Разработка региональных условий и механизмов эффективной подготовки специалистов в области инновационной деятельности в томских вузах А.Б. Пушкаренко,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межрегиональное межотраслевое совещание «ФГОС3+ и общепрофессиональная аккредитация вузов» ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ-2014.
Advertisements

Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Изменение содержания и подходов к организации подготовки педагогических кадров СПО Веснина Людмила Владимировна Начальник Департамента профессионального.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

Разработка региональных условий и механизмов эффективной подготовки специалистов в области инновационной деятельности в томских вузах А.Б. Пушкаренко, начальник Департамента по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области

2 Стратегические приоритеты Томской области Стратегические цели региона Высокий уровень благосостояния населения и стандарты жизни Создать динамично развивающуюся, сбалансированную и конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий уровень доходов населения Превратить Томскую область в лучшее место для жизни, работы и отдыха Развитие предпринимательства Модернизация экономики Повышение инвестиционной привлекательности Развитие человеческого капитала Развитие инфраструктуры Сохранение и развитие природного капитала области Интернационализация региональной экономики Улучшение условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей

Численность субъектов МСП Количество предприятий МСП и индивидуальных предпринимателей в Томской области, ед. Основа МСП региона - индивидуальные предприниматели или совсем небольшие предприятия

4 Результаты реализации мероприятий по поддержке инновационного предпринимательства Более 400 малых инновационных компаний Более 60 резидентов ТВЗ Обороты малых и средних инновационных предприятий сравнимы с оборотом компаний сектора традиционного машиностроения Научно-образовательный комплекс – инновационный сектор экономики региона

Профессионально-технические компетенции – это основа отраслевых профессиональных стандартов, которые идут на смену традиционным квалификационным характеристикам Указом «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от г. Президент России В.В. Путин поручил: до г. подготовить и внести в Госдуму проект Федерального Закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утвердить до г. план разработки профессиональных стандартов, разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Д.А. Медведев: «Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики»

Участники процесса формирования инженерно- технического персонала в современных условиях Выпускники Образовательное учреждение ППС – образовательные технологии, информация, компетенции АУП – управленческие технологии, координация деятельности УВП – обеспечение образовательного процесса, формирование навыков, умений Государство (учредитель) Требования к абитуриентам и выпускникам Требования к образовательному учреждению Требования к учебно- воспитательному процессу Трудоустройство Работодатели-партнеры ОУ Требования к компетенциям и компетентности выпускников Стандарты профессиональных сообществ Участие в разработке учебных планов и программ Участие в подготовке, аттестации, оценивании компетенций Рынок труда Конкурентоспособность профессий (рейтинг востребованности профессий) Конкурентосопособность образовательных учреждений

8 Качество содержания и технологий образования Ключевые факторы качества подготовки специалистов мирового уровня Качество организации научно- образовательного процесса Востребован- ность выпускников Уровень подготовки абиту- риентов Качество инновационной научно- образовательной среды Эффективность системы управления и системы качества Уровень финансового обеспечения деятельности вуза

Ориентиры – профессиональные образовательные стандарты 9

Траектории подготовки специалистов для отрасли специалист Предприятие ВУЗ Основные образовательные программы Программы ДПО бакалавр Практика взаимодействия в подготовке специалистов высококвалифицированный специалист Предприятие ВУЗ Основные образовательные программы Программы ДПО/ магистратура бакалавр / специалист

11 Недостатки действующей системы образования «замкнутость» системы обучения – отсутствие в ней требований к выпускнику со стороны потребителя – работодателя; отсутствие объективных критериев оценки востребованности и конкурентоспособности выпускника ; отсутствие эффективных критериев и обратной связи с потребителями труда подготовленных выпускников; отсутствие механизма актуализации профессиональных компетенций; отсутствие механизма периодического подтверждения квалификации, присвоенной выпускнику; отсутствие связи ВПО с СПО и НПО; отсутствие межпрофессиональной подготовки в ВПО, СПО, НПО, потребность в дополнительном образовании

Актуальные задачи интеграция ФГОС, требований работодателей и профессиональных стандартов; разработка системы критериев оценки компетенций выпускников (образовательным учреждениям совместно с профессиональными сообществами); создание (в дополнение к государственной аттестации) системы независимой сертификации инженерных квалификаций выпускников; разработка и внедрение «компетентностного портрета» - профессионального «паспорта» (квалификационной характеристики) специалиста на всех этапах «жизненного цикла» (в образовательном учреждении и в профессиональной деятельности) 12

Региональная ситуация: ВОПРОС 1. два типа подготовки специалистов в области инновационной деятельности – КАКОВА ИХ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ? I тип – на основе и в рамках базовой подготовки специалистов различных специальностей – формирование компетенций по управлению инновационной деятельностью II тип – в рамках специализированных направлений подготовки (ФГОС): – Инноватика (бакалавриат и магистратура) а также таких направлений подготовки, как: бакалавриат: Управление качеством, Прикладная информатика, Механотроника и др. магистратура: Информационные системы и технологии и др.

