Итоги мониторинга основных образовательных программ по направлению Социология Темнова Лариса Витальевна доктор психол. н., проф., зав. научно - исследовательской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СХЕМА АККРЕДИТАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ: структура и механизмы организации внутреннего контроля, внутреннего контроля, проблемы внешней экспертной проверки Слетков.
Advertisements

Результаты экспертизы образовательных программ. 1. Участие работодателей в разработке и реализации ООП. 2. Профили подготовки бакалавров и магистерские.
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Транксрипт:

Итоги мониторинга основных образовательных программ по направлению Социология Темнова Лариса Витальевна доктор психол. н., проф., зав. научно - исследовательской лабораторией информационно - образовательных технологий социологического факультета МГУ имени. М. В. Ломоносова

Целью проведенного мониторинга явилось: выявление состояния разработки основных образовательных программ и их соответствия требованиям Минобразования и науки. Задачи: 1. Определить: – полноту (комплектность) ООП, – правильность оформления ООП, – открытость ООП (размещение в открытом доступе (сеть Интернет)). 2. Выявить тенденции в формулировании и реализации профилей ООП бакалавров и магистерских программ. Были проанализированы 52 ООП. Анализ проводился в октябре-ноябре месяце этого года.

КОМПЛЕКТНОСТЬ ООП 1. Цель ( миссия ) ООП ( общая характеристика профессиональных и личностных качеств выпускника, пояснение, в каких сферах деятельности и отраслях экономики он будет востребован ). 2. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО ( в первую очередь – дополнения к перечню компетенций, содержащемуся во ФГОС ). Матрицы соответствия структуры учебного плана заявленным в ООП компетенциям. 3. Ресурсное обеспечение ООП, отражающее потенциал вуза и потребности региона ( кадровое, материально - техническое, учебно - методическое, информационное ). 4. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально - личностных компетенций выпускников 5. Нормативно - методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата ( материалы и рекомендации по проведению текущей и промежуточной аттестации ). 6. Учебный план. 7. Годовой календарный учебный график. 8. Рабочие программы учебных курсов. 9. Программы учебной и производственной практик.

Сопоставление с результатами мониторинга, проводимого в рамках проекта ФЦПРО « Экспертно - аналитическое обеспечение повышения качества образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования на основе мониторинга эффективности внедрения ФГОС в региональные системы профессионального образования » в годах

Экспертизе подверглись основные образовательные программы 32 университета во всех Федеральных округах России : Центральный Федеральный округ – 12 вузов Сибирский Федеральный округ - 6 Северо - Западный Федеральный округ - 5 Приволжский Федеральный округ - 3 Уральский Федеральный округ - 2 Дальневосточный - 2 Северо - Кавказский - 1 Южный Федеральный округ - 1

Федеральный округ Вузы, включенные в мониторинг ЦентральныйРГГУ, РГСУ, ВШЭ, РУДН, МГЛУ имени М. Тореза, МПГУ, Финансовый ун - т при Правительстве РФ, ГУУ, Тамбовский ГУ, Юго - западный ГУ, Тверской ГУ, Тверской ГТУ Северо - западныйР Г П У им. Герцена, СПбГУ, Северный ( Арктический ) ГУ, Балтийский ФУ имени Канта, Череповецкий ГУ СибирскийСибирский ФУ, Иркутский ГУ, Кемеровский ГУ, Томский ГУ, Новосибирский ГУ, Новосибирский ГТУ ПриволжскийКазанский ГУ, Самарский ГУ, Саратовский ГУ ДальневосточныйДальневосточный ФУ, Северо - восточный ФУ УральскийУр ФУ, Тюменский нефте - газовый ГУ ЮжныйЮжный ФУ Северо - кавказский Северо - кавказский ФУ

Количество проанализированных программ по уровням подготовки Уровень подготовки Количество университетов, где ведется подготовка Бакалавр27 Магистр24

Виды профилей подготовки бакалавров Наименования профилейКоличество вузов, ведущих подготовки по ним Общий профиль 17 Экономическая социология 4 Прикладные методы социологических исследований 2 Социология управления 2 Социология коммуникаций 2 Социология деловой культуры и бизнесс - коммуникаций 1 Социология политики и международных отношений 1 Социальная антропология 1 Социология маркетинга 1 Социология молодежи и молодежной политики 1

