Воровщиков Сергей Георгиевич, д.п.н., профессор и зав. каф. УОС, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Московского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (4 часа) Программа развития школы.
Advertisements

Первый модуль вводного курса обучения школьных управляющих (2 часа) Школа как объект управления.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования / С использованием материалов презентации В.Н. Волкова, руководителя РЦ школы 619.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
большинство общеобразовательных школ - менее 60 тыс. рублей на ученика статусные ОУ - до 120 тыс. рублей в расчете на ученика. Финансирование московских.
1.Паспорт программы. 2.Пояснительная записка. 3.Информационная справка. 4.Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ. 5.Концепция развития ДОУ.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Педагогический совет Анализ деятельности педагогического коллектива в учебном году. Перспективы и стратегии учебного года. Результаты.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Городская экспериментальная площадка первого уровня Шмелёва Наталья Владимировна, Зам. директора по ЭР педколлежда 5 Москвы.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Транксрипт:

Воровщиков Сергей Георгиевич, д.п.н., профессор и зав. каф. УОС, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Московского педагогического государственного университета ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: состав, структура, условия разработки

В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один обозначает «опасное время», второй – «время возможностей, шанс»

В 2009 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года 10 наиболее востребованных профессий в 2010 года еще не существовали в 2004 году МИР СТАЛ ДРУГИМ …

В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил, и переучиваться. Элвин Тоффлер «Шок будущего»

Против ветра надо строить не ветряные щиты, а ветряные мельницы. Конфуций

Разработка и введение МОСКОВСКОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, предполагающего модернизацию образовательных программ в соответствии с актуальными и перспективными запросами общества и экономики города: - креативные предметы, - проектная деятельность, - обновление профильного обучения, - внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) «Развитие образования города Москвы»

Старый и новый взгляд на школу СтароеНовое Школа – это учебно- воспитательный процесс, урок. Школа – это целостная не только образовательная, но и социально-культурная организация. Школа – элемент системы образования. Школа – сложная многокомпонентная система. Школа – замкнутый мир. Школа – открытая система. Главное в школе – процесс обучения. Главное в школе – образовательный процесс и среда.

Старый и новый взгляд на школу СтароеНовое Школа – механизм.Школа – «живой организм» Заказчик школы – государство. У школы – множество заказчиков. Школа – это нечто данное, объект эксплуатации. Школа – это нечто нами создаваемое, объект созидания, проектирования, развития. Школьное дело – забота профессионалов. Школьное дело нельзя вести без содействия общественности.

Старый и новый взгляд на школу СтароеНовое Управление школой – руководство и контроль. Управление школой – все управленческие действия; управление функционированием и развитием. Управление школой – ведомственное, государственное дело. Управление школой – государственно- общественное управление.

Функционирование – все процессы и подсистемы работают стабильно, по заданному варианту, без существенных изменений – происходит использование накопленного потенциала. Развитие – все процессы и подсистемы существенно изменяются – происходит наращивание и обновление потенциала + улучшение его использования. Функционирование и развитие

УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ способствует стабильному протеканию образовательного процесса и обеспечивающих его процессов Благодаря стабильному функционированию как важнейшему этапу плоскостного развития школы: - нововведения доводятся до привычной нормы, рутинизируются (инновация «умирает») - школа приобретает так необходимую устойчивость, накапливает положительный потенциал для будущего внедрения нового

Революционно-катастрофический (слом до основания, а затем… - А зачем?). Медленные, как бы естественные приростные улучшения (медленная малоуправляемая эволюция). Инновационное развитие (эволюция путем планомерного создания – распространения – внедрения – освоения – использования новшеств = через нововведения = через инновационные процессы. Варианты (типы) развития

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ направлено на решение актуальных и потенциальных проблем школьной жизни, повышение уровня образовательного потенциала школы за счет внедрения нововведений. Развитие необходимо тогда, когда: - прежние результаты работы не удовлетворяют ни потребителей, ни субъектов деятельности, - есть возможность достичь лучших результатов образовательного процесса, - есть возможность достичь тех же результатов лучшими средствами.

Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений. Конфуций

Принцип письменного оформления. Большое значение во взаимоотношениях внутри фирмы, отличающейся децентрализованным управлением, придается письменному оформлению. Преимущества соблюдения этого принципа заключаются прежде всего в большей обязательности, в открытости, в однозначности, в большей возможности контроля, в обозримости. Разумеется, это не должно принимать бюрократические формы, однако философия, цели, стратегия, «правила игры» и проекты должны быть оформлены письменно. Арнольд Вайсман. «Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха»

Программа развития – программа изменений Смысл изменений: достижение нового, востребованного временем качества образования; создание условий для достижения нового качества образования; упрочение позиции школы в образовательном пространстве.

