МКОУ ПОВАРОВСКАЯ СОШ МАСТЕР – КЛАСС «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ». Педагогическое кредо «Стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Advertisements

Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Тема самообразования: «Развитие творческой активности учащихся на уроках математики »
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках математики в достижении качественного образовательного результата. Выполнила учитель.
ПЛОЩАДИ ФИГУР Площадь прямоугольника 9 класс. Геометрическая фигура называется простой, если её можно разбить на конечное число плоских треугольников.
Учитель математики МОУ Романовская СОШ Непряхина Е.В
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Учитель математики МБОУ «СОШ пос. Бурный» Михайлова С.В.
Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся 1. Организацион ный момент. Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
ОГЭ математика Подготовила: учитель математики МОБУ СОШ с. Петропавловка Сигайлюк С. А.
Работу выполнила студентка 45 группы Безменова Ксения Артёмовна.
Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Проблемное обучение – это ориентация учебного.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Тема урока : « Площади фигур ». Деловая игра « Делаем ремонт » Тема урока : « Площади фигур ». Деловая игра « Делаем ремонт » Могутова Татьяна Михайловна.
«Реализация технологии проблемного образования в образовательной системе Л.В. Занкова» Презентация опыта работы Субботиной Л.В., учителя начальных классов.
Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи.
Транксрипт:

МКОУ ПОВАРОВСКАЯ СОШ МАСТЕР – КЛАСС «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ». Педагогическое кредо «Стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, что дети сами открывают новое знание». Разработала учитель математики Морозова Надежда Сергеевна

НЕМНОГО ИСТОРИИ Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи ( ). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

НЕМНОГО ТЕОРИИ Уровни проблемного обучения : 1 уровень – ученик усваивает приёмы логического мышления репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения учителя; 2 уровень – учитель создаёт проблемную ситуацию, указывает на проблему и вовлекает их в совместный поиск путей её решения и в процесс самого решения; 3 уровень – учащиеся формулируют аналоговую неполнозначную проблему и анализируют её вместе с учителем, совместно выдвигают предположения и обосновывают гипотезу, а доказывают и проверяют решения самостоятельно, решаются познавательные задачи; 4 уровень – наличие любых типов проблем и полная самостоятельность в их решении.

НЕМНОГО ТЕОРИИ Типы проблемных ситуаций : 1. – учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. в случае осознания учащихся недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта; 2. – при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях; 3. противоречие возникает между теоретически возможным и путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа; 4. – противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Пример. 10кл. Тема «Решение тригонометрических уравнений». Решить уравнение sinx=2/3 и отобрать корни на отрезке [5п/2;3п] (часть задания С1 из вариантов ЕГЭ)–проблемная ситуация: не табличные углы и заданный отрезок вне отрезка [0;2п]. Дети озадачены и самостоятельно ищут способы решения, т.е. готовятся к разрешению проблемы на уроке. Учитель намеренно включил данное задание в домашнюю работу, так как следующий урок посвящён отбору корней тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций, тем самым подвёл детей к необходимости разрешения ситуации. В начале урока проводит самостоятельную работу, включая подобное задание, для того, чтобы проверить степень осмысления детьми данной ситуации, а только затем разрешается проблема путём анализа имеющихся знаний.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ УМЫШЛЕННО ДОПУЩЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ ОШИБКИ. Пример. 9кл. Тема «Степенная функция». Решить графически уравнение х^3 = 2x. Дети ищут ошибку. Дети решают проблему. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке. УченикиУчитель Строят графики левой и правой частей уравнения и видят, что графики имеют 3 точки пересечения, а значит уравнение имеет 3 корня и находят их приближённые значения по графику. Учитель в это время решает на доске уравнение аналитическим путём, допустив при этом ошибку в написании условия:x^2=2x; х=0 или х=2. Имеем 2 корня, а следовательно 2 точки пересечения. Проблемная ситуация.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Пример. 9кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии». Изучение вопроса о сумме n-первых членах арифметической прогрессии начинаем с рассказа : «Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?» Проблемная ситуация: как быстро найти сумму первых 100натуральных чисел? Решение проблемы ( ) * 50 = Последовательность чисел 1,2,3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выведем формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ. Пример. 8кл. Тема «Площадь прямоугольника». Родители решили поменять входную дверь и заказали в фирме изготовить металлическую дверь. Им предоставили платёжный документ, в правильности которого папа усомнился, а именно в стоимости покраски двери. Попросил своего сына самому рассчитать стоимость данной работы. Проблемная ситуация : нужно знать площадь двери (площадь прямоугольника). Причём норма краски на 1 кв.м и стоимость работы покраски 1кв.м даны в документе.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. Пример. 8кл. Тема «Понятие площади многоугольника». Вырежьте из бумаги два равных прямоугольных треугольника и составьте из них : а) равнобедренный треугольник; б) прямоугольник; в) параллелограмм, отличный от прямоугольника. Сравните площади полученных фигур. Проблемная ситуация : нужно найти площадь каждой фигуры. Пример. 6кл. Тема «Координатная плоскость». Выполнить произвольный рисунок в координатной плоскости и составить для него задание с тем, чтобы предложить его своему однокласснику в качестве домашней работы. Проблемная ситуация : уровень творческой активности. Пример 5 кл. Тема «Треугольник». Вырезать равные треугольники. Сравнить площади данных фигур. Проблемная ситуация : нужно найти площадь каждого треугольника, а не знаем, как.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВНИМАНИЕ И СРАВНЕНИЕ. Пример. 8кл. Тема «Осевая и центральная симметрия». а) Какие из следующих букв имеют центр симметрии :А, О, М, Х, К ? б) Какие из следующих букв имеют ось симметрии : А, Б, Г, Е, О, F? Пример. 7кл. Тема «Сравнение отрезков, углов». Найдите длины всех отрезков, изображённых на рисунке, если за единицу измерения принят отрезок : а) KL, б) АB. C D E F P Q A B K L

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА СТАРОМУ, УЖЕ ИЗВЕСТНОМУ. Пример. 7кл. Тема « Формулы сокращённого умножения». Вычисляем ( 2*5 )^2 = 2^2 * 5 ^2 = 100 ( 3 * 4 )^ 2 = 3^2 * 4^2 = 9 * 16 = 144 ( 5 : 6 )^2 = 5^2 : 6^ = 25 : 36 ( )^2 = 3^2 + 4^2 = = 25. Попробуйте сосчитать по другому: ( )^2 = 7^2 = 49. Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? ( )^2 не равны 3^2 + 4^2

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ НЕБОЛЬШИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Пример. 5кл. Тема «Длина окружности». Ещё древние греки находили длину окружности по формуле C = П*d. d – диаметр окружности. Вопрос : что же такое П? 1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу: 2. Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в табл. 3. Найдите значение П, как неизвестного множителя. Исследование проведено. Проблема решена. С1С2С3Сср.dП

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ЗАДАЧИ. Пример. 6кл. Тема «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Найдите две дроби, каждая из которых больше 7/9 и меньше 8/9. 1 способ: 2 способ: а) приводим к НОЗ; а).находим десятичные дроби, б) сравниваем дроби с большие 7 и меньшие 8; одинаковыми знаменателями, б) составляем любые две дроби пользуясь правилом сравнения; 7,5/9 и 7,6/9; в) пользуясь основным свойством дроби приводим к следующему 5/6 и 38/45. Проблемная ситуация: ответы разные, а способы решения верные.

Спасибо за внимание.