Лекция 4. Государственные (муниципальные) финансы 1. Понятие государственного бюджета2. Бюджетное устройство3. Доходы и расходы бюджета4. Дефицит бюджета5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

1 ТЕМА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Тема 6. Правовое регулирование государственных доходов 1.Понятие государственных и муниципальных доходов 2.Система государственных доходов 3.Налоговые.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Информационная брошюра « Бюджет для граждан » Сургутский район г. п. Барсово Бюджет г. п. Барсово на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Информационная брошюра « Бюджет для граждан » Ивановская область Шуйский район с. Афанасьевское Бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
О формировании и исполнении местного бюджета Комитет по финансам администрации Иркутского районного муниципального образования.
Уважаемые жители ЗАТО г. Североморск! Сегодня большое внимание уделяется теме информационной открытости, и прежде всего в сфере бюджетной политики. Эффективное.
Принципы бюджетной системы РФ
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
Транксрипт:

Лекция 4. Государственные (муниципальные) финансы 1. Понятие государственного бюджета2. Бюджетное устройство3. Доходы и расходы бюджета4. Дефицит бюджета5. Государственный (муниципальный) долг6. Межбюджетные отношения7. Этапы бюджетного процесса

Бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Функции бюджета образования бюджетного фонда; использования бюджетного фонда.

Бюджетная политика совокупность принимаемых решений и осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Бюджетная политика включает политику в области доходов бюджета (фискальную); политику в области расходов бюджета; политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом; политику в области межбюджетных отношений.

Бюджетное устройство

Бюджетная система РФ основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы РФ

Принципы бюджетной системы РФ принципы построения бюджетной системы: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; принципы формирования и исполнения бюджетов: полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

Доходы бюджета поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Виды доходов бюджета налоговые; неналоговые; безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджетов доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Неналоговые доходы бюджетов доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджетной системы РФ, млрд руб. Показатель Доходы, всего13 321, , , , , , ,5 % к ВВП34,334,738,938,036,636,2 в том числе: Федеральный бюджет7 337,88 305, , , , , ,7 Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 506,44 814,56 162,67 168,27 768,08 434,79 269,9 - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 373,62 034,83 593,43 723,04 363,44 867,45 401,0 Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 924,26 534,17 641,07 923,88 562,99 201,09 995,6 - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 4 438,15 136,96 009,36 618,27 326,18 033,88 889,8 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 551,3574,9904,4871,71 031,81 193,11 408,2 - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 172,2198,1247,70,0

Расходы бюджета выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходные обязательства обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные ассигнования предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Виды бюджетных ассигнований оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Расходы бюджетной системы Российской Федерации, млрд руб. Показатель Расходы, всего16 027, , , , , , ,5 % к ВВП41,338,937,337,637,936,635,9 в том числе: Федеральный бюджет9 660, , , , , , ,0 - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 6 066,75 981,66 747,18 316,89 107,59 855, ,5 Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 555,04 779,55 730,16 876,27 517,28 214,68 917,8 - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 3 425,64 670,95 420,85 985,56 466,47 002,57 490,6 Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 253,56 634,17 676,17 931,58 686,19 283, ,4 - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов 5 984,26 343,87 306,37 628,08 343,58 815,29 406,2 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 550,6574,2883,4871,71 031,81 193,11 408,2 Дефицит (-)/профицит (+), всего , ,3860,5216,2-864,3-322,4234,0 % к ВВП-7,0-4,21,60,4-1,3-0,40,3

Дефицит бюджета превышение расходов бюджета над его доходами.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Распределение нефтегазовых доходов

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Прогноз объема Резервного фонда, млрд руб. Показатель 2012 год (закон с учетом изменений) 2013 год2014 год2015 год Объем Резервного фонда на начало года 811,52 657,73 301,64 439,2 % к ВВП1,34,04,55,4 Курсовая разница-74,640,2148,9128,5 Пополнение (использование) средств Резервного фонда 1 920,7603,7988,7722,6 Объем Резервного фонда на конец года 2 657,73 301,64 439,25 290,3 % к ВВП4,45,06,06,5

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Прогноз объема Фонда национального благосостояния, млрд руб. Показатель 2012 год (закон с учетом изменен ий) 2013 год 2014 год2015 год Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2 794,42 613,32 635,62 722,7 % к ВВП4,64,03,63,3 Поступления и курсовая разница-173,632,397,187,7 Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) -7,5-10,0 Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 613,32 635,62 722,72 800,4 % к ВВП4,34,03,73,4

Государственный (муниципальный) долг обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Виды государственного долга 1) внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); 2) внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Динамика объема государственного долга РФ, %ВВП

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в гг., млрд руб.

Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран (по версии Fitch, Moodys и Standard&Poors)

Показатели долговой устойчивости РФ (бюджетная позиция)

Международные валютные резервы и внешний долг РФ, в % к ВВП

Межбюджетные отношения взаимоотношения между публично- правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетный федерализм система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Межбюджетные трансферты средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Под дотациями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Бюджетный процесс регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участники бюджетного процесса Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Этапы бюджетного процесса Составление проектов бюджетов Рассмотрение проектов бюджетов, их утверждение Исполнение бюджетов Осуществление бюджетного учета Контроль за исполнением бюджетов Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Составление проектов бюджетов исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета - Бюджетным кодексом РФ; для бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ; для местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

Исполнение бюджетов Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджетная отчетность Финансовый год завершается 31 декабря. По результатам исполнения бюджетов составляется отчетность в объеме и по формам, утверждаемым Министерством финансов РФ. По федеральному бюджету ежегодно Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Счетная палата РФ, как орган государственного финансового контроля, проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение. Государственной Думой РФ может быть принято решение об утверждении либо отклонении отчета. Отчет утверждается в форме федерального закона.

Спасибо за внимание!