Виды профилей подготовки бакалавров Наименования профилейКоличество вузов, ведущих подготовки по ним Социальная теория и социальное прикладное знание 1 Экспертно - аналитическая деятельность 1 Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества 1 Социология организаций и управления 1 Прикладная информатика в социологии 1

Виды профилей подготовки магистров Наименования профилейКол - во вузов Социология управления 7 Социология политики и международных отношений 4 Социология культуры 3 Социология социальных изменений 3 Экономическая социология 3 Социология коммуникаций 3 Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества 2 Социологический анализ коммуникаций 1 Социальная аналитика новых медиа и интернет 1 Межэтнические отношений в современной России 1 Социология коммуникативных систем 1 Политическая социология 1 Социология маркетинга 1 Социология деловой культуры и бизнесс - коммуникаций 1

Виды профилей подготовки магистров Наименования профилейКол - во вузов Гендерные исследования 1 Исследования российского общества 1 Современные социологические теории 1 Социальная антропология 1 Социальный аудит 1 Социология организаций и управления персоналом 1 Социология труда и предпринимательства 1 Глобальная социология : сравнительные перспективы ( на англ. яз.) 1 Европейские общества ( на англ. Яз ) 1 Социология публичной сферы и социальных коммуникаций 1 Комплексный социологический анализ 1 Практические методы социологического анализа рынков 1 Демография 1 Современный социологический анализ 1 Социология бизнесс - процессов 1 Социология медиации 1

Виды профилей подготовки магистров Наименования профилейКол - во вузов Социология маркетинговый исследований 1 Проектирование социальных изменений в городской среде 1 Общий 1 Социология региона 1 Социология управления и социальный менеджмент 1 Социальные институты : взаимодействие и управление 1

ДОСТУПНОСТЬ ООП « Высшее учебное заведение обязано разместить указанные документы на своем официальном сайте » (« Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования », 2009; п.20). Приложение к Инструктивному письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от « О разработке вузами основных образовательных программ »: Содержание учебных дисциплин ( модулей ) может быть представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде ( по усмотрению высшего учебного заведения ).

ООП как полный и единый документ В ООП отсутствуют отд. обязат. элементы Наличие на сайте отд. разрозн. элементов ООП Только учебный план ( с графиком учебного процесса или без ) ООП отсутствует Кемеров - ский ГУ РГГУМПГУГУУДальневосточный ФУ Тамбов - ский ГУ ТомскийРГПУЮго - западный ГУФинансовый ун - т 6% Северный Арктический ФУ СПбГУКазанский ФУ Сибирский ФУНИУ ВШЭУрФУСамарский ФУ Саратовский ГУЧереповецкий ГУ МГЛУ ( магистр ) МГЛУ ( бакалавр ) Южный ФУТверской ГУТюменский ГТУСеверо - кавказский ФУ Балтийский ФУНовосибирский ГУ ( магистр ) Северо - восточный ФУ РГСУ ( бакалавр ) РГСУ ( магистр ) Тверской ТГУ 25%22%19% Иркутский ГУ РУДН 34% Новосибирский ГТУ

УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ООП Следуя логике Болонского процесса, образовательные программы должны стать привлекательными для всех заинтересованных в результатах обучения сторон : не только преподавателей, абитуриентов и студентов, но прежде всего работодателей, обеспечивающих трудоустройство выпускников и их востребованность на рынке труда. Анализ выявил следующие признаки готовности вуза к сотрудничеству с работодателями при : определении конкретных видом профессиональной деятельности, сферы деятельности выпускника и примерных мест работы ; формулировании результатов обучения определении разработке и ежегодной корректировке ООП ; ведении учебного процесса ( участие работодателей в обучении, организации и проведении практик и т. п.); проведении ИГА. организации и проведении практики.

Участие работодателей в разработке и реализации ООП Отмечается в двух вузах (6,25%, было – 6%): 1. Финансовый университет при Правительстве РФ 2. УрФУ (лишь упоминание)

Наличие программ учебных дисциплин ( аннотированных или полных ) Аннотированные программы – 22% Полные тексты программ – 6,25% 1.НИУ ВШЭ 2.Тверской ГУ 3.Северный Арктический ГУ, Кемеровский ГУ, 4.Тамбовский ГУ, 5.МПГУ 6.Новосибирский ГУ 1.НИУ ВШЭ 2.Тверской ГУ ( УМК )

Наличие программ практик ( аннотированных или полных ) Полные программы – 9,4% Аннотированные тексты программ – 19% 1.Кемеровский ГУ ( бак., маг.) в ООП 2.Сибирский ГУ ( бак.) в ООП 3.Тверской ГУ ( маг.) – отдельный док - т 1.Северный Арктический ФУ ( бак., маг.) в ООП 2.Саратовский ГУ ( бак.) - развернутые аннотации в ООП 3.СПбГУ ( бак., маг.) базы практики в каталоге ООП 4.Череповецкий ГУ – ( бак., маг.) в аннотациях учебн. дисциплин, представленных как отд. док - т 5.Тамбовский ГУ ( бак., маг.) в ООП 6.Балтийский ФУ ( бак., маг.) в ООП

Требования к итоговой государственной аттестации Есть в ООП (50%) 1.Кемеровский ( очень подробно у бакалавров ) 2.Тамбовский ( очень подробно у магистров ) 3.Южный 4.Саратовский 5.Новосибирский ГУ ( у магистров ) 6.Северный Арктический ( в общем виде ) 7.МПГУ ( в общем виде ) 8.РГГУ ( в общем виде ) 9.Томский ( в общем виде ) 10.Балтийский ( в общем виде ) 11.Сибирский ( в общем виде ) 12.РГПУ ( в общем виде ) 13.Казанский ГУ ( в общем виде ) 14.МГЛУ ( в общем виде у магистров ) 15.СПбГУ ( в общем виде ) 16.ВШЭ ( темы и требования к магистерской диссертации )

Наличие перечня профессиональных компетенций (59%) 1.Кемеровский ГУ 2.Томский ГУ 3.Саратовский ГУ 4.Тамбовский ГУ 5.СПбГУ 6.Сибирский ФУ 7.Северный ( Арктический ) ФУ 8.Северо – восточный ФУ 9.РГГУ 10.РГСУ 11.ВШЭ 12.РУДН 13.Южный ФУ 14.Уральский 15.Иркутский ГУ 16.ГУУ ( маг.) 17.МПГУ ( бак.) 18. РГПУ ( бак.) 19.Балтийский ФУ ( бакалавр )

Соответствие компетентностной модели учебному плану (19% вузов ) 1. Кемеровский ГУ 2. РГСУ ( бакалавры ) 3.Сибирский ФУ 4. Саратовский ГУ 5. Северный Арктический ФУ ( магистры ) 6.Тамбовский ГУ

Наличие рекламных материалов о направлении подготовки 1. Балтийский ФУ 2. ВШЭ НИУ 3. Дальневосточный ФУ 4. Иркутский ГУ 5. Казанский ФУ 6. МГЛУ 7. МПГУ 8. Новосибирский ГУ 9. РГПУ 10. РУДН 11. Самарский ГУ 12. СПбГУ 13. Тверской ГТУ 14. Тюменский нефтегазовый ГУ 15. Уральский ФУ 16. Финансовый ГУ

Итоги анализа : На большинстве сайтов (70%) вузов нет ООП. Мониторинг ноября 2011 года показал, что у 85% вузов нет ООП. У 41% вузов переход на ФГОС отражен в различных разделах сайтов Ряд вузов ограничивается рекламными материалами Есть либо учебные планы, составленные в разных форматах, либо перечни дисциплин, входящих в учебный план, либо аннотированные перечни этих дисциплин Плохая навигация сайтов Нарушение логики представления составных частей ООП ( в разных разделах : абитуриент, студенту, образование, ООП, уровневая система образования …) Ссылка на приложение, а приложения нет, есть приложение, а нет ООП, не открываются, хотя активная ссылка

Насущные проблемы, стоящие в настоящий момент перед вузами : 1. Доработка ООП с учетом реальных потребностей рынка, а для этого – налаживание контактов с объединениями работодателей ; 2. Разработка программ учебных дисциплин и практи, помещение их на сайты вузов. 3. Работа с преподавателями с целью разъяснению им сути реформ российского ВПО и оказания помощи при переходе на ФГОС.