Бабенко Диана 8Бкласс. Интерес к народному творчеству в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народы Сахалинской области. Подготовила Бахина Лилия 5 б класса.
Advertisements

Выполнили: Латыпова Е.А Антонова Е.М. Основан на… Вера людей в родственную связь с животными. К медведю относились как к предку рода, о нем слагали предания,
Праздники и обряды. Для традиционного мировоззрения хакасского народа характерно, прежде всего, осознание животворной силы Природы, живого начала в Природе,
Традиции и обряды. Колядки. Исследовательская работа ученицы 8 класса МОУ «Саскалинская СОШ» Козиной Елены.
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ПРАЗДНИКИ. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫЯСНИТЬ ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН; УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ БОГАМИ ПРИРОДЫ И СЛАВЯНСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ.
LOGO Социальная организация и духовная культура эскимосов.
Пасха Выполнила: ПобедашЗ.А. воспитатель ГПД 4 б класса. 4 б КЛАСС Пасха. История и традиции празднования праздника Пасхи ГБОУ НОШ 689.
Выполнила: ученица 6 класса: Айтпаева Карина.. Известия летописей, находки археологов,записи старинных обычаев и поверий, сделанные учёными XIX в., позволяют.
РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 8 класс. Особенности первобытных религиозных представлений: Отсутствие представлений о Боге как силе, находящейся над миром.
Печенье-кресты Средокрестие Великий пост Праздник "Средокрестье" – это середина Великого Поста, установленного церковью в память сорокодневного пребывания.
НАРОДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА Обычаи и праздники. Карелы народ, живущий в Республике Карелия и соседних с нею областях европейской части России. Их численность.
Красная горка Чернобай Е.В. учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г.Валуйки.
Классный час для учащихся среднего звена Выполнила учитель английского языка МОУ СОШ 54 г. Волгограда Супонина Алина Александровна Что такое Новый Год.
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
Презентацию сделал Владислав Зорин. * Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финно-угорских народа, проживают на севере Западной Сибири.
Славянские боги. С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства, наши предки обожествляли непонятные им силы природы и поклонялись рекам, скалам,
«Праздник – душа народа… монолитный образ России» (И.С.Шмелев)
Праздник Ивана Купалы. Иван Купала, также Иванов день народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии,
Рождество и Новый год в Эстонии 5 В класс. История возникновения празднования Рождества Эстония многие традиции заимствовала у Скандинавских стран, где.
Устное народное творчество Folklore – «народная мудрость, народное знание». Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество.
Транксрипт:

Бабенко Диана 8Бкласс

Интерес к народному творчеству в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии, введении элементов народно-прикладного творчества на уроках трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов. ву, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии, введении элементов народно-прикладного творчества на уроках трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.

Праздничных дней в России XVIII-XIX вв. было много: в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие.

. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота

Праздничных дней в России XVIII-XIX вв. было много: в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая.

Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново- Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота.

Все русские праздники выстаивались в определённую иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных была Пасха, которая называлась праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались двунадесятые, то есть 12 праздников в году, прославляющих Иисуса Христа, Богоматерь, а так же ещё 5, посвящённых Евангельским событиям. Праздником в России считалось также воскресенье, наступавшее через каждые 6 дней. Оно было принято как день отдыха ещё древними славянами вместе с календарём, в котором год членился на 12 месяцев, а месяц на четыре недели. В древности этот день назывался «неделя» то есть время, когда нельзя ничего делать, а с конца XVIII - начала XIX вв. получил в память о воскресении Иисуса Христа своё современное название.

Традиции народов Севера Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы. Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия

У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них, считал человек, зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования аборигенов Сахалина и Курильских островов. Люди поэтому обожествляли природу. Нивхи представляли Сахалин живым существом – огромной нерпой. Полуостров Шмидта - головой этой нерпы, мысы Анива и Крильон - ее задними ластами.

Нивхи выделяли двух главных богов: Палыс - бог тайги и гор и Толыс - бог моря. Первый, считали они, живет на высокой горе, ездит по своим владениям на нарте, запряженной медведями. Палыс, по мнению нивхов, распоряжается всеми зверями тайги и посылает их в руки охотников. Охотское море они сравнивали с большим стойбищем, которым управляет «хозяин воды». Бог моря в пучинах Охотского моря имеет юрту. Если он добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей. От желания Толыса зависит судьба и благополучие рыбаков. Чтобы сохранять с ними хорошие отношения, нивхи устраивали праздники кормления воды и леса.

Обычаи, обряды и праздники Медвежий праздник Самым торжественным праздником у нивхов был медвежий праздник. Он продолжался несколько дней и сопровождался играми и охотничьими состязаниями. Медвежий праздник – комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему). Поэтому многие амулеты выполнялись в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Медведь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком, или духом. В честь него устраивался большой родовой праздник. Праздник медведя существовал у многих народов Северо- Восточной Азии, но у каждого из них он отличался самобытностью.

У нивхов был ритуал периодического медвежьего праздника – с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе феврале, в период полнолуния. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой – с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя. У эвенков он приурочен к охоте на медведя, и главное в нем – трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют.

Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1– изготовление священных стружек инау, 2– убиение медведя, 3– водворение головы зверя на помост, 4 – кормление медвежьим мясом гостей, 5 – принесение в жертву собак, 6 – разъезд гостей. В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему – это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям.

Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке («стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины – чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» – медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним. Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их

. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины – чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» – медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним. Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их

Кормление хозяина моря Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда "Кормления духа - хозяина воды".

И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд "Кормление духа - хозяина моря". Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая "хозяина воды" пригнать в сети как можно больше рыбы. Также в воду бросают "инау" с просьбой об удаче в промысле. "Инау" служит символическим жертвоприношением и посредником между людьми и духами.

В Поронайске праздник-обряд проводится на берегу залива Терпения. Здесь располагается импровизированная деревня - палео. На территории палео - деревни расставлены щиты с плакатами о сохранении природных богатств, а также вешала, на которых развешаны рыбацкие сети с рыбой. Перед началом праздника- обряда звучит музыка в национальном стиле народов Севера.

Промысловые обряды ПРОМЫСЛОВЫЕ ОБРЯДЫ, п р о м ы с л о в ы й к у л ь т, комплекс религиозных представлений о животных – объектах охотничьего промысла, их духах-хозяевах и связанных с этими представлениями обрядах. Занимали важное место в системе традиционного мировоззрения народов Севера. Промысловые обряды основаны на религиозном почитании промысловых животных, с которыми устанавливаются «близкие» отношения (иногда на основе тотемических представлений), способствующие успеху на промысле: зверь становится «помощником» человека, «сам приходит» к охотнику «в гости» и дает себя убить.

При этом животным приписываются человеческие качества, со временем формируются представления о духах-хозяевах животных, часто имеющих антропоморфный облик. С промысловыми обрядами тесно связаны как ритуальные, так и рациональные правила поведения на промысле, аккумулирующие охотничий опыт и гармонизирующие отношения человека с природой. Например, собираясь на охоту, старались не шуметь, говорили иносказательно (боясь «вспугнуть» зверя), охотничьи снасти окуривали можжевеловым дымом, чтобы отбить запах.

Частные промысловые обряды исполнялись охотниками в любое время: перед отправлением на промысел, в пути, по прибытии на место, при длительной охотничьей неудаче. Перед охотой эвенки, якуты и другие проводили обряд очищения, окуривания дымом себя и орудий промысла. Широко распространенным способом очищения являлось прохождение через естественные или искусственные отверстие. Много обрядов связано с имитативной магией. Охотник-эвенк уходил перед началом охоты в лес, мастерил из прутьев фигурки лосей, а затем, имитируя охоту, сбивал их выстрелом из ружья или шомполом. После удачной охоты также проводились благодарственные обряды, а если промысел оказывался неудачным, идолов могли и наказать

Согласно мировоззрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, тем более сама местность имеет свой «дух». Это духи цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривания славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех

search?hl=ru&newwindow=1&client=firefox&rls=org.mozilla%3Aru%3Aofficial& biw=1366&bih=622&tbm=isch&sa=1&q=фото+кореных+народ Википедия картинки животных. Текст взят с сайтов про коренные народы севера.