за ограниченности ориентировки в условиях. Он может применять имеющиеся в его распоряжении методы ошибочно, то есть там, где их применение неадекватно реальным условиям выполняемой им задачи. Второй Обеспечивает решение определенные группы задач формируемой деятельности с пониманием условий и границ применимости обобщенных способов их решения. Однако и в этом случае человек не будет способен решить любые задачи, а только те их группы, которые позволяет освоенный им уровень обобщенности освоенного способа деятельности. Чем выше степень обобщенности, тем большее число задач будет способен решить человек. ТретийКомпетенция обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи, которые при этом выявляются самостоятельно. Результаты обучения 28

Виды деятельности Методы деятельностиКомпоненты компетенций Учебно- познавательная Лекции, семинары, тренинги, учебные исследования, работа с литературой и др. Когнитивный, операциональный компоненты Квазипрофессиона льная Различные виды обучающих игр, анализ ситуаций, кейс-метод, работа на тренажерах (компьютерные технологии)и др. Операциональный, ориентировочный компоненты Учебно- профессиональная Стажировка, занятия на базе школ, обучающие открытые уроки, выполнение различных обучающих заданий в собственной практике и др. Операциональный, ориентировочный компоненты ПрофессиональнаяСупервизии, разработка и реализация собственных проектов, проведение самостоятельных экспериментов по применению новых знаний. Практика по специальности Исследование и обобщение собственного опыта и опыта своих коллег. Ориентировочный компонент Опыт Методы формирования компетенций 29

Формы и методы обучения педагогических кадров Формы и методы обучения на рабочем месте 1. Делегирование - передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы 2. Ротация - перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации 3. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности 4. Обучение в группе - обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений. 30

Формы и методы обучения на рабочем месте 5. Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей 6. Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами 7. Супервизии- мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности. 8. Самоанализ и самооценка - обучении в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до экспертной оценки 9. Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения 31

Формы и методы обучения вне рабочего места 1. Копирование, стажировка - работник прикрепляется к более компетентному специалисту и учится работать, копируя действия этого человека 2. Обучение в процессе контроля руководителя школы - обучение в процессе совместного анализа и выработки корректирующего решений наблюдаемой руководителем деятельности 3. Экспертиза и контроль равного равным - обучение в процессе экспертизы и оценки работы другого сотрудника равного по статусу 4. Круглые и дискуссионные столы по проблемам - обучение в ходе организуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и выслушивания различных альтернативных точек зрения 5. Проблемно-деловые игры - обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС в процессе специально организованной игровой деятельности 6. Ролевые игры - обучение с помощью моделирования ролевого поведения: постановка обучаемого на чье-либо место с целью приобретения в ходе проигрывания его роли опыта требуемого поведения или деятельности 7. Рефлексивно-ролевые игры - обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности 32

Формы и методы обучения вне рабочего места 8. Тренинги умелой деятельности - обучение в группе в процессе специально организованных упражнений, закрепляющих вырабатываемые умения, например, по общению, ведению дискуссий и т.д. 9. Уроки-панорамы - обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении 10. Лекции - обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем 11. Семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации, полученной в лекции или самостоятельно 12. Моделирование - проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные условия работы 13. Анализ ситуаций - моделирование и анализ типичных педагогических ситуаций и способов их решения 14. Педагогические чтения - обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы 33

Формы и методы обучения вне рабочего места 15. Коллективные обсуждения прочитанных книг - обучение в процессе чтения, анализа литературы и участия в ее обсуждении 16. Аукционы педагогических идей - представление наиболее эффективных педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения. Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также их экспертной оценки 17. Педагогические ринги - защита своего собственного альтернативного другому взгляда на решение педагогической проблемы; обучение в ходе защиты собственной точки зрения 18. Просмотр видеофильмов отснятых уроков - обучение в процессе распознавания и анализа уведенного 19. Групповые и индивидуальные консультации - получение информации по конкретному вопросу у специалиста 20. Открытые уроки и другие мероприятия - обучение в процессе просмотра и анализа посещенного открытого мероприятия 21. Мастер-классы и авторские мастерские - обучение под руководством опытного педагога, ведущего мастерские 34

СМ. Индивидуальный план профессионального развития учителя СМ. Индивидуальный план профессионального развития учителя СМ. О повышении квалификации СМ. О повышении квалификации См. Проектная технология введения инноваций См. Проектная технология введения инноваций См. Различия между рабочей группой и командой См. Различия между рабочей группой и командой СМ. Плюсы и минусы командной работы Плюсы и минусы командной работы См. План ПДС на г. См. План ПДС на г.

