Решение логических задач. Способы решения Решение логических задач методом рассуждений (задача 1).задача 1 Решение логических задач средствами алгебры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Три свидетеля дали показания, что преступники скрылись с места преступления а) на белой Волге; б) на красных Жигулях; в) не на белом Москвиче. Каждый.
Advertisements

Методы решения логических задач с помощью элементов логики
Решение логических задач Таблицами истинности. «Логическая перестрелка»
Решение логических задач (Законы математической логики) Выполнила: Н.Н.Севрюкова, учитель информатики с.Богучаны, красноярского края.
Алгебра высказываний Решение Решение логических логических задач.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ X1X1 X2X2 X3X3 F2F © Учитель информатики Краснополянской школы 1 Домнин К.М год.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 1 & 1 = 0 v 1 = 1 & 0 = 1 v 0 v 1 = (1 v 1) & 0 = 1 v 1 & 0 = Упростить:
Решение логических задач. 1 & 1 = 0 v 1 = 1 & 0 = 1 v 0 v 1 = (1 v 1) & 0 = 1 v 1 & 0 = Вычислите:
Решение логических содержательных задач различными способами.
Подготовка к ЕГЭ. Основы Логики Выполнила: Гусева Л. А. учитель МОУ «СОШ 17»
Решение текстовых логических задач 10 класс. Методы решения Алгебраический –Перевести текст задачи на язык формул (формализовать) –Упростить логическое.
ГБПОУ «МСС УОР 2» Москомспорта Преподаватель информатики Володина М.В г.
Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Диденко В.В.
Алгебра высказываний Решение Решение логических логических задач Автор: Сергеев Евгений Викторович МОУ СОШ 4 г. Миньяра Челябинской области
Решение логических задач с помощью таблиц истинности. Задача 2. Четыре подруги Маша, Полина, Ольга и Наташа - участвовали в соревнованиях по бегу и заняли.
Логика. ЕГЭ.. 1. Для какого имени истинно высказывание: не (первая буква имени гласная четвертая буква имени согласная) 1)ЕЛЕНА2) ВАДИМ3) АНТОН4) ФЕДОР.
Тематический блок Основы логики. Кодификатор Количество заданий – 5. Максимальное количество баллов – 5 (12,5 %).
Суть метода Научимся выращивать логические деревья напростых примерах. ращивание любого дерева начинается с рассмотрения исходной формулы. Логической.
РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 10 м. КАК РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ? Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее.
Решение логических задач Решение логических задач Внимательно изучить условие. Выделить простые высказывания и обозначить их латинскими буквами.
Транксрипт:

Решение логических задач

Способы решения Решение логических задач методом рассуждений (задача 1).задача 1 Решение логических задач средствами алгебры логики (задача 2, задача 4).задача 2задача 4 Решение логической задачи с помощью графов (задача 1).задача 1 Решение логической задачи в Excel. Графический способ решения логической задачи (построение графического дерева) (задача 3).задача 3 Алгоритм решения логической задачи (задача 3).задача 3 Табличный способ (таблица истинности). Решение логической задачи на языке Паскаль.

Задача 1 (метод рассуждений, с помощью графа)метод рассужденийс помощью графа При составлении расписания на понедельник в IX классе преподаватели высказали просьбу завучу. 1. Учитель математики: «Желаю иметь первый или второй урок». 2. Учитель истории: «Желаю иметь первый или третий урок». 3. Учитель литературы: «Желаю иметь второй или третий урок». Какое расписание будет составлено, если по каждому предмету может быть только один урок?

Задача 1. Решение логической задачи методом рассуждений Пусть в просьбе математика первое высказывание истинно, а второе – ложно. «Желаю иметь первый или второй урок». 10 Т.е. первым будет урок математики. Тогда в просьбе учителя истории первое высказывание ложно, а второе истинно, т.е. третьим будет урок истории. «Желаю иметь первый или третий урок». 01 Значит, в пожелании учителя литературы окажется истинной первая часть, т.е. урок литературы будет вторым. «Желаю иметь второй или третий урок». 10 Итак: I урок – математика, II урок – литература, III урок – история.

Предположим, что в высказывании учителя математики первое высказывание ложно, а второе истинно. «Желаю иметь первый или второй урок». 01 Т.е. вторым будет урок математики. Тогда в просьбе учителя литературы первое высказывание ложно, а второе истинно, т.е. третьим будет урок литературы. «Желаю иметь второй или третий урок». 0 1 А в пожелании учителя истории окажется истинной первая часть, т.е. урок истории будет первым. «Желаю иметь первый или третий урок». 10 Итак: I урок - история II урок - математика III урок – литература.