То, что стрела минует цель. Видно уже по натянутой тетиве. Скудный урожай плодов на дереве обнаруживается уже весной, при цветении Саргис Тмогвели

Программа развития отвечает на три главных вопроса Чего достигла наша школа сегодня, каковы ее сильные и слабые стороны, достижения и проблемы? Какой мы хотим видеть нашу школу и ее выпускников через два-три года? Что и как мы сделаем, чтобы школа успешно перешла от своего сегодняшнего состояния к желаемому будущему?

Программа должна стать нормативной моделью совместной деятельности педагогов, определяющей: - Исходное состояние образовательного учреждения; - Образ желаемого будущего этого образовательного учреждения; - Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Ее основное назначение – стать средством интеграции усилий людей, действующих в интересах развития системы, в которую они включены

Логика выстраивания программы 2.Определение желаемого будущего 3.Определение стратегии и тактики изменений 1.Констатация существующего положения дел

Вы сами должны стать изменением, которое Вы хотите увидеть в мире. Махатма Ганди

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ является формой стратегического планирования, при которой как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, при этом учитывается, что условия будут изменяться ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ – это не догма. Она лишь ориентир, своеобразная карта долгосрочного маршрута деятельности педагогического коллектива, поэтому определенные ее составляющие должны уточниться, конкретизироваться в процессе реализации

Планировать – значит проецировать будущее на плоскость настоящего, чтобы оно не стало неожиданностью Лакейн Алан

Структура программы Паспорт программы 1.Информационная справка. 2.Итоговый анализ работы школы. 3.Концепция и стратегические цели развития школы. 4.План действий по реализации изменений. 5.Бюджет программы. 6.Механизм реализации.

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА - краткое целостное описание основных характеристик исходное состояние объекта управления перед грядущими изменениями Логика представления информации: от характеристики образовательного процесса как системообразующего процесса в школе, как объекта будущих преобразований, к представлению обеспечивающих процессов

2. ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ предназначен для фиксации и обоснования и успехов, и проблем образовательного процесса, на решение которых будут направлены целезадающий и целереализующий блоки программы Логика поиска и формулирования проблем: от проблем результата образовательного процесса к поиску их причин в самом процессе и его условиях

В аналитической части фиксируют не все проблемы качества образования, а только корневые, имеющие большой масштаб распространения в границах школы и требующие для их незамедлительного решения объединения усилий всех педагогов Проблемы должны быть представлены в четких и ясных формулировках, в которых заключается отклонение реального состояния дел от конкретного стандарта

Сильные и слабые стороны школы Сильные стороныСлабые стороны (проблемы) Что нам удается особенно хорошо? В чем мы можем быть уверены? Чем мы дорожим? Чего нам не хватает? С чем мы не справляемся? Что мешает нашей работе? Чем не владеют наши выпускники?

Возможности и угрозы Внешние возможностиВнешние угрозы Как складываются отношения школы с внешним окружением? Кто может оказать нам помощь и поддержку? При каких условиях это возможно? Какие внешние опасности нам необходимо преодолеть? Какие новшества могут ввести школы, которые являются нашими конкурентами?

Аналитические выводы Основные проблемы, связанные с образовательными результатами. Причины проблем в образовательном процессе. Причины проблем в условиях образовательного процесса. Причины проблем в управлении образовательным процессом.

3. КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ - описание системы стратегических социокультурных и педагогических приоритетов развития школы, система идеологических положений, определяющих предназначение образовательного учреждения, а также системы целей, направленных на реализацию системы идей и решение проблем образовательного процесса

КОНЦЕПЦИЯ как система идеологических позиций дает обобщенный ответ на выявленные проблемы школьной жизни и направляет поиск их решений. В результате реализации программы развития формируется новая образовательная программа, а концепция, претерпев необходимые уточнения и изменения, входит в нее в качестве миссии школы, т.е. системы положений, определяющих предназначение данного образовательного учреждения

Цель: изменение качества образования Образование 1 Образование 2

Концепция не должна превращаться в пространный конспект трудов по философии образования. Требуется краткое изложение и четкое обоснование социально- педагогических идей, определяющих решение выявленных проблем образовательного процесса

Учение и обучение (преподавание). Учебно-материальная база. Школьное партнерство и внешние связи. Школьный менеджмент. Профессионализм кадров. Основные сферы изменений

