Педагогические возможности заочных школ для реализации дистанционного профильного обучения Подготовлено Крыловой О.Н.,к.п.н. доцентом кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Advertisements

Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год.
Роль предметного обучения в режиме профильного обучения.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Формы реализации среднего общего образования Профильное обучение Универсальное (непрофильное) обучение Специализированные ОУ (хореографические, музыкальные,
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОУ ГИМНАЗИЯ 8 8 г. Волгограда.
Профильное обучение Толмачева С.В.. Предварительный выбор экзаменов Физика – 17 человек Химия - 12 человек Биология – 12 человек Обществознание – 20 человек.
Муниципальный педагогический форум «Модернизация муниципальной системы образования» Профильное обучение математике как средство реализации индивидуальных.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Организация профильного обучения в учебном году Материалы для информационных встреч с учащимися и родителями.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
«Эффективность, действенность предпрофильного и профильного обучения и его влияние на развитие учащихся » Макарова В.Г Старчкова А.Ч Ветрова Е.Ч Безрукова.
Транксрипт:

Педагогические возможности заочных школ для реализации дистанционного профильного обучения Подготовлено Крыловой О.Н.,к.п.н. доцентом кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Изречение древнего китайского философа Лаоцзы Среди пастырей наилучший тот, О чьем существовании паства едва догадывается. Не столь хорош тот, кому она внемлет с восторгом. Хуже всех пастырь, которого презирают. Люди не уважают того, Кто не уважает людей. Мудрый же пастырь, добившись своей цели, Не славит свои труды, И паства скажет: «Мы сделали это сами».

Профильное обучение Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся

Основные приоритеты профильного обучения Признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности; Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника;

Цели перехода к профильному обучению Углубленное изучение отдельных предметов. Дифференциация содержания обучения старшеклассников. Равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся. Расширение возможностей социализации учащихся.

ПРОФИЛЬ Комбинация базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки

Виды профилей (возможные варианты) ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АГРО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Социально-экономический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые учебные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Информатика и ИКТ2 История4 Естествознание6 Физическая культура4 II. Профильные учебные предметы Математика12 Обществоведение6 Экономика6 Право2 География6 III. Элективные учебные предметы Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 10 IV. Региональный компонент По усмотрению региона4

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ Базовые общеобразовательные предметы: р усский язык, литература, иностранный язык, история, обществоведение (включая экономику и право), естествознание, физическая культура. Профильные общеобразовательные предметы: математика, физика, информатика и ИКТ. Элективные курсы По усмотрению региона

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ Базовые общеобразовательные предметы: м атематика, история, обществоведение (включая экономику и право), естествознание, мировая художественная культура, физическая культура. Профильные общеобразовательные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, второй иностранный язык. Элективные курсы По усмотрению региона

Соотношение учебных курсов в старшей школе Определяется «Концепцией профильного обучения»: базовые – 50%; профильные – 30%; курсы по выбору (элективные) – 20%.

Базовые общеобразовательные предметы Предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание (интегрированный курс для естественно-математического, технологического профиля и т.п.), естествознание (интегрированный курс для гуманитарного, социально- экономического профиля и т.п.), физическая культура. Число часов, отводимое для изучение того или иного базового предмета отличается в разных профилях.

Профильные общеобразовательные предметы Предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль.

Элективные курсы Курсы по выбору учащихся, обязательные для посещения, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Функции: «поддержка» изучения основных предметов, внутрипрофильная специализация, построение индивидуальных образовательных траекторий. Количество курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которое должен выбрать ученик. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Понятие «элективный» (лат. electus избранный) – избирательный. Элективные курсы («курсы по выбору»).

Элективный компонент Ряд курсов, изучаемых по выбору. Выходят за рамки профильных и базовых стандартов.

Чем отличаются курсы по выбору и элективные курсы?

Для курсов по выбору для предпрофильной подготовки характерны: Нестандартизованность, вариативность краткосрочность оригинальное содержание избыточность

Виды курсов по выбору предметно-ориентированные (пробные); межпредметные (ориентационные).

Задачи предметных курсов по выбору Реализация учеником интереса к учебному предмету; Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне; Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Задачи межпредметных курсов по выбору Создание базы для ориентации учеников в мир современных профессий; Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; Поддержание мотивации к тому или иному профилю.

Основные мотивы выбора элективных курсов: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Элективные курсы выполняют три основных функции: «надстройки» профильного курса, развивают содержание одного из базисных курсов, способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека

Специфические возможности дистанционной профильной школы?

Индивидуальный учебный план Элективные курсы Профильные курсы Оценка достижений учащихся (порфолио)

Индивидуальный учебный план

Изменения в учебном плане для профильной школы Сокращение инвариантного компонента. Относительное сокращение учебного материала непрофильных предметов с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. План образован учебными предметами трех типов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные.

Субъектно-уровневый учебный план План индивидуального образовательного маршрута. Учитывающий: сформированность познавательной базы ученика, образовательные потребности ученика, особенности и склонности ученика. Предусматривающий: обязательное выполнение минимума по нормативным предметам.

Специфические возможности реализации ИУП в практике заочных школ для обучения учащихся проживающих в местах отдаленных от школ реализующих интересующие их ОП профильного обучения имеющие особые образовательные запросы имеющие затруднения при классном обучении не имеющие возможность посещать ОУ(с ограниченными возможностями, работающая молодежь, занятые специфической деятельностью –спортсмены, музыканты и т.п.)

Преимущества заочных школ при реализации ИУП В отличии от традиционной, заочные школы обеспечены высоко профессионал ьными кадровыми и материально- техническими ресурсами Могут удовлетворить широкие познавательные запросы учащихся и их родителей; помочь каждому ученику найти себя

Преимущества заочных школ при реализации ИУП Большинство заочных школ, имеют старые традиции и знают рынок труда Могут помочь учащимся и их родителям выбрать компоненты ИУП с целью профессиональной ориентации

Преимущества заочных школ при реализации ИУП Знают потребности конкретных Вузов Могут помочь учащимся и их родителям выбрать компоненты ИУП с целью подготовки к сдаче конкретных экзаменов с ориентацией на конкретный вуз, факультет (подготовка к сдаче профильного ЕГЭ)

Преимущества заочных школ при реализации ИУП Знают специфику конкретных ВУЗов Могут помочь учащимся обеспечить мягкий переход в систему высшей школы: - знакомы с современными требованиями; - профессионально ориентированы.

Специфика реализации элективных курсов и курсов по выбору заочными школами

Преимущества элективных курсов для профильной подготовки учащихся по средством заочных школ Богатые традиции работы с учебным содержанием разных учебных предметов позволят разработать элективные курсы разного вида для учащихся с разными познавательными запросами: - Углубляющие профильный курс - Расширяющие знания базового курса - Способствующие удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека

Преимущества элективных курсов для профильной подготовки учащихся по средством заочных школ Богатые традиции работы с учебным содержанием разных учебных предметов будут способствовать - разработке высококачественного современного УМК для элективных курсов и курсов по выбору; - организации заочного повышения квалификации учителей по преподаванию элективных курсов с использованием электронных УМК

Преимущества элективных курсов для профильной подготовки учащихся по средством заочных школ Необходимость использования современных образовательных технологий: - модульного обучения; - рефлексивного обучения; - ТРКМ; - кейс-стади; - проектного обучения; будут способствовать - развитию необходимых современному выпускнику ключевых компетенций; - организации заочного повышения квалификации учителей по применению современных образовательных технологии в процессе преподавания элективных курсов

Профильные курсы

Преимущества профильных курсов для профильной подготовки учащихся по средством заочных школ Профильные курсы направлены на развитие: - знаний, ориентированных на теоретическое объяснение изучаемого объекта или процесса; - знаний, связанных с преобразованием окружающей действительности, т.е. направленных на решение «жизненных» или «профессиональных» задач. На сегодняшний день программы профильного обучения отсутствуют. Программа профильного обучения не идентична программе углубленного обучения по предмету Необходимо обеспечить: - организацию заочного повышения квалификации учителей по преподаванию профильных курсов - разработку УМК для профильных курсов

Преимущества профильных курсов для профильной подготовки учащихся по средством заочных школ Традиционным школам трудно обеспечить качественное преподавание нескольких профильных предметов из- за отсутствия кадров и материально- технической базы Заочная школа может: - Реализовывать несколько учебных предметов на профильном уровне - - ей легче реализовать сетевое взаимодействие с другими учреждениями с целью расширения своих возможностей

НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (ПОРФОЛИО)

Портфолио Индивидуальная папка ученика в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени.

Функции "портфолио": Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени; Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика; Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ; Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей; Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

Цель портфолио – Выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников школы.

Преимущества электронного портфолио для профильной подготовки учащихся по средством заочных школ - Одно из эффективных средств оценки учебных достижений учащихся при обучении в заочных школах; -подготовка с учащимися портфолио, позволяет увеличивать рейтинг как при переходе на ступень старшей школы, так и при выпуске из средней школы - организация заочного повышения квалификации учителей по использованию электронного портфолио в учебном процессе;

Нетрудно идти своим путем, если кто-то уже позаботился поставить дорожные знаки. Э. Севрус