I. Коммуникативные компетенции Основные отличия традиционного и компетентностно- ориентированного образования Критерии сравненияТрадиционное образование Компетентностно- ориентированное образование Основа содержанияСовокупность фактов, понятий, законов и теорий Общечеловеческий опыт решения проблем Цель обученияОсвоение содержания образовательной программы по предмету Формирование готовности учащихся самостоятельно решать проблемы Основные вопросы при освоении содержания Что? Почему?Зачем? Как? Применение знаний и умений Воспроизведение знаний, умение действовать по образцу Применение ранее освоенных способов действий в различных условиях Время приобретения опыта деятельности Вне урокаНа уроке и вне урока Результат обученияЗУНыКомпетенции
Основные понятия компетентностно – ориентированного образования Компетенции – результат образовательной деятельности обучающихся, представленный в виде совокупности элементов знаниевого, деятельностного и мотивационного компонентов, необходимых для продуктивной деятельности, социальной адаптации и личностного развития. Компетентность – интегрированная характеристика, которая определяется уровнем сформированности его компетенции.
Схема демонстрации компетенций Поиск путей решения Решение проблемы Ситуация, проблема Мотивация Ресурсы ВнутренниеВнешние +
Основные виды компетенций учащихся образовательных школ Компетенции ПредметныеКлючевые Учебно- познавательные Гражданско- политические Информационно- технологические Социально- трудовые Коммуникативные
Характеристика коммуникативных умений Коммуникативные умения – средства индивидуального самовыражения, позволяющие человеку устно и письменно оформлять результаты деятельности и свои достижения. Эти умения – показатель умственного и языкового развития человека, его грамотности и культуры мышления, сформированности других общих учебных умений. К ним относятся умения: Описывать (ставить вопросы «что?», «где?», «когда?», «как?» и отвечать на них) Объяснять (работать с вопросами «отчего?», «почему?», «зачем?», «что будет, если?..») Участвовать в беседе, дискуссии, диспуте Составлять деловые тексты (обращения, заявления, записки) Рецензировать текст, устный ответ.
Методика формирования коммуникативных умений Мотивация учащихся Целеполагание Выбор умений, необходимых для усвоения новых знаний на конкретном уроке Инструктирование Реализация Анализ Упражнение с целью доведения умения до навыка Перенос в другие области
Приемы мотивации учебной деятельности Познавательные игры Учебные дискуссии Неожиданность Занимательность Парадоксальность Создание ситуации новизны, успеха
Методы контроля достижений учащихся ТрадиционныеИнновационые Контрольно-диагностические задания Компетентностно-ориентированные тесты Контекстные задачи Знаниевый компонент Деятельностный компонент Мотивационный компонент Контрольное задание