1. Языковая разминка Спишите слова, разберите их по составу: 1 вариант Надробить подрубить 2 вариант Подобрать подобреть Одинаковы ли приставки в этих.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика. Изменение и образование слов. К уроку русского языка, 5 класс Черепанова Оксана Владимировна МБОУ СОШ 15, ст.Старонижестеблиевская учитель русского.
Advertisements

Морфема. Изменение и образование слов подобрать-подобреть.
Что такое корень слова. Роль корня в слове. Как выделить корень в слове.
Что является главным в слове ? Что является главным в слове ? Выполнила ученица 5 класса Кахнович Дарья МОУ Тебисская СОШ.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: «Основы однокоренных слов и разных форм одного и того же слова» Разработала учитель начальных классов.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МОУ «ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ» КУВШИНОВА О.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС ТЕМА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА» РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА.
Состав слова. План морфемного разбора
Часовских Марина Александровна учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Старый.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Корень слова
Урок по русскому языку 2 класс УМК «Школа XXIвека Тишина О.В.
приставка корень суффикс окончание Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. Корень Это значимая.
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
Варианты морфем Морфемный разбор слова Урок русского языка в 5 классе.
КВН по русскому языку. 3 класс Провела: учитель 1 категории Абрамова М.П.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Транксрипт:

1. Языковая разминка Спишите слова, разберите их по составу: 1 вариант Надробить подрубить 2 вариант Подобрать подобреть Одинаковы ли приставки в этих словах?

Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки!

«Строительные блоки» для слов называются ПриставкаОкончаниеСуффиксКорень морфемами Интерфикс Морфемика – раздел науки о языке, изучающий морфемы.

Что обозначает морфема « Ш »? Шла, прошла Корень -Ш- обозначает движение человека пешком. Часто бывает так, что одна морфема ничего не может выразить, тогда на помощь ей приходят другие морфемы. Вместе они создают такое количество слов, что из них складывается весь язык.

Действующие лица: два человечка, морфемы: корень -Ш-, суффикс -Л- (он обозначает прошедшее время, окончание –И, а так же разные приставки. Ваша задача: описать действия человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с разными приставками.

1 вариант Уборка, хлебный, украсят, принесли, говорливый, заколка. 2 вариант Безветренный, земляной, надрежут, приберегли, пришкольный, домовой Сделайте морфемный разбор слов:

Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватой. Тени ходят по стене Сеткой синеватой. В. Фетисов Найдите в стихотворении однокоренные слова, запишите их в первый столбик, обозначьте корень. Во второй столбик запишите формы одного и того же слова, обозначьте в них окончания.

Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватой. Тени ходят по стене Сеткой синеватой. В. Фетисов В синем, синие, синий, синеей. В синем, подсиненный, синеет, синеватой.

Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод, Протекает небосвод – А по лужам у ворот Дети водят хоровод (Л. Яхин) Найдите в стихотворении слова с повторяющимся корнем -ВОД-. Можно ли эти слова считать однокоренными?

Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. Из стихотворения С.Погорельского выпишите однокоренные слова, укажите, какой частью речи они являются. Обозначьте корень. Затем выпишите формы одного и того слова.

Роль морфем

Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение.

Домашнее задание: параграф 70, 71; упр. 370