Для «перехода» школы в желаемое состояние СфераДолжно измениться Учения и обучения Внедрены новые педагогические технологии (какие?). Обеспечено формирования и развития универсальных учебных действий. Учебно- материальной базы Специализированные кабинеты оборудованы в соответствии с требованиями. Создано несколько «зон здоровья» и «зон отдыха». Школьного менеджмента Учителя и родители активно участвуют в управлении школой. Большинство важных решений принимается коллективно. Введена новая система стимулирования педагогов. Школьного партнерства и внешних связей Школа активно использует ресурсы других учреждений для удовлетворения потребностей обучающихся. Профессионализ ма кадров Учителя владеют новыми способами организации учебной деятельности, умеют коллективно работать над проектами улучшения школьной жизни.

У кого, есть «Зачем», тот выдержит любое «Как». Фридрих Ницше

4. План действий по реализации изменений – система необходимых и скорректированных между собой средств достижения каждой цели, т.е. в стратегическом долговременном плане работы педагогического коллектива определены формы и методы мероприятий, время и место их проведения, исполнители и ответственные

План действий является системообразующим компонентом программы. Ведь все остальные части как раз и способствовали повышению реалистичности, актуальности, прогностичности, операциональности этого плана действий

Действия по реализации изменений NДействияСрокиСтоимос ть Ответственный 1Закупка кабинета физики 300 тыс. руб. 1.1Разработка спецификации и условий поставки Апрель 2013 Зам. директора по АХЧ 1.2Размещение объявления о конкурсе Май тыс. руб. Зам. директора 1.3Проведение конкурса и подписание договора

5. Бюджет программы Бюджет программы Средства НБФ Средства муниципального бюджета Привлеченны е средства 1-й год реализации 2-й год реализации 3-й год реализации

6. Механизм реализации Программа реализуется через годовые (тактические) планы. Программа реализуется через систему проектов, целевых подпрограмм. Промежуточные результаты рассматриваются на заседаниях педагогического и управляющего советах. Информирование местного сообщества происходит во время публичных докладов администрации перед общественностью.

Описание каждого направления программы развития, которые могут стать подпрограммами, состоит из указания: - названия направления, - целей его реализации, - изложения перечня федеральных и региональных нормативных документов, определяющих реализацию данного направления, - представления особенностей организации и ресурсного обеспечения реализации цели

Критерии оценки программы развития Актуальность. Логичность и обоснованность. Реалистичность. Конкретность и реализуемость. Наличие реального бюджета. Наличие показателей реализации.

Коллективная разработка программы развития школы (любой другой способ просто бессмысленный) представляет собой единство двух процессов: - проектирование изменения наиболее актуальных проблем школы, требующих интеграции усилий всего коллектива - изменение субъекта данной проблемной ситуации, который представлен не только руководителями школы, но и педагогами, УС, вовлекаемыми в деятельность по разработке и реализации программы

Именно поэтому одинаково важен как «бумажный продукт» разработки программы, т.е. ее текст, так и «интеллектуальный продукт» – формирование групп педагогов, членов УС, готовых и способных принять сознательное участие в реализации коллективно выработанных стратегических решений (совокупность субъектов управления превращается в совокупный субъект)

Не следует преуменьшать, но и не стоит преувеличивать роль программы развития в управлении Условия разработки и реализации программы развития: 1. Разработка программы имеет смысл в том случае, когда предполагается осуществить системные преобразования в школе по решению ключевых проблем повышения качества образования

2. Необходим демократический стиль общения в педагогическом коллективе. Участие сотрудников школы и членов УС способствует не только выявлению истинных проблем, нахождению оригинальных и реальных решений, но и формированию у педагогов и членов УС готовности участвовать в будущей работе, ответственности за ее результат 3. Желателен высокий уровень управленческой компетентности руководителей школ. В течение длительного времени реализации программы необходимо обеспечивать ее ежегодную тактическую конкретизацию и естественную корректировку

4. Необходимо искреннее желание руководителей реализовать намеченные решения, учитывая их определенный дестабилизирующий характер как необходимое условие развития 5. Руководитель должен быть готов к длительной работе, учитывая многолетнюю реализацию программы развития, неизбежность перестройки системы внутришкольного управления 6. Программа не может осуществляться без стабильного функционирования школы

Сам факт наличия программы в школе не гарантирует перевод школы в новое более качественное состояние. Но ее отсутствие наверняка затруднит решение актуальных проблем школьной жизни

(В слайдовой презентации использованы учебно- методические материалы курса обучения школьных управляющих А.М. Моисеева, Спасибо за внимание !