Российский Государственный Социальный Университет Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами шахматной игры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Театрализованные игры – путь к эмоциональной успешности детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский.
Advertisements

Проект " Мир на кончиках пальцев ". Актуальность Актуальность данного проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию.
Группа ранней адаптации Ст. воспитатель Золотова И. Н.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основные направления в работе:
Земля наш общий дом
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ. ПЛАН 1. Что такое развивающие игры 2. Как играть с детьми. Правила, которые надо соблюдать, чтобы игра осваивалась успешно 3. Описание.
Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад 20 комбинированного вида» Королева И.М.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
ПРОЕКТ « Система формирования успешной личности воспитанника шахматного клуба «Атака»
Развитие музыкально- творческих способностей детей.
Метод проектов В методической теме: «Калейдоскоп проектов по воспитанию экологического сознания» Бандилеева Л. А. Г. Ногинск 2012.
Исследовательско – творческий проект для детей 2-3 лет.
Игровые моменты и игротека как средство развития математических представлений дошкольников
«Готовимся к школе» Автор: педагог-психолог Ваганина Татьяна Вячеславовна г. Павлово, 2018 год МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Педагог – психолог Байгунакова А.О.. Что же является важным в подготовке к школе? Специалисты выделяют 2 критерия готовности к школе: Физический Психологический.
МОЕ УЧАСТИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТАХ. Коррекция и развитие Я провожу индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу с детьми. Подгрупповые.
МКДОУ «Сузунский детский сад 3» «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ» Выполнила: Пустовая О.В.
Методическая разработка (средняя группа) по теме: Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
Составила: музыкальный руководитель д/с 14 «Золотая рыбка» Фомина Татьяна Михайловна.
Транксрипт:

Российский Государственный Социальный Университет Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами шахматной игры

Творческий потенциал

Шахматная игра Воспитывает умение мыслить и рассуждать Способствует развитию внимания, воображения, памяти Тренирует волю, положительно влияет на эмоции детей

Шахматы – это не только спортивная игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство развития их творческого потенциала. Воздействие шахматной игры на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста будет эффективным, если:: а) занятия носят системный, регулярный характер и строятся на свойственных детям-дошкольникам потребностях и интересах; б) обеспечивается интерес, желание ребенка играть и вновь встретиться с учителем шахматной игры; в)организованные шахматные занятия строятся во взаимодействии ребенка с другой по форме деятельностью, основанной на использовании оригинальных творческих продуктов: творческих заданий, творческих развивающих игр, творческих избирательных упражнений, сказок, стихов, загадок, ребусов, направленных на разностороннее развитие творческого потенциала; г) созданы благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка средствами шахматной игры

Структурные компоненты творческого Творческий потенциал Интеллектуальный компонент своеобразие когнитивных процессов Мотивационный компонент выражает заинтересованность и активность участия ребенка в творческой деятельности Эмоциональный компонент отношение ребенка к процессу и результату творческой деятельности Волевой компонент способность к саморегуляции и самоконтролю в процессе индивидуального творчества

Потенциал шахматной игры Способствует неординарному самопроявлению Способствует умению находить оригинальные решения

Методика организации шахматной работы с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие творческого потенциала учащихся носит этапный характер основана на взаимодействии шахматной игры с оригинальными творческими продуктами занятия строятся на свойственных детям- дошколятам потребностях и интересах

Оригинальные творческие продукты сказки, загадки, стихотворения творческие развивающие игры творческие задания творческие избирательные упражнения

Творческие задания рисованиелепка придумывание собственных сказок и историй инсценировка сказок

Творческие развивающие игры

Дидактические игры

Загадки: Чёрным клеточкам верны Чернопольные _______________(Слоны) В начале партии нельзя Спешить вводить в игру________(Ферзя) Рожь на нем не колосится, Не растет на нем пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это -...(шахматное поле).

Стихи Главнее все всегда король Всяк слушаться его изволь. Ведь возглавляет он в бою Лихую гвардию свою Вот центральные поля Торопитесь их занять, Ведь отсюда Короля Можно вмиг атаковать

Рисование сказок

Диагностические методики уровень интеллектуального развития 1. Методика Л.А. Венгера "Диагностика интеллекта" уровень развития вербальной креативности в творческом потенциале ребенка 2. Методика В.Т. Кудрявцева «Как спасти зайку» уровень развития образной креативности 3. Методика Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса "Дорисовывание" уровень развития творческого воображения 4. Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной "Мое любимое животное"

Результаты первичной диагностики Экспериментальная группаКонтрольная группа

Шахматный турнир

Родители проявляли заинтересованность в шахматных успехах своих детей

Награждение победителей Самый юный участник турнира

Результаты повторной диагностики Экспериментальная группа до формирующего эксперимента Экспериментальная группа после формирующего эксперимента

Результаты повторной диагностики Контрольная группа до формирующего эксперимента

Условия, при которых шахматная игра во взаимодействии с оригинальными творческими продуктами дает наибольший результат в творческом развитии детей системное проведение занятий в наиболее благоприятное время – утром, время максимальной умственной активности ребенка; взаимодействие шахматной игры с оригинальными творческими продуктами; использование различных возможностей шахматной игры (шахматная партия, анализ позиций, сеансы одновременной игры, решение комбинаций и пр.); благоприятная, доброжелательная, творческая обстановка; среда, стимулирующая активность и ответственность детей в шахматной игре; использование эффекта концентрации внимания и напряжения сил при решении шахматных задач; творческая личность педагога по шахматам и его готовность к ненавязчивой, доброжелательной помощи ребенку; активная творческая позиция самих учащихся.

Рекомендации тренерам, воспитателям, родителям малышей Проводить уроки не реже двух раз в неделю, продолжительностью не менее 30 минут. Тщательно готовиться к каждому занятию, предусматривая возможные трудности, проблемы, а также варианты (способы) их преодоления. Создавать соответствующий дизайн в кабинете, где ведутся шахматные занятия: использовать картины выдающихся шахматистов, рисунки на шахматную тематику, элементы более сложных шахматных комбинаций и этюдов и пр.; Следует переходить к следующему занятию, тогда, когда дети усвоили предыдущий материал. Следует разрешать ребенку передвигать фигуры и водить пальцем по шахматной доске, но просить его объяснять свои планы. Позволять передвигать фигуры без комментариев можно тогда, когда малыш научится рассуждать и излагать план своих действий вслух. Если задача не получается, можно подсказать ребенку, но не сразу: подсказка дает эффект лишь после нескольких безуспешных попыток решить задание. Не превращайте свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Если малыш все же не может осилить задачу, нужно не расстраиваться и не сердиться на него, а показать решение, и пусть ребенок его повторит. На протяжении всего занятия сохранять доброжелательный тон, с уважением относиться к ребенку, даже если у него что-то не получается. Стремиться к тому, чтобы ребенок сам захотел выполнять творческие задания. Давать положительную оценку усилиям ребенка в шахматной игре, хвалить его и верить в его возможности и способности.