Высшее образование в РК: время прозрачности Каирленов М.А., к.э.н. Алматы, 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАНЖИРОВАНИЯ ВУЗОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА В 2014 ГОДУ Б.М.ИСКАКОВ, ПРОФЕССОР КАЗНТУ.
Advertisements

1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
Кафедра «Финансы и кредит » Представляет. 1. Налоги и налогообложение.
Председетель правления Страховой компании «БРОКБИЗНЕС», доктор философии по экономике Вадим ЗАГРЕБНОЙ Ялта сентября 2010р. О ГЛАВНЫХ АКТИВАХ СТРАХОВОЙ.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
2 Под центром коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) понимается научно-организационная структура, обладающая сложным высокоточным научным.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
Об обеспечении качества учебного процесса в университете Проректор по учебной работе Кречетов А.А. Заседание ученого совета КузГТУ,
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Анастасия Климович 12 ноября 2011г. SYMPA RESEARCH.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Опыт и перспективы совместных учебных проектов вузов и ИТ-компаний.
Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт (технический университет) ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ БУДУЩЕГО Первый.
MegaCampus Современный образовательный портал, который позволяет получить качественное образование по доступной цене из любой точки мира! MegaCampus отвечает.
«Роль университетов в кадровом обеспечении реального сектора экономики в условиях меняющихся требований рынка труда» Г.В. Майер, Г.В. Можаева Томск 2009.
Management Institute Данченок Лариса Александровна, Директор Института менеджмента МЭСИ Доктор экономических наук, профессор Юрьева Татьяна Владимировна,
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
О функционировании системы менеджмента качества на отделении ТСХП.
«Как решить проблему дефицита специалистов по подготовке международной отчетности?» Борис Аксёнов Бухгалтерская служба ОАО «РЖД»
Транксрипт:

Высшее образование в РК: время прозрачности Каирленов М.А., к.э.н. Алматы, 2011 г.

Высшее образование РК: системный взгляд Объем доходов ВУЗов РК от основной деятельности вырос за гг. на 88%; Основным фактором стало повышение стоимости образования, с учетом сокращения количества студентов за этот же период на 20%, повышение цен оценивается на 138% или 2,4 раза; Наблюдается сильная положительная корреляция между сокращением количества студентов в ВУЗах и уровнем молодежной безработицы в РК – 96%! «… большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». (Источник: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы);

Высшее образование РК: системный взгляд Крупнейшим потребителем в отрасли, несмотря на усиление роли государства, остается Население. За рассматриваемый доля населения снизилась с 58% до 51%, доля государственного бюджета выросла с 38% до 44%, а Предприятий-работодателей с 4% до 5%; Ключевая проблема высшего образования в РК – низкое качество знаний студентов и не связанность с потребностями экономики; Это грозит ситуацией в арабских странах – большое количество «как бы образованного» безработного молодого населения; В основе всего этого лежат сложившиеся «правила игры» на рынке образования. В частности, у основных «decision makers» на данном рынке (Населения) отсутствует необходимая и достаточная информация для принятия адекватного решения по выбору ВУЗа; С другой стороны, акционеры и топ-менеджмент ВУЗов, как основные получатели прибыли от оплаты студентов, не особо заинтересованы в повышении качества образования, поскольку конкуренция на таком не прозрачном рынке сводится к рекламным компаниям в СМИ и профориентационной работе преподавателей ВУЗов в школах; Имеющийся на сегодня академический рейтинг ВУЗов на основе Берлинских принципов не информативен для населения и ориентирован на устоявшиеся в прозрачной рыночной среде системы вузовского образования;

Наименование критериев и показателей (в сокращенном виде)Вес,% 1 Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей Число студентов – призеров (награжденных дипломами первой, второй и третьей степени) республиканских и международных олимпиад и научных соревнований, республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований, отнесенных к общему числу студентов по данной специальности; и 1.3Остепененность кафедр;15 2 Достаточность ресурсов Объем расходов вуза за 2010 год, деленный на общее число обучающихся в вузе по состоянию на 31 декабря 2010 года; 20 3 Международное сотрудничество – 3.4Обмен студентами и преподавателями с зарубежными ВУЗами;20 4 Конкурентоспособность выпускников Доля выпускников вуза 2010 года по данной специальности, трудоустроенных по специальности; 20 5 Проведение передовых научных исследований20 5.1Научные статьи, опубликованные в 2008, 2009 и 2010 годах, в журналах с импакт-фактором не ниже 0.25, преподавателями и научными сотрудниками, работающими на штатной должности на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности; 20 Методика академического ранжирования ВУЗов МОН РК (НАЦ г.) Источник:

Высшее образование: пути решения Пути решения: 1)Усовершенствовать методику рейтингов; 2)Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО; 1) Совершенствование методики рейтинговой оценки ВУЗов с точки зрения приоритетов. А) Для чего мы отправляем детей в ВУЗы? Что бы они были способны найти высокооплачиваемую работу и были способны успешно ее выполнять. Соответственно, необходимо повышение удельного веса показателя конкурентоспособности выпускников до уровня 50%. Рассчитывать данный показатель как удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа на основе данных ГЦВП по пенсионным отчислениям и данных МОН РК по продолжившим образование; МОН РК публикует обобщенные данные по каждому ВУЗу и в разрезе обучаемых специальностей и форм обучения (очная/заочная, вечерняя, дистанционная). В свою очередь, родители и абитуриенты смогут получить уже более объективную оценку качества образования в различных ВУЗах и востребованных экономикой специальностей. Логично дополнить информацию по уровню трудоустройства еще и отношением средней зарплаты выпускника к средней по стране/региону/отрасли. В свою очередь, информация о трудоустроившихся/продолживших образование позволит руководству ВУЗов и МОН РК более оперативно и адекватно корректировать учебные планы, по содержаниям курсов, обучаемым специальностям и т.д.

Высшее образование: пути решения Б) Вторым по значимости показателем представляется необходимость повышения уровня современных знаний преподавателей ВУЗов. В условиях недостатка качественной учебно-методической литературы, закрытости корпоративного сектора, низкого уровня оплаты труда, что определяет их перегруженность и не оставляет времени на повышение квалификации, преподаватели находятся, по сути, в информационном вакууме и как следствие, преподают студентам нередко весьма общие «вещи». Выведение показателя «Проведение передовых научных исследований» на второй по значимости в рейтинге (25%), будет стимулировать: ВУЗы направлять дополнительные ресурсы на работу в данном направлении, и преподавателей изучать современные проблемы своих отраслей. В) Третьим по значимости показателем представляется уровень «Обеспеченности ресурсами» (расходы на 1 студента на основе аудированной отчетности) - 15%; Г) удельный вес показателей – Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей и Международное сотрудничество по 5%.

Высшее образование: пути решения Наименование критериев и показателейВес,% 1 Конкурентоспособность выпускников удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа на основе данных ГЦВП по пенсионным отчислениям и данных МОН РК по продолжившим образование 50 2 Проведение передовых научных исследований Научные статьи, опубликованные за последние три года, в журналах с импакт- фактором не ниже 0.25, преподавателями и научными сотрудниками, работающими на штатной должности на кафедре, выпускающей по данной специальности 25 3 Достаточность ресурсов Объем расходов вуза за 2010 год, деленный на общее число обучающихся в вузе по состоянию на 31 декабря 2010 года 15 4 Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей 5 5 Международное сотрудничество5

Высшее образование: пути решения 2) Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО; Если рассмотреть ВУЗы с точки зрения корпоративного управления, то они во многом схожи с банками. С одной стороны, есть ответственность топ- менеджмента перед акционерами, с другой, еще большая ответственность перед клиентами. В банках это депозиторы, в ВУЗах это студенты и их родители. В обоих случаях масштабы угрозы нанесения ущерба обществу и государству очень велики. Отличие лишь в том, что в банках ущерб проявляется четче и раньше, в ВУЗах он менее очевиден и растянут во времени; В этой связи, очевидны особые требования к прозрачности данных видов бизнеса. Системной мерой повышения прозрачности выступает публикация ВУЗами аудированной финансовой отчетности по МСФО. При этом в обязательном порядке должна раскрываться информация о зарплатах и бонусах топ- менеджмента ВУЗа, расходы на ремонты зданий и др.; Данная мера должна продемонстрировать реальный уровень рентабельности данного бизнеса, для привлечения инвестиций в сектор. Кроме того, продемонстрировать уровень инвестиций текущих акционеров в университет (в т.ч. в преподавателей) как показатель их стремления повысить качество образования.; Для того, чтобы расходы на аудит не превышали разумных размеров, логично согласовать с НБ РК и/или Палатой аудиторов РК список аудиторских компаний (порядка 30), аудит от которых будет признаваться МОН РК.