Кадры лабораторной службы: состояние вопроса существующие проблемы, поиск путей их разрешения Гильманов Александр Жанович Кафедра лабораторной диагностики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система последипломного образования врачей и лаборантов бактериологов в РФ ГБОУ ДПО РМАПО Кафедра микробиологии Сафонова Т.Б., Власова И.В., Столярова.
Advertisements

Система последипломного образования врачей и лаборантов бактериологов в РФ ГБОУ ДПО РМАПО Кафедра микробиологии Сафонова Т.Б., Власова И.В., Столярова.
Л.И. Краснова, заместитель директора по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию Государственное бюджетное образовательное.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Сертификат специалиста как условие допуска к осуществлению медицинской деятельности Исполнительный директор Новосибирской областной ассоциации врачей М.Н.
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
Нормативно-правовые основы аттестации педагогических кадров, учебно-вспомогательного персонала и руководящих работников образовательных учреждений Вавилова.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Л.К. МОШЕТОВА Ректор, академик РАН Российская медицинская академия последипломного.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Документы, регламентирующие деятельность специалистов в области лабораторной диагностики: Лекция 3 Зав. каф. клинической лабораторной диагностики ИГМАПО,
Занятие медицинской деятельностью
3 ФЕВРАЛЯ 2015 ВГМА им.Н.Н.Бурденко Актуальные вопросы осуществления и оценки деятельности кафедр в свете современных нормативно-правовых требований Проректор.
Правовые основы деятельности специалистов с высшим медицинским и немедицинским образованием в медицинских микробиологических лабораториях В.С. Михайлова,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
ВРАЧЕБНАЯ КОМИССИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ М.Н. Ларина, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе 27 ноября 2012 года.
Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Особенности лицензирования медицинской деятельности.
Транксрипт:

Кадры лабораторной службы: состояние вопроса существующие проблемы, поиск путей их разрешения Гильманов Александр Жанович Кафедра лабораторной диагностики ИПО Башгосмедуниверситет, г. Уфа

Кадры КДЛ, их функциональные обязанности и квалификационные характеристики (врачи, биологи). Сертификаты специалистов (выдача, продление). Аттестация на квалификационные категории (врачи, биологи). Подготовка кадров КДЛ (врачей, биологов). Оплата труда специалистов. Вопросы участия в целевых программах модернизации здравоохранения и др. О бактериологах.

- Врач клинической лабораторной диагностики - Врач-лаборант (для принятых на работу до г.) - Врач-бактериолог - Врач-вирусолог - Врач - лабораторный миколог - Врач - лабораторный генетик - Врач по сан.-гиг. лаб. исследованиям - Биолог - Химик-эксперт учреждений здравоохранения - Эмбриолог - Медицинский технолог - Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник) - Медицинский лабораторный техник - Лаборант Приказ МЗ СР РФ от г. 801н «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения» (зарег. МЮ РФ )

Приказ МЗ СР РФ от г. 541н ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛЕНИЕМ, ЛАБОРАТОРИЕЙ… Требования к квалификации. Высшее медицинское образование, послевузовское профессиональное и/или дополнительное профессиональное образование и сер- тификат специалиста…; стаж работы по специальности не менее 5 лет.

ВРАЧ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ (приказ МЗСР РФ от г. 541н) Должностные обязанности. Проводит лабораторные исследования в соответствии со стандартом мед. помощи...; организует рабочее место…; осуществляет меропри- ятия по обеспеч-ю качества лаб. исследований на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах; внедряет новые методы лаб. исследований и новое обору- дование… Ведет мед. документацию, планирует и анализирует результаты своей рабо- ты. Соблюдает принципы врачебной этики. Руководит работой среднего и младшего мед. персонала. Проводит санитарно-просветительную работу… В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию. Должен знать: законы РФ в сфере здравоохранения; норм. документы…; теор.основы специальности; организацию деятельности клин. лабораторий, современные методы диагностики и лечения; морфологию, физиологию, биохимию органов и систем орга- низма; основы патоморфологии, патогенеза синдромов и заболеваний; территориальн. программу гос. гарантий оказания гражданам бесплатной мед. помощи; совр. направл-я развития медицины; преанал. и аналитич. технологии лаб. исследований; принципы работы и правила эксплуатации лаб. оборудования; основы системы управления качеством клин. лаб. иссл-й; правила действий при обнаружении больного с признака- ми особо опасных инфекций; правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, врач. этику; основы трудового законодательства; правила охраны труда и пожарной безопасности (2 раза!)

Должностные обязанности. …консультирует врачей других специальностей по вопросам лабораторной диагностики; - дает рекомендации по лабораторному обследованию; - интерпретирует результаты лабораторных исследований; - делает заключение по данным лабораторного исследования с учетом анамнеза, результатов клинических и дополнительных методов обследования больного. Должен знать: …клиническое значение лабораторных исследований в профилакти- ке, диагностике и мониторинге заболеваний… …Врач (?) КЛД… (то, что отсутствует в тексте приказа 541н)

Положение о враче КЛД (приказ 380 / 1997 г.) На должность врача клинической лабораторной диагностики назначается специалист с высшим медицинским образованием, освоивший программу подготовки по клинической лабораторной диагностике и получивший сертификат специалиста. Врач КЛД: Проводит лабораторные исследования в соответствии с возложенными на него обязанностями… Составляет рекомендации по правилам взятия и доставки биологического материала в КДЛ. Консультирует врачей других специальностей по вопросам лабораторной диагностики. Участвует в интерпретации результатов лабораторных исследований… Врач КЛД имеет право… замещать должность зав. КДЛ во время его отпуска или болезни.

Биолог (приказ 541н от ) Должностные обязанности. Проводит лаб. исследования по профилю учреждения здравоохранения и лаборатории… организует рабочее место… осуществляет мероприятия по обеспечению качества лабораторных исследований на преанал., анал. и постанал. этапах; осваивает и внедряет новые методы лаб. исследований и оборудование... соблюдает принципы деонтологии… (далее – все, как у врача КЛД, кроме: Проводит санитарно- просветительную работу… В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.) Должен знать: законы РФ в сфере здравоохранения; основы мед. страхования; организацию и контроль деятельности клин. лабораторий, морфологию, физиологию, биохимию органов и систем организма… (далее – как у врача КЛД); клинич. значение лаб. исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; деонтологию.

Медицинский технолог (приказ 541н от ) Должностные обязанности. Проводит самостоятельно сложные исследования с использованием новейших технологий: биохимические, гематологические, цитологические, иммунологические, токсикологические, медико-генетические. Осваивает новое оборудование и новые методики исследований. Проводит контроль качества лабораторных исследований и разрабатывает мероприятия по повышению точности и надежности анализов… Должен знать: основы лабораторной диагностики основных заболеваний важней- ших органов и систем человека; организацию внутри- и межлабораторного контро- ля качества лабораторных исследований; основы комплексного подхода к лабора- торному обследованию больного; методы забора материала и морфологию иссле- дуемых элементов; современные методы лабораторных исследований; устройство и правила эксплуатации аппаратуры по профилю работы; нормальные и патологи- ческие показатели результатов исследования; признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; общие принципы фармакокинетики и фармакодина- мики основных лекарственных средств; режим работы с возбудителями инфекцион. заболеваний по профилю работы, а также по карантинным заболеваниям; причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; основы микробиологии; влияние биологичес- ких факторов на результаты исследований.

Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник) Должностные обязанности. Проводит самостоятельно химические макро- и микроскопическое исследования биологического материала… используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований. Проводит контроль качества выполняемых исследований, обеспечивает точность и надежность анализов... Должен знать: методы забора биологического материала, морфологию: яиц и паразитов основных видов гельминтов, элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобластов до зрелых форм, паразитов крови, основных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемов и макрофагов, гонококков, бледной спирохеты, стрептобациллы и трихомонад; инфекционные заболевания по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям; методы приготовления реактивов и растворов, причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; основы микробиологии; влияние биологических факторов на результаты исследований; …

Лаборант (аналога в других странах нет…) Должностные обязанности. Проводит лабораторные исследования под руководством врача-специалиста и самостоятельно подготавливает для их проведения лабораторную аппаратуру, реактивы, химическую посуду, питательные среды, красящие и дезинфицирующие растворы. Принимает и регистрирует биологический материал… Проводит стерилизацию лабораторного инструмента, посуды и т.п. Передает результаты исследований врачу… Должен знать: основы санитарно-микробиологических исследований; методы общеклинических, биохимических, гематологических и цитологи- ческих лабораторных исследований; методы санитарно-гигиенических исследований объектов внешней среды; санитарно-гигиенические нормы и режим работы лаборатории; технику проведения лабораторных исследо- ваний с использованием лабораторной аппаратуры; причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; основы микробиологии; влияние биологических факторов на результаты исследований; …

О необходимости модернизации нормативных документов, относящихся к кадровому обеспечению лабораторной службы в РФ (аналитическая записка РАМЛД / НПО СЛМ от г.) …в тексте приказа МЗСР РФ 541н от не были учтены особенности, присущие клинико-лабора- торной службе, что привело к многочисленным неточ- ностям, двусмысленностям и явным ошибкам, и имело неприятные правовые и финансовые последствия для сотрудников КДЛ. …

Врач клинической лабораторной диагностики (проект, из аналитической записки РАМЛД и НПО СЛМ от г.) + Должностные обязанности. Консультирует врачей других специаль- ностей по вопросам лабораторной диагностики; интерпретирует результаты лабораторных исследований; дает рекомендации и делает заключение по лабораторному обследованию с учетом анамнеза, результатов клинических и дополнительных методов обследования больного; … проводит лабораторные исследования в соответствии с профилем учреждения здравоохранения и лаборатории… + Должен знать: методы диагностики и лечения; клиническое значение лабораторных исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; … основы фармакокинетики, фармакодинамики и лекарствен- ного мониторинга по основным лекарственным средствам; … основы микробиологии и микробиологических исследований;…

Биолог (проект, из аналитической записки РАМЛД и НПО СЛМ от ) Должностные обязанности. Остаются теми же. Должен знать: законы РФ в сфере здравоохранения; основы мед. страхования; организацию и контроль деятельности клин. лабораторий, морфологию, физиологию, биохимию органов и систем организма… (далее – как у врача КЛД); клинич. значение лаб. исследований в профилактике, диагностике и мониторинге заболеваний; деонтологию. + методы лекарственного мониторинга по основным лекарственным средствам; + основы системы управления качеством клинических лабораторных исследований; + основы микробиологии и микробиологических исследований… Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (основная специальность) «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» (академическая квалифи- кация - магистр или специалист) и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной деятельности [уточнить?] без предъявления требований к стажу работы.

Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник) (проект, из аналитической записки РАМЛД и НПО СЛМ от ) Должностные обязанности. Самостоятельно проводит лабораторное исследование биологического материала (химическое, макро- и микроско- пическое и др.); осуществляет контроль качества выполняемых иссле- дований; ведет необходимую учетно-отчетную документацию; проводит мероприятия по обеспечению санитарно-гигиенического режима, пред- упреждению возможного заражения персонала и пациентов при взятии крови и других видов биоматериала; оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Должен знать: методы забора биологического материала и морфологию исследуемых элементов, правила эксплуатации лабораторной аппарату- ры, методы приготовления реактивов для проведения исследований; общие причины возникновения преаналитических и аналитических по- грешностей при проведении лабораторных исследований; методы дезин- фекции отработанного биоматериала; основы общей гигиены и произ- водственной санитарии; основы микробиологии и микробиологических исследований; основные правила делопроизводства в клинико-диагности- ческих лабораториях; …

…Могут ли биологи, работающие на должностях врачей-лабо- рантов, сохранить эту должность при переходе на работу в другое учреждение? Из письма НПО СЛМ в МЗСР РФ Из ответа МЗСР РФ на письмо НПО СЛМ («КЛД» 5 / 2012) Несмотря на то, что наименование должности "врач-лаборант" сохраняется за биологами, принятыми на эти должности до 1 октября 1999 г., с учетом требований приказа Минздрава России от вновь вводиться должность "врач-лаборант" не может. В случае увольнения в соответствии с упомянутым приказом, со специалистом с высшим биологическим образованием может быть заключен трудовой договор о работе в должности биолога. Из приказа МЗСР РФ от г. 541н …Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалис- тов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, приня- тых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

О сертификации специалистов КДЛ

Сертификат специалиста - документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом уровня теоретических знаний и умений, достаточного для самостоятельной профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности (приказ МЗМП РФ 286 от г.; в 2000 г. отменен). Сертификаты будут действовать до 2016 года. …Лица, получившие высшее профессиональное образование по спе- циальности «биология», могут замещать в КДЛ должности биологов, проходить повышение квалификации и получить квалификационную категорию. Сертификат специалиста по специальности «клиническая лабора- торная диагностика» им не выдается в связи с тем, что эта специаль- ность является врачебной, а их подготовка не соответствует требованиям к подготовке врачей клинической лабораторной диагностики (высшее медицинское образование и интернатура или клиническая ординатура по специальности). Письмо МЗ и СР РФ МЗ / от г

О сертификатах (письмо МЗ СР РФ в Ижевскую ГМА, /16-1, ) …Полагаем, что до утвержде- ния нормативного правового акта по данному вопросу [взамен отме- ненного приказа 286], специа- листы с высшим профессиональ- ным образованием, занимающие врачебные должности в лаборато- риях учреждений здравоохранения, могут подтвердить полученные в соответствии с ранее действовав- шим приказом Минздравмедпрома России от г. 286 сертификаты специалистов.

Нужны ли сертификаты специалистов для биологов на должнос- тях врачей-лаборантов? Из письма НПО СЛМ в МЗСР РФ («КЛД» 5 / 2012) Из ответа МЗСР РФ на письмо НПО СЛМ («КЛД» 5 / 2012) Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от , одним из лицензионных требований является наличие в штате соис- кателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). Таким образом, в связи с отсутствием у биологов упомянутого выше образования сертификат специалиста им не может быть выдан..

О сертификатах (письмо МЗ СР РФ в СПб МАПО, /353, )

… Во избежание недоразумений и дискриминации опытных специалистов, которые уже имеют место, необходимо дополнить содержащееся в приказе 541н положение о сохранении должности «врач-лаборант» для специалистов с высшим немедицинским образованием, принятых на эту должность до года… пунктом о сохранении за ними всех обязанностей и прав врача КЛД, включая продление сертификата специалиста (что было ранее допущено письмом МЗ СР РФ /16-1 от ) Из аналитической записки РАМЛД и НПО СЛМ от г. Приказ МЗСР РФ от г. 541н …Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специа- листов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

Аттестация специалистов КДЛ

Приказ МЗ СР РФ от г. 808н Зарег. в Минюсте РФ г. N 21875, в силе с г. О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками Цель - стимулировать рост квалификации специалиста, улучшить подбор, расстановку и использование кадров… Приказы МЗСР 314 от г. и 128н от г. отменены. Квалификационная категория присваивается в строго определенном порядке (2 -> 1 -> В) и действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении… Оценивается: - владение современными методами диагностики и лечения в соответствии с квалификационной категорией (2, 1, В); - участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации; наличие публикаций и печатных работ; - формы самообразования, используемые специалистом … Квалификационные категории у биологов ???

Исходя из данного положения закона, по-видимому, не должно быть препятствий для аттестации биологов на квалификационную категорию? НПО СЛМ, 2012 Приказ МЗ СР РФ 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками»

…Приказ Минздравсоцразвития России от н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтически- ми работниками» издан в соответствии со статьей 63 Основ законодатель- ства Российской Федерации об охране здоровья граждан [устарело]. Во исполнение подпункта 12 пункта 2 статьи 14 Федерального закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в настоящее время подготовлен проект нового нормативно-правового акта Минздравсоцразвития России по вопросу аттестации медицинских и фармацевтических работников. Директор Департамента В.А. Егоров Конкретного ответа о возможности аттестации биологов на квалификационные категории пока нет. Содержание указанного проекта неизвестно. Неясно, упоминаются ли в нем медицинские работники с высшим профессиональным (немедицин- ским) образованием. Ответ МЗСР РФ на запрос НПО СЛМ РФ «КЛД» С.56

