Современной образование в России сегодня: луч света или призрак тьмы Валиева Ольга Владимировна к.э.н., с.н.с. ИЭОПП СО РАН ЭФ НГУ O_valieva@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Advertisements

1 Роль и место вузов в национальной инновационной системе России Мартынюк Г.В. – начальник отдела Департамента государственной научно-технической политики.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Доступность высшего образования и финансовые инструменты ее обеспечения Выполнили: Студенты группы ГМФ4-1 Гусева Полина; Егорова Юлия. Москва 2014.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
Доклад к заседанию Ученого Совета О формировании инновационной системы «наукаобразованиепроизводство» Выступление проректора по научной работе д.э.н, профессора.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
Об интеграции ПГТУ в единое мировое научное, инновационное и образовательное пространство 1.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального образования Кадры науки : анализ текущего.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Президентская программа интеграции в экономику российских выпускников ведущих университетов мира « Глобальное образование »
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- марте 2010 года.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Транксрипт:

Современной образование в России сегодня: луч света или призрак тьмы Валиева Ольга Владимировна к.э.н., с.н.с. ИЭОПП СО РАН ЭФ НГУ

Государственная политика в образовании

Государственная поддержка ведущих российских вузов Поддержка программ развития МГУ и СПбГУ Создание бизнес-школ мирового уровня (ВШМ СПбГУ, московская школа управления «Сколково») Поддержка инновационных образовательных программ вузов Создание новых университетов в федеральных округах: Северный (Арктический) федеральный университет на базе Архангельского государственного технического университета, Приволжский федеральный университет – Казанский государственный университет Уральский федеральный университет - на базе Уральского государственного технического университета - УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина; Дальневосточный федеральный университет - на базе Дальневосточного государственного университета; Северо-Восточный федеральный университет - на базе Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. Национальные исследовательские университеты Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.

Привлечение ведущих учёных в российские вузы+РФФИ: астрономия и астрофизика; атомная энергетика и ядерные технологии; биология; биотехнологии; информационные технологии и вычислительные системы; космические исследования и технологии; математика; машиноведение; медицинские науки и технологии; механика и процессы управления; нанотехнологии; науки о Земле; науки о материалах; психология, когнитивные исследования; радиоэлектроника; строительство и архитектура; физика; химия; экология; экономика, международные исследования, социология; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение. Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах 9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году -3 млрд. рублей. (2011 – 126 заявко, из них 22 отобраны) Правительство Российской Федерации утвердило постановление N 219 Поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями Государственная поддержка предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования Студенту (абитуриенту) предоставляются образовательные кредиты на льготных условиях. В течение всего срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания студент не выплачивает банку основной долг по кредиту; в течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно). При этом срок, в течение которого возвращается кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет. Кроме того, студенту не нужно предоставлять обеспечения по кредиту (залога или поручительства), а при досрочном погашении штрафные санкции не налагаются. Федеральные инновационные площадки

Мировые тренды: усиление кооперационных связей, увеличение финансирования R&D и числа исследователей

Место России в Глобальном инновационном индексе 2011Место Значение (0-100) Место Страны G7 США56, Канада56, Великобритания55, Германия54, Япония50, Франция49, Италия40, Страны БРИКС Китай46, Бразилия37, Россия35, ЮАР35, Индия34,

Лучшие по выборкеМестоХудшие по выборкеМесто Мировой рэнкинг – 56 из 125 стран Число людей с инженерным образованием 6Свобода прессы102 Экспорт наукоемких услуг8Энергоемкость102 Численность преподавателей9Верховенство закона103 Количество зарегистрированных патентов 9Интенсивность локальной конкуренции 107 Количество новых полезных моделей 10Вузовская мобильность116 Количество поступивших в вузы11Импорт товаров и услуг119 Показатели России в Глобальном инновационном индексе в 2011 г. Источник:The Global Innovation Index 2011: Accelerating Growth and Development // Ed. DuttaS., INSEAD,2011

Innovation Union Scoreboard 2011 Страны США Япония Южная Корея Канада Австралия Россия Китай Индия Бразилия ЮАР Источник:Innovation Union Scoreboard European Commission, 2012

Показатели России в Европейском инновационном барометре в 2011г. в сравнении с европейскими странами Лучшие по выборкеШкала* * Худшие по выборкеШкала Percentage population aged having completed tertiary education 1,1Medium and high-tech product exports as % total product exports (UN / Eurostat 2006, 2010) -0,8 New doctorate graduates per 1000 population aged (Eurostat 2005 – 2009) -0,1PCT patent applications in societal challenges per billion GDP (in PPS ) (climate change mitigation; health) (OECD / Eurostat 2004, 2008) -0,9 Knowledge-intensive services exports as % total service exports (UN / Eurostat 2005, 2009) -0,1PCT patents applications per billion GDP (in PPS ) (Eurostat 2004, 2008) -0,9 R&D expenditure in the public sector as % of GDP (Eurostat 2006 – 2010) -0,4License and patent revenues from abroad as % of GDP (Eurostat 2006, 2010) -0,9 R&D expenditure in the business sector as % of GDP (Eurostat 2006 – 2010) -0,4Public-private co-publications per million population (CWTS / ThomsonReuters 2004, 2008) -0,9

п/п Составляющие Место России (из 142 стран) 1.Охват средним образованием75 2.Охват высшим образованием13 3.Качество системы образования82 3. Качество математического и естественнонаучного образования 50 4.Качество школ менеджмента107 5.Доступность Интернета в школах62 6.Наличие исследовательских и треннинговых услуг77 7.Уровень подготовки кадров82 Рейтинги высшего и профессионального образования России в Глобальном индексе конкурентоспособности, гг. Источник: The Global Competitiveness Report World Economic Forum. Geneva, Switzerland 2011 По данным Росстата за последние тридцать лет количество общеобразовательных учреждений в России уменьшилось в два раза. А ведь именно школа, согласно докладу «Культурные факторы модернизации» ИС РАН, «…даст России шанс превратиться в цивилизованную страну с правовым сознанием, не порывающей со своим прошлым и мирным путем идущей в будущее без социальных потрясений и территориальных потерь…». Именно школа является базовым институтом, формирующим общекультурные ценности, представления об обществе и человеке, интерес к науке и инновациям.

Источник: Обзоры ОЭСР по инновационной политики: Российская Федерация, 2011

Кадровый потенциал: численность занятых в сфере НИОКР European Commission. A more research-intensive and integrated European Research Area Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/ – 168 pp.

Число совместных публикаций, 2008г.

Количество и темпы роста совместных публикаций в странах-партнерах ( гг.)

Проблемы образования

Источник: "Как платят профессорам", ВШЭ, 2012

Проблемы высшего профессионального образования Болонская конвенция ЕГЭ Финансирование 94-ФЗ и 217-ФЗ Качество подготовки студентов Интеграция с реальным сектором Усиление мотивации и стимулирования студентов Повышение привлекательности и престижности инженерных и научных специальностей Вовлечение предприятий в систему подготовки кадров через формирование заказа («прикладной» бакалавриат/магистратура, ДО и пр.) НИОКР, развитие инфраструктуры и пр. Методы управления университетами и академиями Институциональные конфликты Обратная связь системы образования и рынка труда

«Аномальные» черты высшего образования взрывной рост числа студентов вузов (с 2,6 млн человек в 1993/94 учебном году до 7,4 млн в 2010/11 г.) при сокращении численности школьников (с 21,1 млн человек до 13,2 млн за тот же период). В резу­льтате число поступающих в вузы достигает 90% от числа выпускников школ, что бо­лее чем в 2 раза превышает средний показатель по странам ОЭСР. принятая в стране система ЕГЭ измеряет скорее не реальный уровень знаний, а приемлемый для власти психологический порог неуспеваемости рост числа студентов (в 3 раза) и вузов (с 514 до 1114 за гг., т. е. в 2,2 раза) не обеспечен наращиванием профессорского корпуса: число преподавателей выросло за тот же период с до , или на 55,4%. Сегодня отношение числа преподавателей к числу студентов в России в 2,7 раза ниже, чем в США профиль высшего образования не соответствует потребностям экономики: 45% выпускников специализируются на общественных науках, предпринимательстве и праве против 36,2% в США и 22,5% в Германии. В России 24% вчерашних студентов устраиваются на должности, не требующие высшего образования, и менее 50% начинают карьеру по той специальности, по которой учились (в США 76%). Сегодня российская система образования производит скорее статус человека с дипломом, нежели специалистов, способных найти свое место в современном мире. В.Иноземцев. Хорошее образование в России – миф. Ведомости от

Источник: Полонский Д. Бюджет для высоких широт. Коммерсантъ Деньги, 41 (898), Режим доступа:

Благодарю за внимание !