Задача 1. Решение с помощью графов Вершины графа – обозначения уроков и их порядковые номера в расписании. Рёбра графа – высказывания преподавателей: просьба учителя математики – красные линии (М1 и М2); просьба учителя истории – зелёные линии – (И1 и И3); просьба учителя литературы – синие линии (Л2 и Л3). МИЛ 123

Задача 2. Решение средствами алгебры логики Три грибника, рассматривая найденный гриб, высказали свои предположения. Первый грибник сказал: «Не верно, что если это не опёнок, то этот гриб съедобный». Второй грибник сказал: «Не верно, что этот гриб или ядовитый, или опёнок, или не сыроежка». А третий добавил: «Это гриб не ядовитый, и я отрицаю, что если это сыроежка, то она съедобна». В итоге оказалось, что все три грибника были правы, и их суждения истинны. Какой гриб нашли грибники?

Обозначим:А – «Гриб опёнок», В – «Гриб сыроежка», С – «Гриб съедобный», D – «Гриб ядовитый». Тогда высказывание I грибника («Не верно, что если это не опёнок, то этот гриб съедобный») запишем как: Высказывание II грибника («Не верно, что этот гриб или ядовитый, или опёнок, или не сыроежка») запишем в виде: Высказывание третьего грибника: («Это гриб не ядовитый, и я отрицаю, что если это сыроежка, то она съедобна») запишем в виде: Т.к. высказывания всех грибников истинны, то итоговая функция равна их конъюнкции: F= = Функция F принимает единичное значение только при одном наборе значений аргументов, в котором А=0, В=1, С=0, D =0, т.е. найденный гриб – сыроежка.

Задача 3. Алгоритм решения логической задачи В спортивных соревнованиях участвуют Алла, Валя, Таня и Даша. Болельщики высказали предположения о возможных победителях. 1-й болельщик: «Первой будет Таня, Валя будет второй». 2-й болельщик: «Второй будет Таня, Даша – третьей». 3-й болельщик: «Алла будет второй, Даша – четвёртой». По окончании соревнований оказалось, что в каждом предположении только одно высказывание истинно, другое же ложно. Какое место на соревнованиях заняла каждая из девочек, если все они оказались на разных местах? Построение графического дерева

Введём обозначения: T1 – «Таня будет первой»; W2 – «Валя будет второй»; T2 – «Таня будет второй»; D3 – «Даша будет третьей»; A2 – «Алла будет второй»; D4 – «Даша будет четвёртой». Каждое простое высказывание может принимать только одно из двух значений: истина (1) или ложь (0), поэтому в алгоритме будут использованы вложенные циклы с параметром (изменение параметра от 0 до 1).

Следователь допросил трёх лиц- А, В и С, подозреваемых в совершении преступления. На допросе А сказал, что показания В неверны. В сказал, что показания С неверны. С сказал, что и А говорит неправду, и В говорит неправду. Может ли следователь на основании этих показаний установить, кто из допрошенных говорит неправду? За писав высказывания с помощью алгебры логики получим систему уравнений: Перемножив уравнения получим результат:. Следовательно, правду сказал подозреваемый В. Задача 4. Решение средствами алгебры логики)

Графический способ решения логических задач заключается в вычерчивании «дерева логических условий». «Дерево» выражает в виде простого чертежа логическую взаимосвязь между данными высказываниями. Каждому простому высказыванию на дереве соответствует одна ветвь. ДизъюнкцияКонъюнкция Задача 4. Построение графического дерева

Ветвь1:,т.к. и. Ветвь 2:, т.к.. Ветвь 3:. Ветвь 4:, т.к.. Ветвь 5:, т.к. и. Ветвь 6:, т.к.. Ветвь 7:, т.к.. Ветвь 8:, т.к.. Ответ: Таня - I, Алла – II, Даша – III, Валя – IV.

Логические задачи Мальчики играли в баскетбол, и один из них случайно разбил мячом окно. На вопрос: «Кто это сделал?» – ребята ответили так: Ваня сказал: «Это или Паша, или Денис». Паша сказал: «Это сделал не я и не Вова». Митя сказал: «По-моему, один из них говорит правду, а другой – нет». А Вова сказал: Митя, ты ошибаешься». А одна бабушка сидела во дворе на лавочке и всё видела. Она сказала, что только один мальчик сказал неправду. Кто же всё таки разбил окно? Пять членов семьи Петровых - Иван Петрович, Пётр Иванович, Пётр Сергеевич, Сергей Петрович И Сергей Сергеевич – создали рок-группу. Один из них – гитарист, отец гитариста – трубач, брат гитариста – пианист, а дети гитариста – ударники. Кто на каком инструменте играет? Трое друзей спорили, как распределятся места среди трёх команд школьного первенства. - Первым будет «Рассвет», а «Комета» займёт последнее место – сказал Семён. - Первым будет «Комета», а «Спутник» будет третьим – сказал Василий. - Первым будет кто угодно, но только не «Рассвет» – заключил Андрей. После завершения соревнований оказалось, что предположения двоих ребят оправдались, а тритий был неправ. Как распределились места в первенстве? В ответе укажите последовательно первые буквы названия команд, занявших первое, второе и третье места.

Литература: Ж-л «Информатика в школе» 6, 2005 г.; Ж-л «Информатика. Первое сентября» 24, 2010 г.; «Тематические тестовые задания ЕГЭ по информатике», изд-во «Экзамен», М., 2012 г.