Подготовка специалистов КДЛ

Приказ МЗСР РФ от г. 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарег. МЮ РФ г.), с изменениями, внесенными приказом МЗ СР РФ от н Уровень профессионального образования Высшее проф. образование по спец-ти «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профил. дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» Послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование Интернатура / ординатура по специальнос-ти «Клин. лаб. диагностика», или профес. переподготовка по спец-ти «Клин. лабор. диагностика» при наличии одной из основ-ных спец-тей и/или спец-ти, требующей дополнит. подготовки Дополнительное профессиональное образование Повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет в теч-е всей трудовой деят-ти Должности Врач КЛД; руководитель структурного подразделения - врач КЛД Специальность «Клиническая лабораторная диагностика»

Проект организации медицинского образования в РФ Медицинские вузы Первичная медицинская помощь врач-терапевт участковый врач-педиатр участковый врач-стоматолог Клиническая ординатура (1-5 лет) Дополнительное мед. образование (стажировка и т.д.) Аккредитация специалиста (список допусков) Послевузовский уровень Вузовский уровень Специализированная медиц. помощь врач анестезиолог-реаниматолог врач акушер-гинеколог врач-кардиолог врач-нейрохирург… Аккредитация специалиста (расширение списка допусков) Непрерывное последипломное образование (конференции, курсы, стажировки…) Последипломный уровень Аккредитация

Медицинский технолог / Медицинский лабораторный техник Продолжительность обучения – 3 г. 11 м. / 3 года Нужна ли эта должность в КДЛ? Лаборант (приказ 541н) Продолжительность обучения – 3 года (?) Среднее профессиональное образование (обычный или повышенный уровень) по специальности "Лабораторная диагностика" и сертификат специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гисто- логия", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза" Среднее профессиональное образование по специальности "Лабора- торная диагностика", "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гисто- логия", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза", "Бактериология"

Подготовка биологов письмо МЗ РФ / 453 от г. … Специалисты с высшим немедицинским образованием, окон- чившие университет и имеющие диплом по специальности биология, могут быть приняты в КДЛ на должность биолога с последующим направлением на профессиональную переподготовку по лабораторной диагностике (не менее 500 часов очного обучения в государственных высших медицинских образовательных учреждениях)... В дальнейшем они проходят очередное усовершенствование по общепринятой схеме. Письмо МЗ РФ / 267 от г. … Положения письма / 453 от г. не применять. Высшее профессиональное образование… и дополнительное профессио- нальное образование в соответствии с направлением профессиональной деятельности (какое???) Требования к квалификации биолога (приказ 541н)

Приказ МЗ РФ от г. 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (зарег. МЮ РФ г.) Приказ МЗСР РФ 705н / 2008 г. отменен Повышение квалификации, проф. переподготовка, стажировка - проводится главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Необходимость прохожде- ния работником ПК, ПП и С … устанавливается работодателем (???). ПП обязательна для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности. ПК - не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Длит-ть стажировки устанавливается работодателем, исходя из ее целей, по согласов-ю с образовательной / научной организацией. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам ДПО определяются образовательными и научными организациями самостоятель- но с учетом требований ФГОС, требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности), квалификационных требований к специалистам (приказы 415н и 541н) и потребности работодателя.

Приказ МЗ РФ от г. 66н Обучение работников, имеющих среднее и/или высшее мед./фарм. образование, не соответствующее квалиф. характеристикам и квалиф. требованиям, но име- ющих непрерывный (???) стаж практич. работы по специальности более 5 лет, организуется: для специалистов со стажем работы по специальности 10 лет – в форме повышения квалификации ( час занятий по любой форме), для специалистов со стажем работы по специальности 5-10 лет – в форме профессиональной переподготовки (>500 час занятий). Зачисление … - в соответствии с ежегодно утверждаемыми правилами приема, при наличии документов о профессиональном образовании в соотв. с квалиф. требованиями, либо непрерывного стажа по специальности > 5 лет. Могут ли биологи попасть под действие приказа 66н? -> мед. работники? Работники, успешно завершившие освоение программ ДПО (ПК или ПП), могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицин- ской или фармацевтической специальности. [ А лицензирование КДЛ ?..]

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ОПЛАТЫ ТРУДА (с ) с учетом повышающих коэффициентов к должностным окладам по должностям медицинских и фармацевтических работников (по Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений…, Приказ МЗиСР РФ от г. N 149н 1.ПКГ «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»: - Санитарка (мойщица), коэф. 1,00; з/пл 4330 р. 2.ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал»: 1.2-й квалиф. уровень - Лаборант, коэф. 0,11-0,14-0,19-0,23; з/пл р. (в зависимости от квалификационной категории) 2.3-й квалиф. уровень – Медицинский лабораторный техник, коэф. 0,12-0,14-0,16-0,21; з/пл р. 3.4-й квалиф. уровень – Медицинский технолог, коэф. 0,19-0,23-0,27-0,32; з/пл р. (Фельдшер-лаборант???) 3.ПКГ «Врачи и провизоры»: 1.1-й квалиф. уровень – Врач-интерн, коэф. 1,00; з/пл 5800 р.; Врач-стажер, коэф. 1,03; з/пл 6000 р. 2.2-й квалиф. уровень – Врач-специалист. Б/СТ: коэф. 0,07-0,10-0,14-0,17; з/пл р. КМН: коэф. 0,12-0,16-0,19-0,22; з/пл р. ДМН: коэф. 0,17-0,20-0,24-0,28; з/пл р. 3.3-й квалиф. уровень - Врач-специалист стационарного подразделения лечебно- профилактического учреждения. Б/СТ: коэф. 0,81-0,84-0,88-0,91; з/пл р. КМН: коэф. 0,86-0,90-0,93-0,97; з/пл р. ДМН: коэф. 0,91-0,95-0,98-1,02; з/пл р. РУКОВОДИТЕЛИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ с высшим мед и фарм. обр-ем 1.1-й квалиф. уровень – Зав. лабораторией. Б/СТ: коэф. 1,00; з/пл р. КМН: коэф. 1,02; з/пл р. ДМН: коэф. 1,04; з/пл р.

Приказ МЗ СР РФ от 31 марта 2008 г. N 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг» Проф. квалиф. группа (ПКГ) «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг» 2-й квалиф. уровень: Биолог, Зоолог, Энтомолог, Медицинский психолог, Специалист по реабилитации инвалидов, Эксперт-физик по контролю за источниками иониз. и неиониз. излучений, Химик- эксперт учреждения здравоохранения, Инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов.

Сохраняющиеся проблемы Ничем не обусловлена дискриминация биологов в отношении выполнения лабораторных исследований по целевым програм- мам, родовым сертификатам и т.д. и доплат по ним. Ситуация абсолютно бессмысленная, ведет к снижению ка- чества и возможностей лабораторного обеспечения целевых программ. В РФ и во всем мире специалисты с немедицинским образо- ванием (в т.ч. имеющие большой опыт и квалификационные категории) составляют большинство в КДЛ. Аналитические аспекты деятельности биологов полностью соответствуют таковым врачей КЛД. Сертификаты биологов – нужны ли? Помогут ли они делу?

Из ответа МЗСР РФ на письмо НПО СЛМ («КЛД» 5 / 2012) В соответствии с постановлением Правительства РФ от … в рамках программы модернизации производятся дополнительные выплаты врачам-специалистам и специалистам со средним медицин- ским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь. Вместе с тем выплаты стимулирующего характера специалистам с высшим и средним немедицинским образованием, участвующим в оказании стационарной медицинской помощи, в соответствии с нор- мативными правовыми актами субъектов РФ могут быть осуществле- ны за счет иных (помимо средств на реализацию региональных про- грамм) источников. Директор Департамента В. А. Е г о р о в

О бактериологах

Приказ МЗ и СР РФ 415н / 1644н Уровень профессионального образования Высшее проф. образование по спец-ти «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профил. дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» «Стоматология» (?) Послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование Ординатура по специальности «Бактерио- логия», или проф. переподготовка по спец- ти «Бактериология» при наличии послевуз. профес. образования по спец-ти «Клинич. лабор. диагностика» или «Эпидемиология» Дополнительное профессиональное образование Повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет в теч-е всей трудовой деят-ти Должности Врач-бактериолог; руководитель структур- ного подразделения - врач-бактериолог Специальность «Бактериология»

Специальность, полученная в вузе Основная специальность Специальность, требующая дополни- тельной подготовки - Лечебное дело - Педиатрия - Медико-профил. дело - Стоматология - Мед. биохимия / мед. биофизика / мед. кибернетика Клиническая лабораторная диагностика Бактериология Вирусология Лаборат. генетика Лаборат. микология - Медико-профил. делоЭпидемиология Бактериология Лаборат. микология Вирусология Паразитология Приказ МЗ и СР РФ от г. 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовс- ким медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохра- нения Российской Федерации» Приказы МЗ / МЗСР РФ 337 / 553 / 112н утратили силу.

