Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место Д.С.Лихачев "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МОУ – Теренгульская СОШ.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Муниципальная Старогольчихинская основная общеобразовательная школа.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Составила : С. А. Аксарина, заместитель директора по воспитательной работе Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная)
«Воспитательный потенциал ФГОС начального общего образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного воспитания Концепция духовно-нравственного воспитания.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Воспитательная система школы. Взгляд в будущее. Только от активности и инициативы каждого зависит, насколько интересной и комфортной для каждого из нас.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС» 2010 г ГОУ ДПО «Калужский.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Транксрипт:

Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место Д.С.Лихачев "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.» Сухомлинский В.А. "Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д. Лихачев

Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Только личность ценою собственных усилий может добиться успехов в нравственном самостроительстве, а педагог, семья, близкие люди - помочь ей в этом.

Система образования, в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально- ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.

В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. ФГОС общего образования второго поколения представляет процесс образования не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.

Личностная культура Социальная культура Семейная культура

Личностная культура: готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»; сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей. Личностная культура:

Социальная культура сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися наци- ональных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, Отечеством, будущими поколениями; доверие к другим людям, общественным и государственным институтам.

Семейная культура сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода

Ценности это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности сложный, многоплановый процесс. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями: 1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России. 2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей.

Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их в настоящее время насчитывается восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше: 1. ПАТРИОТИЗМ; 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 5. СЕМЬЯ; 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: 1. Урочная деятельность; 2. Внеурочная деятельность (культурные практики); 3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 4. Семейное воспитание; 5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно- нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы.

Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности. Что побуждает человека к нравственным поступкам? Соознание и убеждение человека - мощный мотив активности. Человек сознательный - поступающий "по знанию", " со - звучно" внешним требованиям и совести. С другой стороны, нравственные убеждения - не, что иное, как синтез знаний о должном и нравственном, чувств, то есть нравственных переживаний и поступков - нравственного ценного поведения. В этой триаде, именно чувства - центральное связующее звено.

В любых возрастных группах предпочтение отдаётся тем видам коллективной деятельности, которые предполагают нестандартный, творческий подход к её организации. Эмоциональные компоненты творчества - игра, соревнование, искусство. Наиболее часто повторяющиеся мотивы предпочтений учащихся: А) интерес; Б) радостная, дружеская атмосфера общения; В) пример педагога; Г) сотрудничество. Есть все основания полагать, что именно эти мотивировки являются слагаемыми эмоциональной отзывчивости школьников в организованном педагогом процессе воспитания.

Необходимо взять на вооружение современных технологий воспитания актуальные потребности школьников в заинтересованном общении, творческой деятельности, признании достоинств личности, чувстве эмоционального комфорта. Решение задач нравственного воспитания обязательно должно опираться на эмоциональный отклик. Вызывать эмоциональный отклик - это значит стимулировать нравственное переживание, связанное с внутренним принятием нравственно ценной идеи.

опирается на положительные возрастные потребности и, создающие "эффект актуальности"; обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников; создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху; утверждает радостный мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности; заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания; учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

"Гуманизация процесса воспитания - основополагающая идея; солнце, вокруг которого вращаются все другие "планеты" - содержание, принципы, формы, методы, технологии." Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности.