1 декабря 2003 г. Фонд Рыночных Исследований Виктор Плескачевский 1 Концепция Саморегулирования Специальные положения (Финансовые рынки)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 декабря 2003 года Комитет ГД РФ по собственности Виктор Плескачевский 1 Концепция саморегулирования (Общие положения) «Презумпция негосударственного.
Advertisements

Концепция саморегулирования (Общие положения) «Презумпция негосударственного регулирования» - основной принцип административной реформы.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Концепция законопроекта «О налоговом консультировании»
Модели регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг, используемые в международной практике.
Совершенствование корпоративного и финансового законодательства в России А.В. Шаронов.
О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации и особенностях инвестирования пенсионных.
Рабочая группы по вопросам деятельности специализированных органов (контрольный и дисциплинарный) саморегулируемых организаций Совета по саморегулированию.
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК. Функции рынка ценных бумаг Инвестиционная Перераспределения прав собственности ДоходнаяИнформационная Перераспределения рисков Покрытия.
Презентация Секций. Секция по разработке Стратегии развития саморегулирования Каминский Алексей Владимирович Руководитель Рабочей группы «Разработка Стратегии.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Автор курса Третьякова Т.А. ВГУЭС, кафедра "ЭМ"1 ТЕМА 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИнвесторыЗаказчикиПодрядчикиПользователиПосредники.
Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Саморегулируемые организации на розничных рынках электроэнергии (мощности)
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской.
Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
1 Роль основных принципов и механизмов саморегулирования в отраслевом законодательстве ФОНД ПОДДЕРЖКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Президент Г.А. Томчин.
Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
Корнилов А.С. ОФБУ и ПИФ – две стороны одной модели. БАНКИ НА РЫНКЕ ФОНДОВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. Банки на рынке фондовых и коллективных инвестиций.
Транксрипт:

1 декабря 2003 г. Фонд Рыночных Исследований Виктор Плескачевский 1 Концепция Саморегулирования Специальные положения (Финансовые рынки)

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 2 Основные проблемы регулирования профучастников финансового рынка (в РФ) Модель регулирования профучастников финансового рынка сложилась в начале 90-х годов в отсутствии практики рынка, в отсутствии ясных и подробных норм права и, фактически, в отсутствии институтов и практики саморегулирования в РФ Настоящее регулирование финансового рынка характеризуется значительным преобладанием полномочий государственных регуляторов устанавливать правила и требования к субъектам и объектам рынка над правом закона и над правом рынка (в организованной форме - СРО) Значительным шагом по созданию механизмов саморегулирования на финансовом рынке была попытка установления Постановлением ФКЦБ в 1997 г. квалифицирующих признаков СРО (под которые «подпадали» только НАУФОР и ПАРТАД) В результате образовались «СРО»-монополисты с обязательным членством профессиональных участников рынка ценных бумаг, фактически «представители» госрегулятора - ФКЦБ В 2000 году ФКЦБ отменило обязательное членство в СРО, установив равенство в регулировании членов и не членов «СРО», фактически признав СРО избыточным элементом процесса регулирования Отсутствие в законе четких квалифицирующих признаков профучастников и «СРО» финансового рынка и их «смежников» приводит к высокому уровню зависимости «СРО» и профучастников от уполномоченного регулятора

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 3 Основные субъекты регулирования на финансовом рынке (функциональная модель) Субъекты инфраструктуры: биржи, депозитарии (расчетные депозитарии, спецдепозитарии, депозитарии, кастодианы и т.п.), регистраторы, банки (расчеты), клиринговые организации Операторы финансового рынка: банки (операции), брокеры/дилеры, управляющие резервами и накоплениями, лизинговые и ипотечные компании, страховые компании и пенсионные фонды (страховые и пенсионные услуги) Институциональные инвесторы: пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, ОВК и ОВС «Смежники»: аудиторы, оценщики, бухгалтеры, консультанты

