Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
Advertisements

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Материалы к научно- практическому семинару. Системно- деятельностный подход в обучении МОУ Гульцовская основная общеобразовательная школа.
Исполнитель: ученица 52 группы Пекарь А. Научный руководитель: Илимятов Я.Я.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Формирование логического мышления на уроках истории.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Организация самостоятельной работы студента с использованием программно- методической системы по изучению грамматической темы английского языка Reported.
Эмпирические исследования многомерной полезности.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Инновационные технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности младших школьников Выполнила: Перка Алла Валентиновна.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Транксрипт:

Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана

Инсайтные задачи Гештальт-психология инсайтные задачи - такие задачи, которые решаются путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа. Отечественная традиция ряд задач, решаемых путем «интуитивного усмотрения»: неосознаваемый опыт воплощается в творческом прозрении. Основной дискурс при обсуждении инсайтных задач: решение - воспроизведение накопленного ранее опыта испытуемых, оно находится «случайно» вследствие одномоментного переструктурирования элементов задачного поля в восприятии испытуемого, т.е. существует так называемый феномен «озарения».

Классический пример инсайтной задачи - задача «девять точек». Суть затруднений испытуемых при решении данной задачи состоит в том, что ее условия непосредственно воспроизводят в прошлом опыте испытуемого чрезвычайно упроченные эмпирически обобщенные приемы объединение точек по кратчайшему расстоянию, отсюда известный феномен «невозможности выйти за пределы квадрата»: стремление закончит линию в точке, невозможность «повернуть» вне точки, невозможность провести линию «внутрь».

Традиционными подходами к эмпирическому исследованию инсайтных задач в можно считать: изучение влияния формальных характеристик подсказки, порядок предъявления и временные характеристики предъявления самой стимульной задачи, изучение принципа переноса решения Некоторые экспериментальные данные из работ зарубежных психологов мышления позволили нам сформулировать предположение о наличии неких операторов – определенных действий с линиями, осуществляемых решателем, которые определяют дальнейший поиск решения. Мы предположили, что существуют операторы, использование которых является ключевым моментом решения, определяющим дальнейшее успешное нахождение решения.

Операторы 1) начало 3) выход за пределы 2) направление 4) поворот в нужной точке Для эксперимента операторы были объединены в пары

Оператор «1+2»: рисование с указанной точки в указанном направлении. Оператор «3+4»: использование линии, выходящей за пределы «фигуры» и проходящей через определенные точки.

Оператор « »: использование как первого, так и второго оператора одновременно. Цель эксперимента : выявить, являются ли теоретически выделенные нами операторы реально оказывающими влияние на успешность решения, направляя ход процесса решения.

Схема эксперимента Три группы, разделенные по типу получаемой подсказки-оператора*, решают задачу «девять точек». 1 группа: 10 проб - подсказка «1+2» – 10 проб – подсказка «3+4» – самостоятельное решение. 2 группа: 10 проб – подсказка «3+4» – 10 проб – подсказка «1+2» – самостоятельное решение. 3 группа: 10 проб – подсказка « » - самостоятельное решение. N=83 * Подсказку испытуемый копировал на чистый бланк с задачным полем

Параметры оценки: общее время решения; количество проб после предъявления второй или полной подсказки; была ли принята и применена к процессу решения предъявленная подсказка или нет. Гипотезы Предъявление полной подсказки увеличит успешность решения задачи. Полная подсказка более доступна и применима к последующим самостоятельным пробам.

Результаты Значимой оказалась разница во времени между второй и третьей группой, а также различия статистически значимы для параметра количества проб: третья группа значимо меньше использовала проб после подсказки, чем первая и вторая группа. Результативность применения той или иной подсказки – пары операторов: подсказка «1+2» берется решателем значимо лучше, чем подсказка «3+4», в первой и второй группах. Также был получен следующий результат: подсказка « » берется решателем значимо хуже, чем подсказка «1+2», причем для обеих групп. При этом различий с подсказкой «3+4» не выявлено

Результаты а) Пробы F(2;64)=173,466 б) Время F(2;64)=7,368 р

3 группа быстрее и за меньшее кол-во самостоятельных проб справляется с задачей. фактор полноты подсказки. поскольку различия по времени решения между третьей и первой группой не так велики и не значимы, то речь идёт именно о полноте подсказки-оператора. При анализе второй группы результатов открывается и иное свойство операторов «доступность» их репрезентации для решателя. Применение операторов, входящих в подсказку «1+2» приводит к снижению количества времени, затрачиваемого на решение задачи в первой группе испытуемых, где она предъявляется первой; а также оказывается значимо чаще применимой во второй группе испытуемых, где она предъявляется в качестве второй подсказки, когда решатели уже подготовлены многочисленными пробами к её восприятию.

Теоретически выделенные нами операторы и эмпирически полученные данные свидетельствуют о том, что данные при выявлении операторов важны такие факторы как полнота и доступность, которые оказывают влияние на эффективность работы с задачей.