ПОРТФОЛИО как форма организации самостоятельной работы студентов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся.
Advertisements

Организация самостоятельной работы студентов на лекции.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Составитель: Куликовских Ю.В., зав. кабинетом организаторов начального образования ИПКиПРО Курганской области.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Портфолио З декабря 2005 г. Санкт-Петербург. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Юбьт Трпап Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владимира Учитель.
Портфолио как средство развития личности студента Группа 4.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббард.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Транксрипт:

ПОРТФОЛИО как форма организации самостоятельной работы студентов

Для размышления В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.

Повышение роли с/р предполагает: оптимизацию методов и средств обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; совершенствование методики проведения научно-исследовательской работы студентов совершенствование системы текущего и итогового контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы

Меняется роль преподавателя основная задача преподавателя сводится не к изложению готовых знаний, а к организации активной самостоятельной деятельности студентов.

Требования к организации с/р 1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы. 2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее. 3. Обеспечить студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. 4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Понимание с/р вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т. д.

Самостоятельная работа В дидактике самостоятельная работа рассматривается: с одной стороны как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Основная задача самостоятельной деятельности Формирование у студентов рациональных способов: творческого освоения научной информации, решения учебных задач, приобретения профессиональных умений, навыков и компетенций.

Определение с/р Вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому студенту, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы [Г.М.Коджаспирова 1998].

Три компонента познавательной самостоятельности Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность. Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимся системой ведущих знаний и способов учения Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию

ПОРТФОЛИО как форма организации самостоятельной работы это коллекция самостоятельных работ студентов за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается: либо с точки зрения прогресса студента, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.

Портфолио является формой «аутентичного оценивания» образовательных результатов по продукту созданному обучающимся в ходе: учебной, творческой, социальной и других видов деятельности

Понятие «аутентичное оценивание» Во многом равнозначно: термину - «подлинная оценка» термину - «оценивание реальных достижений учащихся»

Портфолио – как «коллекция» работ и результатов обучающегося Демонстрирует: усилия прогресс достижения студента в различных областях

Портфолио – как способ фиксирования, накопления и оценки Демонстрирует: индивидуальные достижения студента в определенный период его обучения

Новая философия оценки определяет новые тенденции развития оценочной деятельности преподавателя; прослеживается в образовательной практике: увеличение доли и повышение значимости качественных оценок; ориентация на личностные достижения обучающихся; обучение обучающихся самооценке результатов учебной деятельности; отказ от формализованной оценки работ творческого характера

Портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций: ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ МОТИВАЦИОННУЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ РАЗВИВАЮЩУЮ РЕЙТИНГОВУЮ РЕФЛЕКСИВНУЮ

Классификация портфолио по характеру и структуре материалов: ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ ИЛИ РАБОЧЕЕ ПОРТФОЛИО ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО

Классификация портфолио по целям учебной деятельности ПОРТФОЛИО ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ ПОРТФОЛИО ДНЕВНИК ОТЧЕТ ПОРТФОЛИО ДНЕВНИК САМООЦЕНКА

Этапы технологии применения портфолио в образовательном процессе Данная технология состоит из 4 этапов: 1.Этап запуска портфолио 2. Этап создания портфолио. 3. Этап презентации портфолио. 4. Этап оценивания портфолио.

Этап запуска портфолио состоит в совместном обсуждении вопросов организации портфолио, а именно: –Каковы цели использования портфолио? –Из каких компонентов будет состоять портфолио? –Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио? –Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? –Как будет выглядеть портфолио? –Как будет происходить обсуждение портфолио?

Каковы цели использования портфолио?

Будет ли портфолио сопровождать обучающегося в течение всего обучения (из курса в курс)? Будут ли какие-то элементы портфолио «переходить» вместе с обучающимся из курса в курс? Будут ли портфолио оставаться у обучающихся после их составления? Будут ли эти портфолио связаны только с одной предметной областью? Будут ли портфолио использоваться для какой- либо аттестации? Будут ли портфолио использоваться в качестве рефлексии обучающимися своего развития? Цели использования портфолио:

Будут ли портфолио использоваться для самооценки? Будут ли портфолио использоваться в процессе общения с родителями обучающихся или другими организациями (работодателями)? Будут ли оцениваться отдельные компоненты портфолио до окончания работы над ним? Будет ли общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей? Цели использования портфолио (продолжение)

Что будет входить в портфолио? Постановка и обоснование целей будущего обучения. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Домашние работы. Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий. Самооценка.

Что будет входить в портфолио? (продолжение) Результаты групповой работы (черновики, схемы). Процесс решения учебных задач. «Рефлексивные журналы». Проекты. Письменные работы. Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ. Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен обучающихся..

Что будет входить в портфолио? (продолжение) «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы.). Вопросы, возникающие у студента в процессе работы Записи в «бортовом журнале». Компьютерные программы. Описание лабораторных экспериментов. Образцы изобразительного творчества. Видеофрагменты. Достижения и успехи (Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п. )

Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Работа обучающихся оценивается в русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается. Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем и студентами (защита портфолио). Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании критериев, сформулированных заранее. Некоторые части портфолио объединяются и студент их предъявляет преподавателям, обучающим его в следующем учебном году (семестре). Портфолио, заверенный администрацией, используется студентом во время поступления на работу.

