Презентация по дисциплине «Управление инвестициями в человеческий капитал» Тема: «Эффективность инвестирования в человеческий капитал» Преподаватель кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности инвестиций в человеческий капитал: Одновременно осуществляются государством, самим человеком и его семьей, предприятиями; Отдача от них непосредственно.
Advertisements

Анализ издержек и выгод, связанных с получением высшего образования Семинар 2.
Тема 10: Рынки факторов производства. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
методы, не учитывающие фактор времени ; методы, включающие дисконтирование.
В. Дихтяр ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ТУРИЗМА Раздел 2. Инвестиционные решения Тема 2.02Критерии.
Тема 7 Управление инвестиционными проектами Критерии реализации инвестиционного проекта: 4Отсутствие более выгодных вариантов вложения капитала 4Высокий.
Тема 8. Эффективность предпринимательской деятельности Содержание: 8.1 Понятие эффективности 8.2 Виды эффективности в предпринимательской деятельности.
Тема 5. Рынки факторов производства. Основные вопросы Какие факторы определяют спрос фирмы на ресурс? Почему спрос на ресурс имеет производный характер?
LOG O ЛЕКЦИЯ 6. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Виды эффективности инвестиционных проектов
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.
Тема 12 Рынок капитала. Ссудный процент. Вопросы 1.Понятие капитала.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Юрьева Е.А., доцент кафедры УЭЗиФ ИПО.
ТЕМА 8. Макромодели рынка труда и совокупное предложение Макромодели рынка труда: равновесие и безработица Функция совокупного предложения.
Создание и повышение стоимости компании как фактор устойчивого развития бизнеса Илья Парфенов, CFA.
Урок технологии 11 класс Тема урока: «Рынок труда» Подготовила: Кабанова С.Н., учитель технологии 2015 г.
В истории экономической науки имя Джона Мейнарда Кейнса ( ) стоит в ряду ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие современного им общества.
1 Тема 2. Оценка инвестиционных проектов. 2 Оценка денежного потока, генерируемого в различные моменты времени: § 2.1. Потоки платежей. Ренты – однонаправленные.
Транксрипт:

Презентация по дисциплине «Управление инвестициями в человеческий капитал» Тема: «Эффективность инвестирования в человеческий капитал» Преподаватель кафедры финансового рынка и валютных отношений Тулупникова Юлия Вениаминовна Московская финансово-промышленная академия

Проблема эффективности инвестирования в ЧК Носит не только теоретический, но и практический характер При оценке эффективности ЧК выделяют следующие нормы отдачи от инвестирования в ЧК: 1. индивидуальную; 2. общественную.

Виды оценки эффективности ЧК Индивидуальная норма отдачи отражает результативность вложений в объем и качество ЧК для его носителя, общественная – для всего общества Общественная отдача в связи с расходами государства на ЧК - снижение уровня безработицы, рост зарплаты и налоговых поступлений, снижение преступности, формирование более благоприятный условий для подрастающего поколения Общественная норма отдачи позволяет обосновать необходимость создания общественных фондов, повышение государственных расходов

Основные закономерности: Общественная норма отдачи всегда ниже, чем индивидуальная Любая норма отдачи в начальное образование выше, чем в среднее и высшее Норма отдачи от инвестиций в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых

Модель инвестиций в ЧК – как человек принимает решение об образовании:

Основные предпосылки модели: люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный доход, полученный в течение жизни (полезность - потребление - доход); уровень заработка прямо зависит от образования; существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах; способности у всех одинаковы и позволяют учиться; уровень благосостояния позволяет всем учиться; не существует ограничений на рынке образовательных услуг.

Описание модели инвестиций в ЧК: - Есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S. - Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y A уже в году S, либо продолжить обучение в течение ( U - S ) лет. - Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), а также человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ). - Зато его доход Y B очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R.

Принцип принятия решения об образовании в модели инвестиций в ЧК: Максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек ( C + Z ) и выгоды от образования ( X ) Если приведенная (дисконтированная) к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.

Выводы из модели инвестиций в ЧК: Образование выгоднее для молодых людей, т. к. для них более продолжителен период ( R - U ), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше; Образование выгоднее, если больше разрыв между образованными и необразованными работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастут спрос на специалистов и их зарплата, то именно в этой сфере образование станет выгодным;

Выводы из модели инвестиций в ЧК (продолжение): К продолжительной учебе более склонны думающие о будущем люди, а не живущие сегодняшним днем; Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, а с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.

Эффективность инвестиций в ЧК Чем выше объем и качество ЧК, тем выше его продуктивность Оценка продуктивности ЧК – с помощью предельного продукта в денежном выражении При оценке эффективности инвестиций в ЧК используют тот же инструментарий, что и для оценки отдачи реальных инвестиций

Основные показатели оценки эффективности инвестиций в ЧК: Чистая приведенная стоимость (NPV) Внутренняя норма доходности (IRR) Норма отдачи, или рентабельности человеческого капитала (ROR) Период окупаемости (отдачи) инвестиций и другие

Чистая приведенная стоимость (NPV) Сумма всех дисконтированных денежных потоков (например, чистого прироста заработка в случае инвестиций в образование), генерируемых в процессе использования ЧК, в сравнении с инвестиционными затратами Ее величина должна быть положительность, и чем она выше, тем выше эффективность инвестирования в ЧК

Внутренняя норма доходности (IRR) Такая ставка дисконтирования, при которой величина NPV равна 0, т.е. суммарный доход равен издержкам Инвестирование выгодно, если IRR превышает рыночную ставку процента (ставку дисконтирования)

Как правило, на основании использования NPV и IRR делается ряд выводов: – Чем более продолжительным будет ожидаемый срок трудоспособной жизни, тем более вероятнее, что чистая приведённая стоимость вложений в ЧК будет положительной. Этим объясняется участие молодёжи в различных обучающих программах. – Чем меньше затраты (как прямые, так и косвенные), тем будет выше значение NPV. – Чем больше разница в оплате труда работников, получивших образование разного уровня, тем больше индивидуумов будет инвестировать в образование.

Оценка эффективности инвестирования в ЧК с позиции организации – Для расчета показателей NPV и IRR применительно к организации необходимо вместо Е 0 использовать I 0 (инвестиции в ЧК сотрудников), а вместо Еt – СFt (денежные поток, получаемый организацией за период t в результате инвестиций в ЧК) – Методика расчета при этом остается неизменной – Применяются и иные методы оценки эффективности инвестирования организации в ЧК сотрудников - например, оценивается экономическая эффективность обучения сотрудников как соотношение затрат и результатов – Результатом инвестирования в ЧК следует считать повышение производительности труда

Норма отдачи человеческого капитала (ROR) Отношение суммарного дисконтированного денежного потока к инвестиционным затратам Экономический смысл - какая часть инвестиционных затрат возмещается (возвращается) в виде зарплаты (денежного потока, прибыли) Чем выше показатель, тем лучше

Проблемы применения ROR Может оказаться завышенной, т.к. сложно вычленить в росте зарплаты элементы, которые не связаны с образованием Может быть некорректным, т.к. не учитывает многие неденежные составляющие

Оценка эффективности инвестирования в ЧК с позиции государства Задача государства - обеспечить достаточные вложения в общий ЧК, т.е. в общую подготовку как один из наиболее эффективных каналов содействия предпринимательству и поддержанию ситуации двусторонней монополии. Граница вложений в ЧК определяется не абсолютно, а относительно. Если вложения эффективнее, чем в другие факторы производства, их следует увеличивать, пока они по эффективности не сравняются с инвестициями в физический капитал, акции и т.д. Чем ниже отдача от инвестирования в основной капитал, тем шире границы необходимых вложений в ЧК. Границы вложений сопоставляются не с достигнутым уровнем, не с прошлыми вложениями, а с эффективностью прочих видов инвестирования.

Роль инвестирования в ЧК государства Вложения в ЧК - не вспомогательные, обслуживающие нужды производства, а имеющие тот же статус, что и прямые инвестиции в основные средства Государственная общая подготовка не должна в точности приближаться к нуждам конкретных компаний - они сами должны осуществлять инвестирование в специальный ЧК, непрерывно воспроизводя ситуацию двусторонней монополии В процессе такого воспроизводства происходит узкая специализация, передача навыков, умений, повышение квалификации, продвижение по службе Воспроизводятся факторы, не только увеличивающие ЧК, но и закрепляющие работника в коллективе конкретной фирмы

Два типичных случая инвестиций государства в ЧК: Государство инвестирует в подготовку специалистов, востребованных обществом, но не рынком (работники соцслужб, экологи и др.) - характерно для большинства стран Государство инвестирует в подготовку специалистов, востребованных рынком или которые, согласно прогнозным оценкам, будут им востребованы, но на данный момент у населения и компаний нет средств для финансирования такого обучения

Эффект от подобных вложений: снижение уровня безработицы; рост заработной платы, возрастание налоговых поступлений; снижение преступности; благоприятные и комфортные условия для подрастающего поколения и, соответственно, более высокого качества человеческого капитала. увеличивать инвестиции в ЧК государство должно тогда, когда общественная норма отдачи превышает индивидуальную М. Блауг сделал вывод что; также выступил с идеей введения образовательных ваучеров для малообеспеченных семей.

Недостатки оценки эффективности инвестирования в ЧК, ведущие к искажению полученной информации: отсутствие сравнимой статистики по объемам обучения; не учитывается качественная составляющая обучения; не учитываются нематериальные факторы, которые имеют огромную роль (удовлетворение работой, безопасность рабочего места, неденежные выгоды для индивида в целом); неоднородность затрат на формирование и совершенствование ЧК в различные периоды, что влияет на его качество и отдачу, а в самой теории исходят из гомогенности этих затрат; рассмотрение всех затрат на образование в качестве инвестиций; отсутствие учета роста зарплаты за счет факторов иных, нежели образование; значение показателей оценки эффективности инвестиций в ЧК завышено и в том случае, когда не учитываются повышенные природные способности человека, которые позволяют ему лучше, рациональнее и рентабельнее ориентироваться на рынке труда.