Учебно-методический комплекс по географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно-методический комплекс по географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся Ким Эльвира Васильевна, Зав.методической лабораторией.
Advertisements

Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Реализация требований ФГОС в линиях УМК издательства.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
1)Какие источники страноведческой информации вы знаете? 2)Как можно использовать для получения страноведческой информации справочную литературу? 3)Чем.
Основные направления деятельности линии федеральных учебников линии федеральных учебников профильное образование профильное образование предшкольное обучение.
Основные направления деятельности линии федеральных учебников линии федеральных учебников профильное образование профильное образование предшкольное обучение.
Учебник – источник знанийУчебник – источник знаний, накопленных наукой и средство передачи этих знаний. Учебник - система развивающих материалов, заданийУчебник.
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
«Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ » Выполнила: И.Т.Майорова, учитель географии МКОУ «Соляновская СОШ», п.Соляная,
Примерная программа по географии для основной школы.
Учитель географии МОУ Скородумская ООШ Ведерникова Надежда Александровна учебный год.
Учебно-методический комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ и НОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕНИЯ : ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Беловолова Е. А., кандидат пед. наук, доцент кафедры методики.
I. Введение. Урок 4 «Карты материков и океанов». УМК по курсу «География материков и океанов» 7 класс Выполнила: Будылина И.П.
I.Введение. Урок 3. «Географические карты». УМК по курсу География «Полярная звезда» 7 класс Выполнила: Шишкина О.И. МОУ Раменская МОШ 19.
Районное методическое объединение учителей географии.
Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в Федеральный перечень учебников на 2011/2012 учебный год. Учебники.
Что и с какой целью изучают в курсе «География материков и океанов» Урок 1. География, 7 класс.
Транксрипт:

Учебно-методический комплекс по географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Цели географического образования в школе «Современная общеобразовательная школа должна способствовать формированию системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций». Гос. стандарт

Предметно-методическая линия учебников географии Руководящая методическая идея: реализация деятельностного личностно-ориентированного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся Учебники федерального перечня

Реализация методической идеи Осуществляется через: - постановку проблемных вопросов перед параграфом или темой; - разбивкой каждого параграфа на смысловые блоки и постановкой к каждому блоку познавательного вопроса с целью мотивации, активизации познавательной активности.

Реализация методической идеи Особая методическая роль внетекстового компонента учебника как источника географической информации

Реализация методической идеи В конце каждого параграфа – выводы, содержание и цель которых меняется в зависимости от возрастных особенностей учащихся: главная задача выводов в учебнике для 6-7 классов – обобщение, В учебниках для 8-9 классов – вывод информации на новый более высокий уровень с усилением воспитательного и гражданского аспектов.

Реализация методической идеи В конце каждого параграфа - выделение блока «Новые слова урока», представляющего собой «опорный каркас» содержания параграфа; Вопросы и задания к каждому параграфу и для обобщения знаний по теме проверяют не только усвоение содержания, но в первую очередь – уровень усвоения: проверка усвоения содержания, поиск логических взаимосвязей, творческое осмысление материала и личное восприятие.

Методический аппарат учебной линии Направляет деятельность уч-ся давая возможность работать с содержанием учебника, различными дополнительными источниками информации; Создает мотивацию для изучения учебного материала, активизирует познавательную активность; Учит выделению главных знаний и ключевых понятий, овладению разными способами деятельности; Способствует развитию творческого потенциала и навыков для разных видов практической деятельности на основе применения знаний; Развивает личность ученика и его социокультурную компетенцию;

6. География. Землеведение. Планирование изучения курса из расчета 1 ч/нед. (35 ч) и 2 ч/нед. (70 ч) планирование изучения регионального компонента 7. География. Страноведение. Курс рассчитан на изучение в течение 2 ч/нед. (70 ч) 8 – 9. География. Россия. Переработка по замечаниям учителей и методистов.

Разделы: Земля во Вселенной, Развитие географических знаний о земной поверхности, Природа Земли (не по оболочкам), Географическая оболочка – среда жизни 52 параграфа Вывод после темы, параграфа, ключевые слова

Уроки-практикумы (определение координат точки по глобусу, составление плана местности, работа с картой, работа с климатическими картами, наблюдения за погодой)

Разделы: Земля – планета людей, Материки, океаны и страны мира (Евразия (Европа и Азия) – Африка - Америка (Северная и Южная) – Австралия и Океания – Полярные области), Человечество на планете. 60 параграфов Вывод после темы, параграфа, ключевые слова

Уроки-практикумы (работа с источниками страноведческой информации, картой строения земной коры, климатограммами; характеристика физико- географического положения материка) Главный объект изучения – регион (Северная Европа, Лаплатские страны и др.) и страна.

Реализация методической идеи Обращение к литературным источникам, высказываниям и оценочным суждениям выдающихся общественных деятелей, писателей, философов, историков.

Источники страноведческой информации- работа со словарем «Аляска, штат на Западе США, отделенный от основной части США территорией Канады. Площадь 1523 тыс.кв.км. Население 607 тыс.человек.Административный центр – Джуно.» Географический энциклопедический словарь 1. Что можно узнать о штате Аляска из энциклопедического словаря? Достаточна ли эта информация для его полной характеристики? 2. Содержатся ли в словаре сведения о точном географическом положении штата?

Из записок лейтенанта Лаврентия Загоскина, 1842 – 1844 г. «Выдр стреляют из лука, ловят мордами (плетеными из хвороста ловушками), а иногда и просто руками…» « Кухня туземцев не разнообразна… любят варить оленину в его желудке… Толкуши, любимое кушанье, сбивают из различных жиров, оленьего сала с приправой снегу, свежей рыбы, кореньев, ягод…» «Между собой у них не случается ни драк, ни бранных ссор. Бранных слов не существует в их словаре…Взаимная помощь считается делом обыкновенным». 1.Расскажите о каких особенностях быта коренных жителей Аляски, связанных с природой этого края, вы узнали? 2.Что больше всего вас заинтересовало? Почему? Составьте словесное описание аборигена, жившего 150 лет назад.

Литературные описания – В. Песков «Растопив майским солнцем запасы зимних снегов, Аляска по бесчисленным протокам гонит в Юкон моря воды. Подъем ее в крутых берегах достигает двадцати метров, а по равнинам вода уходит на десятки километров от русла. Август Аляски питает Юкон тающим снегом гор. Левый низменный берег сверкал зеркальцами воды – озерки, болота, протоки, забытое Юконом старое русло…» Используя текст и физическую карту ответьте - почему В. Песков назвал Юкон большой рекой? - Когда на Юконе наступает половодье? -Почему река полноводна в августе? -Какое происхождение имеют озерки и болота на берегах Юкона?

Источники географической информации Географические карты, космические снимки, топонимика Слайды, рисунки Интернет – современный источник информации, где есть все – карты, тексты, снимки, записки очевидцев, фотографии

Попытка реализовать комплексный подход, учитывающий различные стороны, свойства географических объектов и явлений. Ярче всего – при изучении территорий.

1 – я книга: Природа и население Разделы: Пространства России, Природа и человек, Население России Вывод после темы, параграфа; ключевые слова, 3 уровня вопросов)

2 – я книга: Хозяйство и географические районы Разделы: Хозяйство России (по секторам) и Районы России (отдельные параграфы: Восточно-Европейская равнина, Волга, моря, Байкал). Рассмотрены экономические районы Объекты всемирного наследия по районам Выводы после тем, параграфов, ключевые слова, 3 уровня вопросов)

Из отзывов учащихся об учебном издании («География России 8-9) «…четкое деление на темы, подтемы, суть которых отражена в названии каждого параграфа», «…параграфы учебника написаны легко усвояемым «человеческим» языком», «… обилие информации для общего развития», «…ни в одном учебнике не видел таких полезных и информативных приложений», «…много интересных вопросов и заданий, на которые интересно отвечать, интересно выполнять», «… не всегда стандартные вопросы, позволяющие глубоко изучить предложенный материал и развивающие общий кругозор», «…учебник сделан так, чтобы ученик получил как можно больше знаний и не тратил кучу времени на домашнюю работу». (9 класс, школа 1205, 2001 г.)

Вызовы времени - формирование российской идентичности Кризис гражданской идентичности после распада Советского Союза Возникновение рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений

Ценностные ориентиры системы образования (требования к результатам) Российская идентичность Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни

Реализация методической идеи Методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь и географический атлас – части учебно-методического комплекса; Методическое пособие – представлены программы и тематическое планирование по всем курсам, где прописаны требования к подготовке уч-ся, перечень практических работ, опорные знания из предыдущих курсов. Учебные географические атласы – источник географической и общекультурной информации в гораздо большем объеме, чем в учебнике и в требованиях Стандарта. Рабочая тетрадь – задания в рабочих тетрадях предполагают деятельность учащихся на разном уровне с различными источниками информации;