Как будет выглядеть портфолио? Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента. Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.). Соответствие содержания оглавлению. Письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над этой темой и описывает свои мысли и чувства в этой связи). Самооценка портфолио самим обучающимся.

Какие разделы может содержать портфолио ? 1. Резюме – представление себя. 2. » Я концепция» саморазвития - здесь полезно поразмышлять и ответить на следующие вопросы: - каковы приоритетные цели моей жизни, цели обучения в данном ОУ, чего я хочу достичь и т.п.? 3. Самостоятельные работы: - текущие контрольные и зачетные работы; - эссе на разные темы ; - кейсы и их решение; - проекты разработанных студентами учебных программ,модулей, конкретных дел ; - материалы собственного микроисследования по 1-2 актуальным проблемам и др.

Какие разделы может содержать портфолио ? 4. Это интересно -проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы теории и практики конкретной науки. 5. « Цикада цитат» - высказывания великих людей о научных проблемах, педагогической деятельности, педагогике, образовании, обучении, воспитании. 6. Голоса- авторские статьи (их фрагменты) из журналов, газет и книг по актуальным проблемам науки и практики.

Какие разделы может содержать портфолио ? 7. Полезные советы - собираются те советы, которые могут пригодиться в жизни, в профессиональной деятельности, в семейном воспитании. 8. Свод этических правил на основе принципа «Не навреди».. 9. Библиография – перечень прочитанного с краткой аннотацией (резюме)каждого. 10. Словарь, глоссарий. 11. Самооценка портфолио самим студентом. 12. «Отзыв о портфолио». ( автора отзыва выбирает сам студент). 13. Что еще………………………………..

Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/ 1.Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях. 2.Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание 3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление. 4.Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. 5.Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. 6.Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. 7.Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации

Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы студентов

«Бортовой журнал» 1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»; 2. В течение минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории; 3. Студенты в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.); 4. Студенты в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5- 8 минут); 5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со студентами связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут); 6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении уча­щиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.

Схема заполнения журнала Имя_____________________________________Тема _____________ _________________________ Дата______________________________________Время работы_____________________________ Ключевые понятия сообщения Рисунок или схема

Связи, которые я смогу установить: _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Оставшиеся вопросы: _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________

«Двойные (двухчастные) дневники» Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?

Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс) РАЗДЕЛ I Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим? РАЗДЕЛ II Мои собственные размышления по теме: РАЗДЕЛ III Письмо к преподавателю

Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой лекции или текста I вариант: на доске пишется название темы, устанавливается временной лимит (1-2 минуты) лимит на количество пунктов (проблем), которые студенты должны написать. II вариант: составить список понятий, связанных с темой или проблемой, и дать их определение или толкование.

Эссе Эссе- это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.

Эссе Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям: 1. Краткое содержание, в котором: определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы /это может быть один тезис/; дается краткое описание структуры и логики развития материала; формулируются основные выводы. 2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию. 3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования 4. Библиография. Рекомендуемый объем для расширенного эссе слов.

Прямое перефразирование Это развернутый ответ на вопрос преподавателя путем отбора нужного материала из конкретной лекции или главы. Особенно хорошо использовать перефразирование после серии текстов или документов по одной проблеме. Перефразирование может быть устным или письменным.

Фокусированные диалектические заметки До лекции, чтения текста или литературного произведения дастся список вопросов, на которые должен ответить или прокомментировать студент. Желательно использовать текст, где приводятся различные точки зрения, чтобы студенты познакомились с разной аргументацией и объяснили, чья аргументация весомее и почему.

Аналитические докладные Цель – описание содержания проблемы, средств ее реализации, предполагаемых трудностей, путей решения данной проблемы. Студентам на подготовку докладной дается неделя.

Составление опорной схемы- коллажа по материалам лекций Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой. Существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.

Составление концептуальной карты Карты иллюстрируют ассоциации студентов на заданные темы и помогают оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе. Данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс. Концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.

Написание проспектов Студентам предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описан, цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему. Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и предлагается студентам ответить на вопросы и кратко изложить суть проблемы.

Составление самодиагностирующих заметок обучающихся Студентам предлагается вести дневник по каждой теме либо проблеме, где отмечать, что они поняли, запомнили, и что им не ясно. К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.

Написание одноминутных работ Студентам предлагается по определенной проблеме раскрыть один - два вопроса за несколько минут письменно, при этом ограничивая их во времени (5-6 минут) и объеме (0,5 страницы).

Составление настенных таблиц Проводиться для оценивания уровня понимания и запоминания событий и фактов, или главных действующих лиц и их действий после прочтения первоисточника. Таблица состоит из 3-4 пунктов: Кто / что? Чем знаменит / Что сделал? Когда? / Почему? Последствия. Данный вид работы можно проводить в качестве соревнования между двумя командами или индивидуально. Он учит систематизации материала, способствует его лучшему запоминанию.

Литература: 1.Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» 2.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 4.Соколова И.Б.Основы самостоятельной работы студентов.- Армавир, 2002.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ, КОЛЛЕГИ!!! 1.