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 4 Основные термины регулирования (гос- и саморегулирования) Регулирование – госрегулирование и саморегулирование, правоустановление (нормирование) и правоприменение (надзор) Госрегулирование – регулирование посредством закона, полномочий Правительства, уполномоченного органа власти (или Банка России) по правоустановлению и применению норм и правил профессиональной (предпринимательской) деятельности Саморегулирование – регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме СРО или бирж) права рынка

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 5 Предмет регулирования (гос- и саморегулирования) Предметом регулирования является управление рисками (пакетами рисков) каждой сферы деятельности посредством установления законом, Правительством, органом власти (Банком России) и институтами профессионального общественного регулирования определенных требований к участникам, инструментам и продуктам финансового (инвестиционного) рынка, а также к правилам совершения операций

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 6 Институты саморегулирования на финансовом рынке Саморегулируемые рынки: биржи Саморегулируемые организации: –Первый тип – профессиональные (предпринимательские) СРО, основанные, как правило, на обязательном членстве и, как правило, заменяющие лицензирование: «смежники» (аудиторы, оценщики, бухгалтеры, консультанты) –Второй тип – предпринимательские СРО, основанные, как правило, на добровольном членстве, дополняющие лицензирование, (банки, депозитарии, институциональные инвесторы, брокеры/дилеры, регистраторы)

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 7 Особенности саморегулирования на финансовом рынке Государственное регулирование деятельности профессиональных участников финансового рынка и их «смежников» осуществляется посредством специальных законов и посредством законов и уполномоченных органов власти Особая важность и сложность регулирования специальных рисков на финансовом рынке в вопросах монетарной, кредитной и инвестиционной государственной политики Техническая возможность систематизации основных рисков профессиональной деятельности на финансовом рынке, как предмета регулирования (госрегулирования и саморегулирования)

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 8 1. Биржа - основные термины Биржа – институт, обеспечивающий технологическую возможность сведения спроса и предложения на биржевой товар Биржевой товар – товар (инструмент), допущенный в соответствии с биржевыми правилами к биржевой торговле Биржевой посредник – член биржи, профессиональный участник, допущенный к биржевой торговле в соответствии с биржевыми правилами Биржевые правила – правила биржевой торговли, правила допуска к биржевой торговле биржевого товара и биржевого посредника, правила расчетов между биржевыми посредниками, правила раскрытия и использования информации и т.п.

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований 9 1. Биржа: основные права и обязанности Исключительное право допуска биржевых посредников и биржевых товаров к торговле Исключительное право устанавливать правила торговли и расчетов Обязанность формировать и контролировать механизмы индивидуальной и коллективной материальной ответственности членов Обязанность контролировать исполнение правил членами биржи Минимальное требование к членам биржи: наличие лицензии профессионального участника соответствующего рынка Минимальные требования к инструментам и правилам: в соответствующих законах

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований Биржи: требования к органам управления биржевым процессом Принцип достаточного представительства – требование к минимальному количеству членов биржи Ограничение на максимальное владение акциями (долями) одним владельцем (группой) для АО и ООО (кроме НП) Принцип коллективности управления – органы управления биржевым процессом представлены только членами биржи на принципах равноправного участия Наличие органов управления биржевым процессом (в т.ч. по секциям): –Органы разработки правил –Органы контроля за исполнением правил –Органы дисциплинарной ответственности

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований Биржи: механизмы материальной ответственности Механизмы индивидуальной материальной ответственности членов биржи в форме страхования гражданской ответственности определенных рисков и/или пакета рисков Механизмы коллективной материальной ответственности членов в форме общих и/или отдельных компенсационных фондов по разным и/или однородным рискам (например: общие биржевые фонды по техническим рискам и по рискам неисполнения обязательств членов биржи; общие секционные фонды на товарной, фондовой, валютной секциях и секции ПФИ; специальные общие или секционные фонды по отдельным рискам)

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований Биржи: взаимодействие с уполномоченными органами власти Союз бирж Биржа НКО валютных бирж Биржа Биржевые посредники Уполномоченные органы власти

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований «Смежники»: особенности регулирования в РФ «Смежники» - аудиторы, консультанты, бухгалтеры, оценщики, нотариусы и т.п. по существу, представители «профессии», хотя некоторые описаны в соответствующих законах, как субъекты «предпринимательской деятельности», что приводит к коллизии норм регулирования, например: аудитора и аудиторской компании (в мире - партнерства не создают такой коллизии) В подавляющем большинстве стран – регулируются посредством детального специального закона, надзорного государственного органа власти, и обязательного членства в саморегулируемой организации, построенной в основном, по «палатному» принципу. Фактически допуск к профессии осуществляется через допуск к членству в СРО, а не через лицензирование, т.е. основные требования к профессии отражены в соответствующем законе, как минимальные, а остальные – изменяющиеся или корректируемые, относятся к компетенции СРО

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований «Смежники»: модель гос- и саморегулирования в РФ Максимально подробные законы, регулирующие сферу профессиональной (предпринимательской) деятельности Базовые требования к профессиональной (предпринимательской) деятельности «смежников» должны быть перенесены из лицензионных требований (в компетенции Правительства, ведомств и Банка России) в соответствующий закон, как минимальные квалификационные требования к члену СРО Дополнительные (по отношению к перечисленным в законе) требования отнесены к компетенции СРО В компетенции органов власти уполномоченных осуществлять государственную политику по конкретной профессиональной (предпринимательской) деятельности остается только надзор и инициация

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований «Смежники» - основные требования к СРО в законах Минимальные требования к числу членов СРО (отвечающих установленным признакам) Минимальные требования к размерам и правилам индивидуальной и коллективной материальной ответственности членов СРО. Как правило - обязательное членство в СРО Учитывая особую значимость «смежников» (результатами их деятельности пользуется неограниченный круг лиц), индивидуальная и коллективная ответственность применяется, как правило, одновременно Стандартные для СРО требования к органам управления

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований «Смежники»: механизмы материальной ответственности Минимальные требования к механизмам материальной ответственности в форме индивидуального страхования гражданской ответственности члена СРО и коллективного страхования в форме компенсационных фондов Индивидуальная ответственность применяется в форме страхования гражданской ответственности (за «виновные» и «невиновные» риски) по минимально установленному законом пакету рисков (страховых случаев) Коллективная ответственность применяется в форме компенсационного фонда

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований «Смежники» - Компенсационные фонды (основные правила) Фактически компенсационный фонд – коллективный страховой гарантийный резерв под определенные риски (пакеты рисков), аналог фонда страхования вкладов или фонда гарантирования в «автогражданке» Управление имуществом компенсационного фонда производится (как резервом) в соответствии с инвестиционной декларацией управляющей компанией под контролем спецдепозитария (как в паевом фонде) Право перехода из одной в другую СРО с передачей доли в компенсационном фонде (как в паевом фонде)

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований «Смежники» - взаимодействие с уполномоченным регулятором Союз СРО СРО Уполномоченный регулятор Профессиональное (предпринимательское) сообщество

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований СРО профучастников финансового рынка (общие положения) Институциональное саморегулирование (посредством СРО) профессиональных участников финансового рынка является, как правило, дополнением к государственному регулированию (законом и уполномоченным органом) СРО участников финансового рынка являются неотъемлемой частью процесса регулирования предпринимательской деятельности на финансовом рынке с четким разделением компетенции в соответствующих законах (с госрегулированием) по провоустановлению и применению стандартов и правил Каждому виду деятельности на финансовом рынке соответствуют определенные риски (пакеты рисков), подпадающие под государственное регулирование и саморегулирование На этом этапе развития СРО предлагается либеральная модель институционального саморегулирования - добровольное членство профучастников в СРО, за исключением регистраторов)

1 декабря 2003 года Виктор Плескачевский Фонд Рыночных Исследований Институты саморегулирования на финансовом рынке СРО банков (расчеты и кредиты) СРО брокеров/дилеров СРО управляющих резервами и накоплениями СРО депозитариев и регистраторов СРО инвестиционных фондов СРО пенсионных фондов СРО страховых компаний СРО ОВК СРО ОВС СРО ипотечных компаний СРО лизинговых компаний