Региональная ситуация: ВОПРОС 1. два типа подготовки специалистов в области инновационной деятельности – КАКОВА ИХ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ? – Инноватика (бакалавриат и магистратура): НИ ТГУ Факультет инновационных технологий НИ ТПУ Кафедра инженерного предпринимательства ИСГТ ТУСУР Факультет инновационных технологий в период до 2015 года: выпуск - более 200 специалистов новый контингент – не менее 200 человек Контингент в 2012 году: НИ ТГУ - 61 чел., НИ ТПУ - 67 чел., ТУСУР – 90 чел.

Региональная ситуация: ВОПРОС 2: особенности компетенций и умений выпускников томских вузов: НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР Конкурентные преимущества и специфика компетенций (professional skills) в области инновационной деятельности выпускников каждого вуза Какие типы задач и проблем выпускники каждого из вузов могут решать лучше других? Каким образом это выявляется и продвигается на рынок труда? Как привлекаются инновационные сообщества, объединения, организации для оценки качества подготовленности студентов и выпускников? 15

Региональная ситуация: ВОПРОС 3: качество подготовки по данному направлению в томских вузах: НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР Качество: ориентация на стандарты подготовки в области инновационной деятельности Учет мировых, российских требований и стандартов и региональных интересов. В каких международных и российских конкурсных мероприятиях принимают участие студенты, ППС, каковы их достижения? Как используется НИРС, ресурсы студенческих бизнес-инкубаторов и др.? Какие мероприятия (конкуры, олимпиады, форумы и т.п.) разработал и организует вуз (подразделение) для обеспечения подготовки в области инновационной деятельности? Какие решения, достижения и проблемы в обеспечении региональной составляющей программ существуют на факультете и в вузе? В чем предложения факультета/вуза для более качественной разработки регионального компонента?

Региональная ситуация: ВОПРОС 3: качество подготовки по данному направлению в томских вузах: НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР Качество: взаимодействие с инновационным деловым сообществом Какие инновационные организации являются постоянными партнерами, «клиентами» и потребителями ваших выпускников? Какая география организаций работодателей и партнеров? В чем они видят преимущество подготовленных вами специалистов? Доля в составе ППС представителей инновационной практики (количество, организации) и доля их участия в учебно-образовательном процессе (количество часов и их доля в программе) Организация системы учебно-производственных практик и трудоустройства выпускников данных направлений. Формы сотрудничества с организациями инновационной инфраструктуры для обеспечения учебного процесса. 17

Региональная ситуация: ВОПРОС 4: участие региональных инновационных сообществ и организаций в подготовке специалистов в области инновационной деятельности Дифференцированный подход в квалификационных требованиях к подготовке специалистов: начинающий бизнес (start-up), развивающиеся молодые инновационные предприятия, крупные инновационные предприятия. цели взаимодействия с вузами форматы взаимодействия проблемы критерии оценки результатов и практические результаты предложения в региональные программы: условия и механизмы

Региональная ситуация предложения в региональные программы: условия и механизмы разработка механизмов актуализации образовательного заказа, профессиональных компетенций, образовательных программ вариант решения: региональные переговорные площадки по экспертизе и согласованию требований ФГОС, работодателей и профессиональных стандартов и актуализации заказа на дифференцированную подготовку специалистов разработка системы обязательной общественно- профессиональной экспертизы с целью продвижения на региональном и российском уровнях «компетентностного портрета» - professional skills – выпускников томских вузов в области инновационной деятельности вариант решения: разработка «брэндовых» томских мероприятий по оценке компетенций выпускников-специалистов в области инновационной деятельности

Предложения в тематику совещаний рабочей группы по разработке региональных механизмов эффективной подготовки специалистов в области инновационной деятельности (2013 г.) в программу Сибирского форума образования (март 2013 г.) в программу Томского инновационного форума (май 2013 г.)

Благодарю за внимание А.Б. Пушкаренко, начальник Департамента по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области