Существующие вопросы В приказе 541н отсутствует квалификационная характерис- тика должности «Врач-бактериолог», хотя специальность «Бактериология» есть в приказах 210н и 415н. Требуется ли разработка отдельной квалификационной характеристики должности «Врач-бактериолог» либо «Врач микробиолог-бактериолог»? Кто должен выполнять бактериологические исследования в ЛПУ? Могут ли это делать биологи? Какая подготовка необхо- дима для выполнения бак. исследований в ЛПУ - ПП? ОУ? Обязателен ли сертификат специалиста по бактериологии для производства этих исследований? Может ли бактериология стать основной медицинской специ- альностью (наравне с КЛД) ?

Р Е З Ю М Е

2. Врач-лаборант – это врач? Сохранение должности врача-лаборанта и врача КЛД у специалистов с высшим немедицинским образовани- ем, ранее принятых на эту должность. Продление сертификатов вра- чам-лаборантам = письмо МЗ РФ или коррекция положения приказа 541н. 4. Выполнение бактериологических исследований в ЛПУ – врачи? биологи? Допуск к бак. исследованиям – ПП? ОУ? Сертификат? Вопросы, требующие контроля и срочного решения 3. Заработная плата специалистов КДЛ. Обоснование более высокой зарплаты врачей КЛД по сравнению с биологами – дополнительные обязанности у врачей? Уравнивание в зарплате медицинских лабораторных техников и фельдшеров-лаборантов = коррекция ошибки в приказе 149н / 2008 г. и изменение состава ПКГ. 1. Переделка квалификационных характеристик специалистов КДЛ = контроль за модификацией приказа 541н.

Исключение дискриминации биологов в работе и доплатах по целевым программам, родовым сертификатам и т.д. = Письмо МЗ РФ? Коррекция постановления Правительства РФ? Восстановление возможности аттестации на квалификационные катего- рии. = Письмо МЗ РФ (биологи - медицинские работники, к ним относятся положения приказа 808н). Или отдельный приказ МЗ РФ (проект?). Дополнительное профессиональное образование биологов - вид и про- должительность на послевузовском этапе и ДПО = Письмо МЗ РФ. Уточнение направлений вузовской подготовки, дающих возможность работы в медицинских лабораториях (аграрии? педагоги?) Выпускная специаль- ность в приказе 541н должна быть основной = модификация приказа 541н. Срочные вопросы по биологам

Предложение Отладить реальную связь отделов МЗ РФ, занимающихся подготовкой нормативных документов, со специалистами КЛД: Выносить (своевременно и регулярно) проекты будущих нормативных документов в области КЛД на обсуждение с участием главного внештат- ного специалиста, экспертов и специалистов-практиков: - публикация проектов на сайте МЗ РФ и в профильных журналах, - рассылка по членам экспертных групп / в профильные центры / на кафедры … Главному внештатному специалисту - вести реальный учет мнений с отражением комментариев (согласия или возражений). Реально привлекать общественные профессиональные организации / рабочие группы к созданию и обсуждению проектов нормативных доку- ментов, включая стандарты и протоколы ведения больных и стандарты лабораторных процедур.

2. Аттестация сотрудников КДЛ федеральных ЛПУ – в Москве? в центре Федерального округа? в лицензированных учеб. /научн. учреждениях? 3. Микробиология-бактериология как основная медицинская специ- альность (наравне с КЛД) ? Вопросы, требующие решения в перспективе 4. Целесообразность сохранения должности лаборанта. 1. Отмена сертификатов, формирование аккредитационных допусков к выполнению отдельных видов лабораторных исследований. …Создать возможность для наиболее квалифицированных специалистов с немедицинским образованием официально занимать руководящие должности в КДЛ (при наличии достаточного стажа работы, теоретических знаний и практических навыков, а также общественного признания).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !