Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования Четвертая волна Октябрь 2012 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования третья волна.
Advertisements

Индекс бизнес настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования вторая волна.
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Потенциал использования банковских карт.
Программа финансовой поддержки МСП 1 Анкетирование субъектов МСП – участников программы ОАО «МСП БАНК»: модернизация производства лидирует Руководитель.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) ИПОТЕКА ГЛАЗАМИ РОССИЯН: ,
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Министерство образования и науки Самарской области Система профессионального образования как инструмент экономического развития области январь 2012.
«Банковские услуги для населения: точки роста» результаты всероссийских опросов Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) Москва, ул. Садовая.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Малый и средний бизнес Костромской области: вклад в экономику региона (по результатам сплошного наблюдения за 2010 год)
Павел Самиев Заместитель генерального директора Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» Сентябрь 2012 Качество активов банков: основные тенденции и новации.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Доверие финансовым институтам, привлекательность.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
© ЦПиПП «Ресурс»,
ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Федеральный Барометр предпринимательских настроений УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ.
Транксрипт:

Индекс бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса («Траст Индекс МСБ») Отчет по результатам исследования Четвертая волна Октябрь 2012 года

2 Содержание слайда Методология исследования3 Основные характеристики предприятий5 Определение факторов индекса «Траст Индекс МСБ» и их весовых коэффициентов 7 Текущее и прогнозируемое значение Индекса11 Востребованность банковских услуг16 Резюме18 Информация о компаниях21

Определить состояние бизнес-климата страны в октябре 2012 года на основании расчета значения «Траст Индекс МСБ» по четвертой волне. Цель исследования Методология исследования 3 Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Оценить текущую значимость факторов развития малого и среднего бизнеса в России и их весовые коэффициенты при построении Индекса. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Набор факторов был определён в первой волне исследования. На основе полученного списка наиболее важных факторов развития МСБ сформированы последующие параметры оценки (блоки вопросов анкеты). Иерархия факторов определяет весовые коэффициенты, которые не являются статичными, изменяются каждые три волны (средние значения весовых коэффициентов за три волны). Это позволяет учитывать изменения на рынке МСБ экономического, политического и социального характера. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике. Определить текущее и прогнозируемое значения индекса «Траст Индекс МСБ», его изменение в динамике. Задачи исследования Настоящий аналитический отчет подготовлен по результатам четвертой волны исследования, проведенного в октябре 2012 года Национальным агентством финансовых исследований совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА для ОАО «Национальный банк "ТРАСТ"».

Методология исследования 4 Телефонный опрос (CATI) по структурированной анкете. Структура анкеты соответствует логике выделенных факторов исследования : доступность финансирования; доступность рабочей силы; инфляция; наличие административных барьеров; доступность инфраструктуры; применение инноваций, новых технологий; изменение криминогенной обстановки в отношении бизнеса. Объем анкеты: 19 вопросов. Телефонный опрос (CATI) по структурированной анкете. Структура анкеты соответствует логике выделенных факторов исследования : доступность финансирования; доступность рабочей силы; инфляция; наличие административных барьеров; доступность инфраструктуры; применение инноваций, новых технологий; изменение криминогенной обстановки в отношении бизнеса. Объем анкеты: 19 вопросов. Метод сбора информации Объем выборки: предприятий Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге Внутрирегиональное распределение: пропорционально распределению предприятий по регионам внутри каждого Федерального округа. Отраслевое распределение: согласно данным официальной статистики Росстат ( по кодам ОКВЭД ). Распределение по размеру предприятий: микробизнес – 50%, малый бизнес – 30%, средний бизнес – 20%. Объем выборки: предприятий Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ Не менее 200 предприятий в каждом из 8 федеральных округов РФ 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге 180 предприятий в Москве предприятия в Санкт-Петербурге Внутрирегиональное распределение: пропорционально распределению предприятий по регионам внутри каждого Федерального округа. Отраслевое распределение: согласно данным официальной статистики Росстат ( по кодам ОКВЭД ). Распределение по размеру предприятий: микробизнес – 50%, малый бизнес – 30%, средний бизнес – 20%. География опроса и выборка Представители предприятий малого и среднего бизнеса, отвечающие за выбор финансового партнера ( генеральные директора, их заместители, финансовые директора, главные бухгалтера, бухгалтера ). Целевая аудитория w i – весовые коэффициенты P i – % «крайне положительных» ответов N i – % «крайне отрицательных» ответов Si – % «скорее положительных» ответов Ti – % «скорее отрицательных» ответов Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Индекс может принимать значения от 0 до 200. w i – весовые коэффициенты P i – % «крайне положительных» ответов N i – % «крайне отрицательных» ответов Si – % «скорее положительных» ответов Ti – % «скорее отрицательных» ответов Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Перечень факторов определяется респондентами в первой волне как наиболее важные показатели развития рынка МСБ (выделяются 5 наиболее важных из списка). Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Весовые коэффициенты определяются на основе частоты ответов на вопрос о факторах и корректируются посредством расчета среднего веса за три волны для каждого фактора для последующих волн. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Сумма весовых коэффициентов равна 1. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Индекс может принимать значения от 0 до 200. Расчет Индекса

5 Основные характеристики предприятий Критерии определения размера предприятий Среднесписочная численность работников Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в год Микропредприятие До 15 человекНе более 60 млн. рублей Малое предприятие От 16 до 100 человекНе более 400 млн. рублей Среднее предприятие От 101 до 250 человекНе более 1 млрд. рублей Если предприятие по среднесписочной численности работников и выручке одновременно соответствует разным субъектам бизнеса, то определяющим считается больший критерий.

6 Основные характеристики предприятий Российская Федерация г. Москва г. Санкт- Петербург Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Обрабатывающие производства Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Строительство Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство500 Транспорт и связь557 Гостиницы и рестораны1,433 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,2 2 Здравоохранение и предоставление социальных услуг0,51,51 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды0,100,3 Рыболовство, рыбоводство0,100 Добыча полезных ископаемых0,100 ВСЕГО: 100% Распределение предприятий в выборке исследования по отраслям, %

7 Определение факторов «Траст Индекс МСБ» и их весовых коэффициентов 1 1

8 Определение факторов Индекса «Как Вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», в % от всех опрошенных * * - сумма ответов больше 100%, поскольку вопрос предусматривал множественный выбор Набор основных факторов Индекса в октябре 2012 года не изменился по сравнению с прошлыми волнами. Однако наблюдаются существенные изменения в порядке значимости рассматриваемых показателей. Возросла важность доступности финансирования, данный показатель продемонстрировал существенный рост (с 38% до 54%), разделив первое место с фактором уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства. Значимость доступности кадровых ресурсов также возросла (с 24% до 39%). На фоне данных изменений снизилась важность наличия административных барьеров, данный показатель переместился со 2 на 4 место.

9 Определение факторов Индекса «Как Вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», в % от всех опрошенных в каждом из ФО Рост значимости фактора «Доступность финансирования» во многом обусловлен увеличением важности этого критерия для представителей бизнес-структур Северо-Кавказского ФО (83% опрошенных в данном регионе указали на значимость данного фактора). Также высокие показатели важности «Доступности финансирования» характерны для Северо-Западного ФО (62%). Важность фактора «Доступность кадровых ресурсов» особенно заметна в Центральном и Северо-Западном ФО (50% и 46% соответственно). Наименьшее количество респондентов отметили этот показатель в числе значимых в Южном ФО (27%). Издержки производства больше всего волнуют представителей МСБ Центрального ФО, там 64% респондентов отметили, что фактор «Уровень цен на сырье, материалы и другие издержки производства» оказывает наибольшее влияние на развитие МСБ в России. На факторах «Криминогенная обстановка в отношении бизнеса» и «Наличие административных барьеров» преимущественно акцентировали внимание представители МСБ Северо-Кавказского ФО (15% и 46% соответственно). По отраслям значимых различий в ответах респондентов не наблюдается. Фактор Федеральный округ ЦФОСЗФОЮФОСКФОПФОУФОСФОДФО Доступность финансирования (банковских кредитов, инвестиций) Доступность кадровых ресурсов Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства Наличие административных барьеров (коррупция, бюрократия) Доступность инфраструктуры (офисов, складов, коммуникаций) Возможность применения инноваций и новых технологий Криминогенная обстановка в отношении бизнеса

11 Текущее и прогнозируемое значение Индекса 2 2

12 Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения в целом по стране Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения в целом по стране Текущее и прогнозируемое значение Индекса По сравнению с предыдущим периодом (февраль – март 2012) существенных изменений не произошло, значение Индекса осталось на прежнем уровне. В ближайшие полгода предприятия ожидают дальнейшего улучшения условий своего функционирования (рост Индекса с 83 до 86 пунктов). В то же время сохраняется преобладание негативных оценок бизнес-климата (Индекс МСБ < 100 пунктов). Наиболее критично респонденты оценили ситуацию с уровнем цен и доступностью кадровых ресурсов. В то же время, по оценкам бизнес-сообщества, увеличилась доступность финансирования. Данный показатель имеет наибольшее значение индекса (111 п.). Несмотря на общий рост позитивных настроений среди предприятий МСБ, ухудшение ситуации по отдельным аспектам их функционирования вызывает опасение. 04/ / / Доступность инфраструктуры (офисов, складов, коммуникаций) Текущая оценка Прогнозная оценка Доступность финансирования (банковских кредитов, инвестиций) Текущая оценка Прогнозная оценка Наличие административных барьеров (коррупция, бюрократия) Текущая оценка Прогнозная оценка Доступность кадровых ресурсов Текущая оценка Прогнозная оценка Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства Текущая оценка Прогнозная оценка

13 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения по микро-, малым и средним предприятиям Индекс «Траст Индекс МСБ» и его факторы. Значения по микро-, малым и средним предприятиям Текущие оценки представителей микро- и средних предприятий относительно улучшения бизнес-климата в октябре 2012 года оказались ниже ожидаемых, у малых предприятий они соответствуют прогнозу. В октябре 2012 года все предприятия ожидают дальнейшего улучшения условий работы, однако, представители микропредприятий настроены менее оптимистично по сравнению с прошлым периодом (значение прогноза сократилось с 88 до 86 п.). МикропредприятияМалые предприятияСредние предприятия

14 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Траст Индекс МСБ: значения по предприятиям из различных отраслей* Траст Индекс МСБ: значения по предприятиям из различных отраслей* Наиболее высокие текущие оценки бизнес-климата дают предприятия из сферы «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (90 п.). Немного ниже показатели сфер «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (85 п.), «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (84 п.) и «Транспорт и связь» (84 п.). Самые слабые показатели Индекса у предприятий из отраслей: «Обрабатывающие производства» (80 п.) и «Строительство» (82 п.). Предприятия из всех представленных отраслей в ближайшие полгода ожидают улучшения бизнес-климата, исключение составляют лишь предприятия из сферы «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (прогнозное значение 86п. против текущих 90п.). Апрель- май 2011 г. Октябрь 2011 г. Февраль- март 2012 г. Октябрь 2012 г. Февраль- март 2013 г. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Текущая оценка Прогнозная оценка Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Текущая оценка Прогнозная оценка Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Текущая оценка Прогнозная оценка Обрабатывающие производства Текущая оценка Прогнозная оценка Строительство Текущая оценка Прогнозная оценка Транспорт и связь Текущая оценка Прогнозная оценка * Расчёт вёлся по тем предприятиям, доля которых в выборке исследования больше значения её статистической погрешности

15 Текущее и прогнозируемое значение Индекса Индекс «Траст Индекс МСБ». Значения по предприятиям из различных федеральных округов*, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга Индекс «Траст Индекс МСБ». Значения по предприятиям из различных федеральных округов*, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга Лучше всего оценивают текущую ситуацию предприятия из Северо-Кавказского ФО (Индекс составляет 100 п.). Также высокие показатели демонстрирует Центральный ФО (89п.). Индекс имеет высокое значение, в том числе и для Москвы (89 п.) Негативнее других оценивают деловой климат предприятия Уральского ФО (79 п.) и Дальневосточного ФО (79 п.). Особенно сильного улучшения текущей ситуации в течение ближайших 6 месяцев ожидают предприятия Северо- Западного ФО, в том числе г. Санкт-Петербург (рост Индекса на 5 п.). * Данные в ЦФО и СЗФО указаны с учётом значений по Москве и Санкт-Петербургу Апрель-май 2011 г.Октябрь 2011 г.Февраль-март 2012 г.Октябрь 2012 г.Февраль-март 2013 г. г.Москва Текущая оценка Прогнозная оценка г. Санкт-Петербург Текущая оценка Прогнозная оценка Центральный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Северо-Западный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Южный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Северо-Кавказский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Приволжский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Дальневосточный ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Уральский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка Сибирский ФО Текущая оценка Прогнозная оценка

16 Востребованность банковских услуг 3 3

17 Востребованность банковских услуг Скажите, какими видами банковских услуг вашему предприятию приходилось пользоваться в течение последних 12 месяцев, включая те, которые используете сейчас? Какими планирует воспользоваться в течение следующего года?*** *в % от всех опрошенных ** в % от респондентов, ответивших, что ранее данной услугой не пользовались *** сумма ответов больше 100%, поскольку вопрос предусматривал множественный выбор Наиболее востребованными услугами являются «Зарплатный проект» и «Дистанционное банковское обслуживание», ими пользуются 58% и 49% респондентов соответственно. Наибольший потенциальный спрос выявлен на услуги «Зарплатный проект» (9,4%) и «Дистанционное банковское обслуживание» (4,6%). Такие кредитные услуги как «овердрафт» и «другие кредитные продукты» выбрали 1,8% и 2,9% респондентов соответственно. «Расчетно-кассовым обслуживанием» пользуются все представители МСБ, поэтому данный показатель был исключен из представленного списка услуг. Банковские услуги Приходилось и приходится пользоваться* Планируют начать пользоваться** Зарплатный проект589,4 Дистанционное банковское обслуживание (Банк-Клиент, Интернет-банкинг) 494,6 Овердрафт151,8 Другие кредитные продукты (кроме оведрафта)152,9 Эквайринг: установка и обслуживание платежных терминалов142,7 Инкассация110,7 Срочные депозиты (вклады)102,3 Валютный контроль90,8 Pin-pad (электронное устройство для приема платежей, осуществляемых с помощью банковских пластиковых карт) 41,2 Векселя30,5 Продукты документарного бизнеса20,5

18 РЕЗЮМЕ > >

19 Показатели Индекса «Траст Индекс МСБ» и их весовые коэффициенты Показатель Весовой коэффициент Текущее значение (октябрь 2012 г.), п. Прогнозное значение, п. Доступность финансирования 0, Уровень цен на сырьё, материалы и другие издержки производства 0, Наличие административных барьеров 0, Доступность кадровых ресурсов 0,28797 Доступность инфраструктуры 0, Общее значение Индекса8386 Значение Индекса по сравнению с предыдущим периодом (февраль – март 2012) осталось без изменения (83 п.) В ближайшие полгода предприятия ожидают дальнейшего улучшения условий своего функционирования (рост Индекса с 83 до 86 пунктов). Сохраняется преобладание негативных оценок бизнес-климата (Индекс МСБ < 100 пунктов). Наиболее низко российский бизнес оценивает текущий уровень цен и доступность кадровых ресурсов. Важнее других факторов оценивается доступность финансирования. Данный показатель имеет наибольшее значение индекса (111п.). Несмотря на общий рост позитивных настроений предприятий МСБ, ухудшение ситуации по отдельным аспектам их функционирования вызывает опасение.

