Практики развития: взросление в современном мире. 17.12.12 МГППУ К.Н.Поливанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова.
Advertisements

ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ВНЕШКОЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – ПОЧЕМУ.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Выполнила: Ситкарева Е.В. студентка 221 группы. 18 февраля января 1979, советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией.
Учитель начальных классов: Егель Ольга Анатольевна МБОУ «Школа 1 имени Б.В.Волынова» г.Прокопьевск,2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сегодня.
Алматы 2018 г. Периодизация возраста. Возраст – ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом развитии человека.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Подготовила: Мариняк Е. В., учитель начальных классов ЛГ МБОУ «СОШ 4»
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Аронов А. М. канд. физ-мат. наук,
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Иерархическая социальная структура КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ.
Транксрипт:

Практики развития: взросление в современном мире МГППУ К.Н.Поливанова

Явные и неявные допущения в исследованиях детства Периодизация психического развития – устойчивая смена периодов – стабильных и критических Среда есть источник развития, а не лишь обстановка Каждый период (ступень развития) имеет «задачи развития» Каждый период характеризуется ведущей деятельностью, т.е. той, которая ведет за собой развитие; по окончании периода у индивида формируются новообразования Как правило, есть институциональные (или закрепленные в практиках) формы проживания каждого периода.

Сложившиеся практики; Взрослый; Ведущая деятельность Реальные действия Идеальная форма Сложившиеся практики; Взрослый; Ведущая деятельность Реальные действия Идеальная форма Сложившиеся практики; Взрослый; Ведущая деятельность Реальные действия Идеальная форма

Что это означает? Каждый возраст имеет свое назначение Детство – взрослость: Подготовка-реализация Ориентировка-исполнительство Возрасты ритуализированы, символизированы, представлены явно Переходы (кризисы) – профанное-сакральное Обеспечивается становление субъектности (произвольность, самостоятельность…) Есть ясный портрет ребенка и взрослого

Современная ситуация характеризуется глобальными процессами в социальном устройстве мира: Глобализация (детство не только как евро-христианское); Коммуникации (СМИ, Интернет, информация); Ценность индивидуального/особенного (гражданские права, феминистские критики и т.д.); Экономическая нестабильность (необходимость изменений на протяжение всей жизни); Сужение (вертикально-иерархических) способов управления/образования (появление сетей), «Педагогика потребления». Происходящие процессы объективны, простая реставрация ушедшего порядка невозможна!

Что происходит сегодня (первые вопросы) Изменение того, что было Креолизация социального Изменение семьи (неполная, двухъядерная, сетевая…) Диверсификация «школы» - возможность разнообразных проб в самых разных областях, paid professional Исчезновение свободных пространств (дворов…) Появление нового Досуг и Leisure Education Появление новых неподцензурных форм коммуникации (иных, чем были) Рынок культурной продукции…. (ребенок как потребитель)

В новых условиях Формально должны ухудшаться …. Характеристики (качества) сформированности произвольности/субъектности…. И действительно растет % детей с СДВГ (с 6% до 8%) Однако (!)

Динамика результатов по грамотности чтения

Признаки депрессии (30 дней) Подростки лет % от общего числа всего 28,326,1 М 27,419,1 Ж 35,733,9

Основное противоречие: Институциональность – ризоматичность Субъектность – скольжение по поверхности З.Бауман обладать индивидуальностью, которая может существовать лишь в виде незавершенного проекта Развенчание иллюзий ранней модернити: идеи о состоянии совершенства, Внимание сместилось в сторону самоутверждения личности Биографические решения системных противоречий

Возможно, мы сегодня находимся в ситуации смены основной метафоры детства

Новый взрослый Питер Друкер – общество знаний; мышление/восприятие; Фриц Махлуп знание как товарный продукт Роберт Рейх «символические аналитики» Пол Фасселл «X people» Дэвид Брукс «Bobo» (богема+буржуазия) Ричард Флорида «креативный класс» «Нет никакого возврата к «субъекту», т.е. к инстанции, наделенной обязанностями, властью и знанием» (Deleuze:1990, cc. 238, 53). *Ризома (фр. Rhizome «корневище») одно из ключевых понятий философии постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге. Наглядным образом для нее выступает запутанная корневая система растения. У ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»), ни единого кода.

Методологические проблемы Насколько наши инструменты адекватны исследуемой проблематике? Цензурированные ответы? Сами языковые структуры адекватны ли коммуникации с «новыми» детьми?

Психологический портрет подростка – активного пользователя СС Объективные характеристики СС Ландшафт возможных «мест» и соответствующие им активности; Объективные данные о посещаемости…. Характеристики пользователей Кто и куда «ходит»; Почему? Где точки «резонанса» Т.е. что востребовано и кем; И только после этого – гипотезы о возможных новообразованиях

Развивающий потенциал современных мультфильмов; Суть популярности книг о Гарри Поттере Анализ текстов МС, выделение текстовой структуры, тип границы… Изучение «точек резонанса»: что в тексте МС провоцирует полноценную детскую игру/что стоит за привлекательностью волшебства в ГП

Что хотелось бы сделать Описать наиболее характерные сегодня пространства взросления (ландшафт) Наиболее характерные маршруты передвижения по этому ландшафту Выделить кластеры маршрутов (относительно СЭС, ОЦ…) – получить «типы/модели» детства Увы, данные о том, как это было в е – скудны! (Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова)

Чего безусловно следует избегать Попыток реставрации Заведомых оценок происходящих изменений