Кредитно-модульная система построения и оценки прохождения образовательной программы Кредит - зачетная единица, начисляемая слушателям за каждый освоенный учебный модуль. Кредит служит мерой трудоёмкости учебной работы и учебной нагрузки для обучающихся. Кредитно-модульная система даёт представление о долевом вкладе каждого модуля в содержание образования. Освоение модулей с преобладанием когнитивной составляющей компетенций считается менее трудоёмким, чем освоение модулей с другими их составляющими, то есть модулей практической направленности. При использовании системы зачетных единиц рекомендуется выделять среди обязательных учебные модули, наиболее важные для формирования профессиональной компетентности работника образования. Для таких учебных модулей необходимо устанавливать минимальное пороговое значение оценки. По итогам их изучения оценка должна быть не ниже определенного уровня. 35

4. Формирование заинтересованности и личной ответственности учителей в повышении своей квалификации Создание учителям и руководителям учреждений условий для самостоятельного выбора содержания, места и времени ПП и ПК (через ваучеры, ИУП). Использование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения. Обучение без отрыва от работы и обучение командами. Переход к сертификации специалистов по итогам ПП и ПК. Объединение процедур сертификации специалиста с его аттестацией. Установление прямой зависимости оплаты труда от уровня квалификации специалиста, подтверждаемой сертификатом. 36

Подготовка кадров в системе ПП и ПК на основе индивидуальных учебных планов Индивидуальный учебный план и прилагаемый к нему учебный план-график содержат : перечень всех обязательных учебных модулей и модулей по выбору, указание количества их часов (кредитов), сроков их освоения, выбранной формы итоговой аттестации по окончании реализации образовательной программы. предполагаемой квалификации и категории работника после завершения обучения и прохождения аттестации. 37

В ИУП должны быть включены те модули, которые являются обязательными для получения специалистом указанной в них квалификации и категории работника по итогам аттестации. ИУП разрабатывается обучающимися совместно с работодателями и методистами ММС (тьюторами) и утверждается работодателями. В ходе реализации ИУП может быть изменен или дополнен обучающимся по согласованию с руководителем учреждения дополнительного профессионального образования, руководителем учреждения или органа управления образованием, направившими работника для повышения квалификации. Для разработки ИУП используется информация, содержащаяся в депозитарии (банке, библиотеке) образовательных программ. 38

Сертификации специалистов по результатам ПП и ПК Сертификация специалистов – это процедура выявления, оценки и подтверждения независимой стороной наличия у специалиста, завершившего свое обучение по модульным программам, знаний и практического опыта для самостоятельной работы в учреждениях системы общего образования, соответствующих определенной квалификации. (Подготовка к реализации ФГОС). Первая ступень - оценка качества самих образовательных программ через процедуру их аккредитации. Вторая ступень признание профессиональных квалификаций через их сертификацию с последующей аттестацией. Первый этап: тестирование соискателей, осуществляется сразу после завершения курсов. Его целью служит выявление наличия у них теоретических знаний, а также достаточного уровня сформированности практических умений (компетенций). Выдается первичный сертификат. Второй этап: оценивание, самооценивание и публичная презентации уровня достигнутых компетенций. Соискатель допускается после оговоренного правилами периода работы по специальности. В качестве основного документа, выполняющего роль отчета о самооценивании, выступает портфолио. 39

5. Создание таких условий, при которых каждый работающий в школе педагог будет иметь возможности для повышения своей квалификации. 1. Гарантированное 1 раз в пять лет 72 - часовое, финансируемое государством повышение квалификации учителей и руководителей школ. 2. Выравнивание возможностей для ПП и ПК кадров в центре и на периферии за счет создания федерально-региональной системы ПП и ПК, открытия филиалов учреждений ДППО. 3. Приближение ПП и ПК к месту проживания и работы кадров: Дистанционное обучение кадров Использование очно-заочной формы обучения кадров Обучение кадров на территории их проживания и работы: выездные курсы. 4. Обучение на рабочем месте: методическая работа школы, услуги ММС, профессиональное развитие учителей за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность. 40

Учитель в новой системе ПП и ПК: определяет цели повышения своей профессиональной компетентности; выбирает удобные формы повышения квалификации; ищет учебные программы и модули, обеспечивающие освоения необходимых компетенций; разрабатывает и реализует план освоения отдельных модулей в определенном порядке, в удобное для себя время и в удобном темпе; осуществляет корректировку плана при возникновении непредвиденных ситуаций, управляя процессом обучения. Изменение функций методистов ММС тьюторы по работе с сетевыми информационными ресурсами; тьюторы по сопровождению профессиональной карьеры и процесса повышения квалификации кадров; организаторы распространения передового опыта через диссеминационные сети; тьюторы – исполнители модулей образовательных программ. 41

Система работы методических объединений учителей, обеспечивающая подготовку кадров на рабочем месте и в педагогическом коллективе (план и механизм его реализации) Модель системы работы с кадрами при переходе на новые образовательные стандарты Индивидуальный план подготовки к введению ФГОС учителя, включающий систему управления его реализацией Система мер методической поддержки учителя со стороны ММС Федерально-региональная система ПП и ПК кадров и обновленного профессионального образования Меры поддержки системы подготовки кадров со стороны федеральных и региональных органов управления образованием и органов, обеспечивающих введение ФГОС 42

Спасибо за внимание!