РЕЗЮМЕ 20 Наиболее благоприятно бизнес-климат оценивают предприятия из сферы: «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (90п.). Показатели сфер «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (85 п.), «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (84 п.) и «Транспорт и связь» (84 п.) немного ниже. Самые низкие показатели Индекса у предприятий из отраслей: «Обрабатывающие производства» (80 п.) и «Строительство» (82 п.). Текущие оценки представителями микро- и средних предприятий относительно улучшения бизнес-климата в октябре 2012 года оказались ниже ожидаемых (84 п. против 88 п. для микропредприятий и 82 п. против 84 п. для средних предприятий), у малых предприятий они соответствуют прогнозу (83 п.). В октябре 2012 года все предприятия ожидают дальнейшего улучшения условий своей работы, однако, представители микропредприятий настроены менее оптимистично по сравнению с прошлым периодом (значение прогноза сократилось с 88 до 86 п.). Лучше всего оценивают текущую ситуацию предприятия из Северо-Кавказского ФО (Индекс составляет 100 п.). Также высокие показатели демонстрирует Центральный ФО (89п.). Индекс имеет высокое значение, в том числе и для Москвы (89п.) Хуже других оценивают деловой климат предприятия Уральского (79 п.) и Дальневосточного ФО (79 п.). Особенно сильного улучшения ситуации в течение ближайших 6 месяцев ожидают предприятия Северо-Западного ФО, в том числе г. Санкт-Петербург (рост Индекса на 5 п.). Среди банковских услуг наиболее востребованной является «Расчетно-кассовое обслуживание». Также в настоящее время востребованы услуги «Зарплатный проект» и «Дистанционное банковское обслуживание», ими пользуются 58% и 49% респондентов соответственно. К кредитным услугам также прибегала большая часть опрошенных (15% ответили, что пользовались овердрафтом, еще 15% - другими кредитными услугами).

21 ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИЯХ

22 «Эксперт РА» – ведущее национальное рейтинговое агентство в России, учрежденное 15 лет назад журналом «Эксперт». «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» аккредитовано при Минфине РФ. На сегодняшний день Агентством присвоено более 400 индивидуальных рейтингов. «Эксперт РА» – крупнейшее в России и СНГ рейтинговое агентство, по числу рейтингов компаний и банков в странах СНГ опережающее не только другие российские, но и международные агентства. «Эксперту РА» принадлежит 1-е место и 36% от основного рынка участников по числу кредитных рейтингов юридических лиц (по данным НРА на октябрь 2011 года). Более 400 аналитических записок, исследований, обзоров готовит «Эксперт РА» ежегодно. Среди них более 70 публичных исследований, отраслевых обзоров по страхованию, банкам, УК, лизинговым и факторинговым компаниям, аудиторам, консультантам и другим отраслям экономики. Подробная информация о деятельности рейтингового агентства «Эксперт РА» на сайте и по тел.: +7 (495)

23 Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) - первая в России исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении поведения, стратегий и мотиваций потребителей финансовых услуг в нашей стране. Приоритетной сферой деятельности НАФИ является изучение процессов, происходящих на банковском, страховом и инвестиционном рынках, а также определение перспектив их развития. Клиентами НАФИ являются как крупнейшие компании российского финансового рынка, так и ведущие общественные и государственные институты, работающие в этой сфере. НАФИ - это не только исследовательское агентство, но и информационно-аналитический центр, который является источником информации о финансовом поведении россиян для всех участников финансового рынка и СМИ. Россия, г. Москва, Болотная наб. д. 7, стр тел./факс: +7 (499) ; (495)