Организация деятельности образовательного учреждения по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алексеев С.В., д.п.н. Захаров В.М., д.б.н., чл-корр РАН Ермаков Д.С., д.п.н. Мамедов Н.М., д.филос.н. Панов В.И., д.психол.н., чл-корр РАО Проект.
Advertisements

К ТЕОРИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ Е.Н.Дзятковская ВНИМАНИЕ! Представленные материалы являются интеллектуальной собственностью.
Дзятковская Е.Н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, д.б.н., профессор, член – корр. РАЕН.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Программа формирования универсальных учебных действий Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Требования к результатам освоения ООП НОО Презентацию выполнила Култышева Н. Н., зав МО нач. классов.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Транксрипт:

Организация деятельности образовательного учреждения по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Дзятковская Е.Н., д.б.н., профессор ВНИМАНИЕ! Представленные материалы являются интеллектуальной собственностью Института содержания и методов обучения РАО и автора презентации. При их воспроизведении в любом виде (устном или письменном) ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ !

- система экологических образов, представлений, понятий, адекватных научным – экологическая грамотность; - экологический стиль мышления - специфическая для всех областей экологического знания методика познания ; - экологическое сознание (на основе ценностей экологической этики ) - экологическая направленность личности; -опыт экологически направленной деятельности – экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ -

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗНАНИЯ ПРИКЛАДНЫЕ ИЛИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ? КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ - НЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ, А НАУЧНЫЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, ЭКОСИСТЕМА, ЭКОСИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ…)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, АДЕКВАТНЫЕ НАУЧНЫМ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ЗАДАЧА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ОШИБОЧНЫХ, СТИХИЙНЫХ, БЫТОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКСИОМЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ 4-6 КЛАСС – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ, АДЕКВАТНЫЕ НАУЧНЫМ 7-9 КЛАСС – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗЫ, СИСТЕМА ПОНЯТИЙ

НАУКА ИСКУССТВО МОРАЛЬ ПРАВО ИСТОРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРА ТЕХНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРА понятия, теории, история познания чувственные образы отношения, этические нормы обязательства, ограничения факты, исторические параллели СТРАТЕГИЯ СРЕДОСБЕРЕЖЕНИЯ (СИСТЕМА ЗАПРЕТОВ) И АКСИОМА САМОЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ ТАКТИКА ВЫЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ – ТТП ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ литературные образы труд, технол. процесс вера, образ, отношения ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ Источники Средства УУД РЕЛИГИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, экосистемная познавательная модель, рефлексивно-оценочные умения УМЕНИЕ РАССМОТРЕТЬ ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ЖИВОЕ – СРЕДА». ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ (СОЗИДАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ)

ЖИВОЕ = СИСТЕМА экологические факторы экологические противоречия экологические проблемы экомониторинг прогноз и оценка экорисков самостоятельное проектирование экологически ориентированной проектной деятельности Познавательная модель 2. Модель созидательной деятельности выбор варианта действий

Экосистемная познавательная модель – вариант системного анализа, представляет собой определенную последовательность задач, решение которых позволяет изучать системы разного происхождения во взаимосвязи с окружающей их социоприродной средой. Модель выступает деятельностным средством формирования экологического мышления, необходимого в обучении и в жизни как основа экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ………. «ТАБУ» ! ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ -Принцип самоограничения потребления природных ресурсов, даже если они не являются дефицитными -Принцип предосторожности («не навреди») - Принцип признания ценности любой формы жизни и любой культуры

ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МНОГОПОЛЯРНОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРА ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ В НЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ – СЕБЯ КАК ЧАСТИ МИРА ПРИРОДЫ ПРОБЛЕМА СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ? ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ + ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ + ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ)

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Субъект социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде Ключевые противоречия: «хочу – нельзя», «здоровье, добро, гармония – болезнь, зло, уродливое», «действие – его последствия». ОСНОВНАЯ ШКОЛА Экологическая грамотность. Субъект экологического стиля мышления. Ключевые противоречия : «мораль и право», «потребности – ресурсы их удовлетворения», «антропоцентризм – биоцентризм», «индивидуальное – коллективное», «наука – традиция», «факты – мнения», «самоидентификация – толерантность» СТАРШАЯ ШКОЛА Экологическая образованность. Субъект экологического сознания. Ключевые противоречия: «эгоцентризм – экоцентризм», «глобализм и регионализм»; «приспособление к среде – культуротворчество», «прошлое – настоящее – будущее», «экологические права – экологические обязанности»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - СКВОЗНОЙ ВЕКТОР ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ЗДОРОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОВОЕ КАЧЕСТВО: ЦЕЛИ ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ВЕКТОР ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ, СПОСОБНОСТЬЮ И ГОТОВНОСТЬЮ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ И ПРАВА, ВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ СТЕРЖЕНЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ЗДОРОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (далее – ЭЗОЖ) – это способы и формы жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических, социально-экономических и природно-территориальных условий, направленные на сохранение и повышение здоровья и безопасности людей, качества их среды обитания - как важных факторов качества жизни, устойчивого развития территории. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – ключевое понятие образования для устойчивого развития, оно включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, экологическое качество среды обитания, качество социальной, экономической и политической организации общества. ЗДОРОВЬЕ – системный индикатор качества жизни человека.

Индивидуальная система ЭЗОЖ направлена на сохранение и развитие физических, физиологических, личностных ресурсов саморегуляции, расширение диапазона адаптационных возможностей человека и его стрессоустойчивости средствами экологически грамотного поведения, здоровьесозидающего режима дня, двигательной активности, здорового питания, рационального труда (учебы), отказа от вредных привычек, деятельности по сохранению и улучшению экологического качества окружающей среды, развития экологической культуры личности.

НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ЗОЖ: УЧЕБНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ НОВЫЙ ОБЪЕКТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (СО-ПРОЕКТИРОВАНИЯ): ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА направлена на достижение МЕТАПРЕДМЕТНОГО, ПРЕДМЕТНОГО И ЛИЧНОСТНОГО результата ПРЕДМЕТНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, ЦЕННОСТНЫЙ компоненты содержания учебная задача ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Для каждой ступени обучения определены : - ведущие противоречия, лежащие в основе формирования экологического стиля мышления и ценностей УР каждого возраста; - ключевые учебные задачи; - преемственность урочной и внеурочной деятельности; - планируемые образовательные результаты в деятельностной форме; - ведущие для каждого возраста источники эколого-культурного опыта; - - этапность формирования экологической грамотности, экосистемной познавательной модели, экологической направленности личности, экологически целесообразного здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его природно-социальной среды

Экологическая культура личности формируется в культуре ведущей деятельности. От экологии учебной деятельности, к экологии общения и экологии труда

СКВОЗНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ Экология природных систем Экология человека Социальная экология СКВОЗНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ Экология природных систем Экология человека Социальная экология

Сквозные содержательные линии ЭО Учусь экологическому мышлению Учусь управлять собой Учусь действовать (мои экологические проекты)

СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВНИМАНИЕ! Представленные материалы являются интеллектуальной собственностью Института содержания и методов обучения РАО и автора презентации. При их воспроизведении в любом виде (устном или письменном) ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ !