О.М.Серышева, директор МБОУ 61 г.Челябинска Муниципальная инновационная площадка «Практическое применение копинг-профилактики зависимого поведения школьников»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
Advertisements

Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). Связанные с наркотизацией проблемы индивида – это одновременно и проблемы среды, общества.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Исследовательская работа Копинг-поведение и его связь с личностными особенностями подростков из разных социальных слоев Николаева Анастасия МГППУ, 5 курс.
РОЛЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Эффективность и их ограничения.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
В работе с подростками и учащейся молодёжью … Тяжелыми надо считать не те затраты, которые мы делаем на свое спасение, но бедствия, которые постигнут нас.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Цели курса: создание условий для достижения обучающимися необходимо­го для жизни в обществе социального опыта, для многогранно­го развития и социализации.
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере ребенок – взрослый, взрослый – взрослый и необходимость создания толерантной.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Страшней ребенка зверя нет. ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Педагогическая коррекция подростков.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Транксрипт:

О.М.Серышева, директор МБОУ 61 г.Челябинска Муниципальная инновационная площадка «Практическое применение копинг-профилактики зависимого поведения школьников» Челябинск Управление по делам образования г.Челябинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа61 г.Челябинска

« копинг » (coping) преодоление стресса, совладание с ним Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг - поведением или совладающим поведением.

Для совладания со стрессом каждый человек исполь­зует собственные стратегии (копинг - стратегии) на осно­ве имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг - ресурсов). копинг - стратегия копинг- ресурсы

Уровень развития копинг- ресурсов Успешность адаптации к стрессам социализация

виды копинг - ресурсов Физические Психологические Социальные

ресурсы когнитивной сферы я-концепция интерналъный локус контроля аффилиация эмпатия позиция человека ценностная мотивационная структура личности духовность человека система социальной поддержки социально- поддерживающий процесс Копинг-ресурсы

ДУХОВНОСТЬ - ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА осознание своего личностного «Я» совесть, долг, ответственность, стыд, менталитет регулирование и управление своим поведением понимание своего места, роли и предназначения в обществе система ценностей, стратегические цели личностного развития

Копинг - поведение индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно - средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека

Интерпретация понятия « копинг »…. Первый подход : НЕОПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ Копинг - процессы рассматриваются как эго - процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации.

Копинг, нацеленный на оценку Копинг, нацеленный на проблему Копинг, нацеленный на эмоции копинг – качество личности, позволяющее использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации три способа совладания со стрессовой ситуацией:

психологическое преодоление – усилия личности, направленные на снижение влияния стресса Активная форма копинг-поведения Пассивное копинг-поведение активное преодоление, целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации

стратегии совладания с угрожающей ситуацией механизмы защиты Эго прямое действие нападение или бегство, которое сопровожда ­ ется гневом или страхом совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует

регуляция эмоций управление проблемами, вызывающими дистресс Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека

Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию позволяет оценить силу стрессового воздействия позволяет сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями

Вторичная оценка определяет процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса происходит выработка механизмов преодоления стресса

Активное разрешение проблем является когнитивно- поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности

Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности Выбор оптимального варианта решения проблемы разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы формулирование проблемы Ориентация в проблеме

Взаимосвязь самочувствия и стилей совладающего поведения использование активных совпадающих поведенческих стратегий низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям улучшение самочувствия

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ 7 лет 16 лет 25 лет С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ВЫБОРА КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг- стратегии люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии изменение реальной ситуации снижение самооценки, ухудшение адаптации к заболеваниям

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА эмоциональный стиль преодоления стресса ориентация на избегание выраженная депрессивная симптоматика женщины молодого возраста

дистанцирова ние самоизоляция неэффектив ные стратегии поведения возникновение депрессии уязвимые стрессу люди

Группы поведенческих стратегий: Стратегия разрешения проблем Стратегия поиска социальной поддержки Стратегия избегания

недостаточность развития личностно- средовых копинг- ресурсов отсутствие навыков активного разрешения проблем формирование дезадаптивного, псевдосовладающег о поведения

самостоятельн ое решение проблем поддержка окружающих избегание столкновения с проблемной ситуацией

КОПИНГ-РЕСУРСЫ: Ресурсы личности я-концепция интернальный локус контроля ресурсы когнитивной сферы аффилиация эмпатия отношение к жизни, смер­ти, любви, вере духовность ценности и мотивация Ресурсы социальной среды окружение умение на­ ходить, принимать и оказывать социальную поддержку

Я-КОНЦЕПЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС Это представление человека о себе

ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее ресурс, формирующий адаптационное поведение степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого люди с внутренним (интернальным) локусом контроля эффективно преодолевают стресс проявляют более высокий уровень социальной адаптации

Способность критически и концептуально мыслить реалистические планы на будущее Формирование зрелого мышления Изменение Я-концепции когнитивное развитие человека это возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды и собственное поведение

развитие когнитивных процессов самоуважение, самоэффективность возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и справляться с ними формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы становление личностной идентичности социальная адаптация и возможность решать более сложные проблемы

АФФИЛИАЦИЯ И ЭМПАТИЯ эмпатия – постижение чужого эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека существен­но и положительно влияет на качество общения и позитивные личностные изменения ключевой фактор в развитии социального взаимо­понимания, просоциального поведения важ­нейший ресурс преодоления стресса аффилиация чувство одиночества, отчужденности, порождение и усугуб­ление стресса

информация, приводя­щая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботят­ся о нем, что он является членом социальной сети и име­ет с ней взаимные обязательства обмен ресурса­ми между различным количеством людей функция социальных сетей, которые характеризуют социальную среду личности

социально-под­держивающий процесс играет важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций способность к поиску социальной поддержки способность к поиску социальной поддержки наличие сети социаль­ной поддержки наличие сети социаль­ной поддержки способность к восприятию социальной поддержки способность к восприятию социальной поддержки

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ эмоциональн ая забота о другом, до­верие и сопереживание ему материальная помощь кол­лег по работе, финансовая помощь, обеспечение ре­сурсами Информацио нная содействие в разрешении пробле­мы путем предложения важной информации, совета оценка оценка исполнения после разрешения проблем

Социальная поддержка смягчает воздействие стресса высокой интенсивности ней­трализует негативное влияние стресса обеспечивает сохранение здоровья

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА помощь членов се­мьи и друзей оказывает наиболее важное влияние на со­владающее поведение человека повы­шает самооценку меняет эмо­циональный ответ на действие стрессогенного фактора позволяет увидеть ситуацию «другими глазами»

СТРЕСС адаптационные механизмы психологическая защита копинг совладание со стрессом компенсация стресса

механизмы психологической за ­ щиты 1) защитные механизмы, помогающие самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психо ­ логическую угрозу для личности ( группа близка к копинг - механизмам ); 2) защитные механизмы по типу « вытеснения », « отри ­ цания », отличающиеся автоматизированностью и отсутствием осознания ; 3) защитные механизмы « рационализации », « бегства в болезнь », « фантазирования ». Они отражают осо ­ бенно пассивный характер попыток личности спра ­ виться с психологическим стрессом при неопреде ­ ленной позиции.

МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ когнитивная сфера«отвлечение» «проблемный анализ» эмо­циональная сфера «эмоциональная разрядка» «опти­мизм» «пассивное сотрудничество » «сохранение самооб­ладания» поведенческая сфера «отвлечение» «активное избегание» «поиск поддержки» «конструктивная активность»

цели профилактической работы: оказание подросткам помощи в осознании ме­ ханизмов формирования их собственного поведения; раз­витие ресурсов подростков: формирование у них адекват­ного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; на­ходить и оказывать поддержку.

Спасибо за внимание! Материал подготовлен при использовании информации и научных статей Р. Лазаруса, А. Бандуры, С. Фолькмана, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, Л.И. Вассермана, Е.И. Чехлатого, В.А. Ташлыкова и др.