. Межсекторное социальное партнерство в России: механизмы и лучшие практики Выступление на Семинаре-конференции «Государственная политика в области поддержки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России Москва, 13.
Advertisements

Региональная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2011 год»
Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Красноярск, 7 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Реализация программы «Дорога к дому» в г.Череповце и регионах присутствия бизнеса ОАО «Северсталь» Марина ПЕЧНИКОВА, директор Благотворительного фонда.
О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям А.Е. Шадрин - директор Департамента стратегического (управления) программ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Формы межсекторного партнерства в реализации социально-значимых проектов Республики Татарстан Леонтьева Татьяна Ивановна – Член Общественной Палаты Республики.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Развитие диалоговых площадок органов государственной власти и общественности в субъектах Российской Федерации: проблемы, перспективы. Исаева Елена, член.
Фонды целевого капитала: состояние рынка Киев, 23 февраля 2012.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
Корпоративная Программа «Северстали» «Дорога к дому»
III Съезд некоммерческих организаций России Государственная политика в области развития институтов гражданского общества Москва, 30 октября 2012 Развитие.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Шадрин Артем Евгеньевич, директор Департамента инновационного развития Москва, 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Семинар для социально ориентированных некоммерческих организаций Москва, 13 марта 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конкурсный.
Эффективные модели и механизмы развития благотворительных проектов и программ в России. Цирульников Борис Альбертович, исполнительный директор «Общественного.
Инициативная идея Детской общественной организации Курганской области « Открытый мир » ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ФОНДА МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА.
Транксрипт:

. Межсекторное социальное партнерство в России: механизмы и лучшие практики Выступление на Семинаре-конференции «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных НКО» 24 сентября 2012 года В.Н.Якимец, д.с.н., к.т.н. главный научный сотрудник ИСА РАН профессор МФТИ РАНХиГС, Москва, пр. Вернадского, 82, корпус 2

Что такое МСП? МСП – это конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, «выгодное» населению территории и каждой из сторон, обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов 2

В.Н.Якимец_ 3 ГЧП, СИ Общественно- государственное партнерство Общественно-частное партнерство (+СИ) МСП 3

Недавние нормативно-правовые акты по МСП Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ (расп.Прав-ва РФ от г р) ФЗ от г. 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки СО НКО» ФЗ от г. 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» (освобождение от НДС ряда услуг – за больными, инвалидами, престарелыми и др.; освобождение от НДФЛ (благотворительной помощи; оплаты расходов на лечение; выплат, производимых добровольцам; социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований: СО НКО; на ЦК НКО) ФЗ от 3 декабря 2011 г. 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (снижение на гг тарифов страховых взносов с 34 до 20% для применяющих упрощенную систему налогообложения: СО НКО и БО) Всего по данным НП «ЮГО» в 83 субъектах РФ более 1000 НПА 4

типов механизмов МСП: суть 1. Конкурсные механизмы - взаимодействие через конкурс 2. Социально-технологические механизмы - во основе взаимодействия социальная технология (ноу-хау), выгодно отличающаяся по эффективности использования средств и качеству результатов 3. Организационно-структурные механизмы - когда власть (вместе с ННКО) образует организационную структуру (юр.лицо), которой делегируется часть функций по решению социально-значимых задач через вовлечение граждан при финансовой поддержке со стороны власти 4. Переговорные механизмы - на основе правил сотрудничества при решении различных задач (без организации конкурсов, создания оргструктур или опоры на какие-либо новые технологии). 5. Комплексные или комбинированные механизмы - системы взаимодействия, обладающие чертами, как минимум двух из названных выше типов © В.Якимец,

О социально-технологических механизмах МСП Списки кейсов даны в книге «Лучшие практики социально ориентированных НКО», изданной АСИ в 2011 г. Все кейсы типологизированы в 8 групп: 1.Развитие местных сообществ 2.Улучшение качества жизни взрослых 3.Социальная поддержка детей 4.Вовлечение в добровольчество и волонтерство 5.Продвижение идей здорового образа жизни 6.Популяризация культуры и образование 7.Охрана окружающей среды и защита животных 8.Становление социального предпринимательства 7

Общественные советы и иные процедурные механизмы –Обществ.советы при представительных органах власти –Обществ.советы при исполнительных органах власти –Обществ.советы при территориальных антимонополь- ных органах и пр. –Специальные процедурные механизмы МСП: Гражданский форум Участие граждан в рабочих группах по подготовке проектов решений органов государственной власти Публичные слушания Гражданская законодательная инициатива Гражданское лоббирование Гражданская экспертиза Гражданская оценка публичных обязательств

Фонд местного сообщества (community foundation) 1.Грантодающий фонд 2. Деятельность ФМС территориально ограничена 3. Прозрачность и открытость деятельности и отчетности 4. Коллегиальные органы управления 5. Конкурсная система финансирования проектов 6. Основа финансирования ФМС - процент с неприкосновенного капитала, инвестированного на фондовом рынке и пополняемого за счет привлечения средств местного сообщества в единый пул В мире работает более 1500 ФМС (1000 в США), ООН назвала ФМС – самой эффективной формой 9 – некоммерческая благотворительная организация, создаваемая для повышения эффективности решения общественно значимых проблем территории (города, района, микрорайона) посредством развития партнерских отношений между НКО, бизнесом и органами власти

Механизмы ФМС на примере Тольяттинского фонда - конкурсы грантов для местных НКО; - молодежные банки; - стипендиальные программы; - именные фонды; - фамильные фонды и программы; - программы поддержки детей «Мой День Рождения» и пр. 10

Примеры ИФ Тольяттинского ФМС ИФ КБ «ЮНИТБАНКА» «Тольятти - территория жизни» создан с целью финансовой поддержки некоммерческих проектов, формирующих среду общения молодежи, свободную от наркотиков, алкоголя, способствующую успешной социальной адаптации молодежи. ИФ ЗАО «ФИА – БАНК» «Молодежь – архитектор будущего Тольятти». Средства из этого ИФ направляются на общий конкурс проектов ФМС, на благотворительные программы «Мой День Рождения!», «Во имя жизни», на стипендиальную программу, на целевое финансирование. Профинансированы десятки проектов. Кроме названных созданы и действуют еще 10 ИФ: ИФ ОАО Банк АВБ, ИФ ЗАО КБ «ЛАДА-КРЕДИТ», ИФ ТПП г.Тольятти, ИФ ОАО «АВТОВАЗ», ИФ ОАО Куйбышевазот», ИФ АО СБ РФ, ИФ ООО «Рынок –Агро», ИФ ЗАО ЛК «Проект роста», ИФ ОАО «СМАРТС», ИФ ЗАО Тольятти – стройзаказчик». 11

Фамильные Фонды Тольяттинского ФМС Первый - ФФ Людмилы Леонидовны Кутыржиной – стипендии для студентов – сирот и из малообеспеченных семей ФФ Ирины Кочура (с 2006 г., поддержка детей - инвалидов с целью их социальной адаптации); - ФФ Владимира Каданникова (с 2006 г., стипендии для студентов автомобилестроительных факультетов); - ФФ Надежды Мачневой (с 2006 г., стипендия для студентов и учащихся.); - ФФ Виталия Гройсмана ( с 2007 г., стипендии для студентов-спортсменов); -ФФ Александра Курылина (с 2007 г., реализация программы «Дворовый спорт» - массовые виды спорта на дворовых площадках); - ФФ Веры Прокопенко (с 2007 г., конкурс среди детей-сирот и детей-инвалидов на ежемесячную стипендию (1000 руб.) на весь период обучения в ВУЗе); - ФФ Елены Казымовой (с 2007 г., развитие библиотек города); - ФФ Владимира Гусева (с 2009 г., стипендиальная программа); -ФФ Василия Прокопенко (с 2009 г., стипендиальная программа); - ФФ Анатолия Волошина (с 2009 г., поддержка соц-значимых проектов); - ФФ Виталия Климашевского (с 2009 г., поддержка соц.-значимых проектов); - ФФ семьи Кудашевых ( с 2010 г., поддержка социально значимых проектов); 12

Партнерство ФМС 1. Город.благотворительный фонд "Фонд Тольятти" 2. Пензенский регион.общ.благотворительный фонд "Гражданский союз" 3. Город.благотворительный фонд "Дорога к дому", г. Жигулевск Самарская область 4. Регион.благотворительный фонд "Саратовская губерния" 5. Благотворительный фонд развития Тюмени 6. Благотворительный фонд развития г. Калуги 7. Некоммерческий фонд "Общественный фонд Обнинска" 8. Некоммерческий благотворительный фонд "Орден добра", г. Чайковский Пермская область 9. Город.благотворительный фонд "Первоуральск - XXI век", Свердловская 10.Город.благотворительный фонд "Развитие", г. Рубцовск Алтайский край … 30 13

Целевой капитал НКО (статья ФЗ, от ): «Целевой капитал НКО - часть имущества НКО, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим ФЗ, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана НКО в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных НКО, в порядке, установленном настоящим ФЗ». «Целевой капитал НКО - часть имущества НКО, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим ФЗ, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана НКО в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных НКО, в порядке, установленном настоящим ФЗ». Инвестирование средств в финансовые инструменты Доходы от ЦК позволяют обеспечить устойчивое финансирование НКО 14

Крупнейшие публичные фонды целевых капиталов России 15 Название Размер (млн руб.) Дата создания 1 Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО Фонд управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» Фонд целевого капитала РЭШ Европейский университет в Санкт- Петербурге Фонд формирования целевого капитала «Фонд развития социально-экономических наук и образования» Фонд управления целевым капиталом ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

Целевые капиталы по сферам поддержки Рост числа: 2007 – 13 ЦК; 2011 – 76 ЦК (по данным программы ЦК Форума доноров) 16

17 Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» – первый фонд, цель которого - развитие социального предпринимательства в России. (см. портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Модель СП Фонда «Наше будущее» Модель СП Фонда «Наше будущее» – это комплексный механизм МСП, вобравший в себя: 1.конкурентные и соревновательные процессы (2 – туровый конкурс социально- «заточенных» и экономически прибыльных бизнес-идей) 2.поддержка (грант и/или кредит) в развитии и продвижении перспективных социальных технологий 3.выращивание необходимых и эффективных институтов (МСП, финансирование местного сообщества, …) 4.развитие и поддержка коммуникаций между бизнесом, властью и обществом (целевая поддержка гражданских инициатив и социальных инноваций)

18 Статистика проведения Конкурсов за 5 лет ( ) Получены и оценены 697 заявок Поддержаны 59 проектов (каждый 11-ый) Общий объем финансирования составил рублей С 2012 года конкурс на все 83 субъекта РФ

Реализованные проекты социального предпринимательства Фабрика-музей-театр «Пастильная фабрика» (Н.Никитина) в Коломне Туристическая компания в СПб для обслуживания инвалидов в колясках Центры развития детей (для кратковременного пребывания дошкольников), в Череповце - ООО Детский центр «Антошка», Финагина Т.А.; НОУ «Учебный центр «Дети Индиго», Артемова Е.А.; ООО «Центр детского развития «Умка», Фомин О.В. и др. Школа Фермеров (ИП В.В.Горелов, Пермь) - подготовка сельских предпринимателей из числа выпускников детских домов Перми. Для них - возможность зарабатывать средства, овладевать профессией, чувствовать себя социально защищенными Сеть досугово-спортивных центров «Беби-лайф» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проект «Веселый войлок» (Рыбинск) - творческая мастерская по изготовлению дизайнерских игрушек-сувениров и бижутерии из войлока, 15 женщин из малообеспеченных семей Фирма «Доспехи» (А.Налогин, Москва) - благодаря созданной технологии изготовления спец.индивидуальных корсетов, лежачий инвалид возвращается в мир «ходячих» людей 19

Программа «Дорога к дому» (ЧЕРЕПОВЕЦ) – пример трехстороннего партнерства Работа строится через поддержку проектов, связанных с решением проблем, приводящих к безнадзорности и социальному сиротству. Отбор проектов осуществляется в ходе проведения ежегодного конкурса социальных проектов, проводимого специально созданным Благотворительным фондом «Дорога к дому». В 2009 г. консолидированный бюджет программы «Дорога к Дому» в Вологодской области составил свыше 216 млн руб: 25,3 млн руб. – средства ОАО «Северсталь»; 23,3 млн руб. – средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 168,2 млн руб. – средства Правительства Вологодской области. В 2011 г. на реализацию программы израсходовано 40,2 млн руб.: рублей от ОАО «Северсталь»; рублей от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва); рублей от ООО «СВЕЗА-Лес». - В.Якимец20

Итоги за 2007–2011 гг.: Предотвращено 89 отказов от детей; Работа Школы приемных родителей: в семьи взяты 105 детей- сирот, ни один ребенок не был возвращен обратно в госучреждение; С 2010 г клиента (несовершеннолетние, родители) преодолели социальную беспомощность, повысили компетентность в социально-психологических вопросах; В 1108 семьях соц.-значимые изменения (выход из соц.изоляции); 1907 семей гармонизировали внутрисемейные отношения; Оказана экстренная социально-психологическая помощь специалистами Психологической службы 3074 горожанам, через Телефон горячей линии «Детство» череповчанам; За гг. устранена угроза жизни и здоровью 2468 несовершеннолетним с помощью социальной скорой помощи; За гг. удовлетворено 1363 запроса, связанных с нарушением прав несовершеннолетних через Общественную приемную по правам ребенка. - В.Якимец21

Механизмы Программы «Дорога к дому» Родительская академия - для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей, здесь они осознают как надо строить ответственные и доверительные отношения в семье. Социально – развивающий курс для подростков от 11 до 17 лет «СоРоКа» - способствует их соц.адаптации, ответственности, развитию личностных ресурсов, приобретению нового опыта. Биржа труда для юношей и девушек от 16 до 18 лет, желающих найти постоянное место работы. Школа воспитания здорового ребенка - на базе детских поликлиник, помогает юным родителям упреждать проблемы, связанные со здоровьем детей. Социальная скорая помощь - для помощи детям при возникновении угрозы их жизни и здоровью, работает с семьями, где родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют алкоголем и жестоко обращаются с детьми. Проект «Вместе с мамой» (в каждой женской консультации) - профилактика ранних отказов от новорожденных, оказание социально-психологической поддержки беременным женщинам и их семьям, находящимся в кризисной, тяжелой жизненной ситуации. Школа приемных родителей помогает тем, кто хочет усыновить ребенка, оформить над ним опеку, создать приемную семью. Помогают подготовиться к этому приему. - В.Якимец

Механизмы МСП для АЯ-рейтинга субъектов РФ 1. Фонды местных сообществ 2. Социальный заказ 3. Гранты и субсидии 4. Налоговые льготы НКО и донорам 5. Общественные палаты 6. Публичные слушания 7. Общественная экспертиза 8. Институты по правам человека и по правам ребенка 9. Молодежный парламент 10. Общественные советы при ОЗВ и ОИВ 11. Механизмы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 12. Регулирование благотворительной деятельности 23

24 АЯ-рейтинг с весами, 2009 АЯ-рейтинг с весами,

25 МСП-рейтинг 2011 региональные веса федеральные веса

26 Выводы Эффект АЯ-рейтинга: В 2011 г. по сравнению с 2009 г. возросло число субъектов РФ, принявших НПА по применению механизмов МСП. В большинстве субъектов РФ создана норм.-правовая база для механизмов МСП. Новые задачи по оценкам МСП-рейтинга: ранжировка субъектов РФ по продвижению механизмов МСП с учетом наличия региональных НПА и с учетом оценки «качества» применения этих механизмов требует совершенствования процедур. Обоснование планов развития МСП: Наличие АЯ- рейтинга и МСП-рейтинга позволяет субъектам РФ вырабатывать обоснованные рекомендации как по доработке механизмов и соответствующих НПА, так и по развитию благоприятных условий и правил их применения, приемлемых для НКО и органов власти.

Литература 1. Социальное партнерство и развитие институтов граждан- ского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практика межсекторного взаимодействия/ Сб.статей под ред.А.Шадрина гг. 2. Оценка состояния и развития гражданского общества России: проблемы, инструменты и региональная специфика/ Сб.статей под ред. В.Якимца – М.: КРАСАНД, Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / Под ред. А.Акрамовской - М.: ЗАО «Гриф и К», Отчет об исследовании российских фондов местных сообществ, М. Форум доноров, Якимец В.Н.Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. Едиториал УРСС, М., 2004, 384 с. 27