ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА, ДИСКУССИИ (ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ)
Учебный диалог беседаспордиспутдискуссия
Факторы, тормозящие диалог на уроке: 1. Категоричность учителя, обилие дисциплинарных замечаний. 2. Отсутствие эмоциональных поглаживаний (т.н.психологических "плюсов") по отношению к ребенку. 3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем, то есть слушателем эмпатическим.
Пассивное слушание: жестовые и междометные поддакивания (зрительный контакт, кивки головой, слова: "Угу", "Так", "Хорошо", "Продолжай" и т.д.). Активное слушание: трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного), резюмирование (обобщение сказанного).
Технология организации предметного диалога (по Е.Л. Мельниковой): побуждающий диалог; подводящий диалог.
Побуждающий диалог Приёмы: стимулирующие, проблемные, открытые вопросы; рефлексивные задачи; провокации, "ловушки", странности, противоречия; ситуации риска, скачка к неизвестному, интеллектуального разрыва.
Этапы побуждающего диалога 1-й этап – создание "ситуации успеха". 2-й этап – возникновение ситуации "интеллектуального разрыва". 3-й этап – фиксация "разрыва" в графико-знаковой форме и формулировка учебной задачи в словесной форме.
Формы подводящего диалога Анализирующее коллективное наблюдение Фронтальная (общеклассная) дискуссия
ДИСКУССИЯ Урочная Внеурочная Подготовительная (4 этапа) Неподготовительная (5этапов) Подготовительная (4 этапа) ПОДГОТОВЛЕННАЯ (3 этапа) НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ (3этапа) 1 этап ЗАПУСК «Подумай и запиши» «Вот как мы думаем» 2 этап РАЗВЁРТЫВАНИЕ «Давайте пообсуждаем вместе» 3 этап ПОДВЕДЁМ ИТОГИ (на листочках письменно подводят итог урока) 1 этап ЗАПУСК Ведущий предлагает для участников любую цитату с пропуском слов. 2 этап РАЗВЁРТЫВАНИЕ (Объединение в группы Работа в группах Групповые доклады) 3 этап ПОДВЕДЁМ ИТОГИ (Обобщение мнения групп) РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ
ПИСЬМЕННАЯ ДИСКУССИЯ(внеурочная) ? Своё отношение к высказыванию («Аня, я с тобой не согласен, потому что…». Или «Аня, я с тобой согласен. Мне тоже кажется…») Высказанное мнение с указанием автора (Аня считает, что…) Все высказывания отдаются автору Готовит резюме (ответ) выбираетКлассифицирует ЧитаетИсключает В классе высказывается интересная точка зрения, учитель просит на отдельном листе записать:
Возможная форма ответа оппонентам: - Мы обсуждали...(формулировка вопроса). -Я предположила... (формулировка своего тезиса) -Со мной согласились... (имена, добавочная аргументация в пользу высказанного тезиса) -Со мной не согласились... ( имена, опровержения тезиса) -Я не согласна с... (спор с оппонентами) -Я по-прежнему считаю, что... (формулировка тезиса, желательно в новой редакции с учетов добавлений и возражений). Или: "Выслушав все мнения, я теперь считаю, что... (формулировка нового тезиса) Дополнение. К сожалению, мнения... (имена) я прочесть не смогла из-за неразборчивого почерка. Мнение.. (имя) я не поняла из-за нечеткой формулировки. Мне очень жаль.
Критерии к письменной дискуссии Личная точка зрения 1 четверть2 четверть 3 четверть 4 четверть Ф.И. Нет мнения Односло жное высказыв ание Выск азыв ание с обос нова нием Нет мне ния Одн осло жно е выск азыв ание Выс казы вани е с обо снов ание м Нет мнен ия Одн осло жно е выск азыв ание Выск азыв ание с обос нован ием Нет мнен ия Одно слож ное выск азыв ание Выск азыв ание с обос нован ием Форма работы: 1. индивидуальная 2. групповая важно отследить каждый ли участник высказал своё мнение (сколько участников, столько мнений)
Для организации коллективного учебного диалога в начальной школе необходимо: 1) снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком и использование приемов, "подогревающих" обучение; 2) владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога; 3) проведение наряду с уроками-заданиями уроков- наблюдений и уроков проблемных ситуаций; 5) смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию.
Коммуникативный бой Содержательно строить взаимодействие и коммуникацию Высказывать свое мнение на интересующие вопросы Выявить лидерские качества Аргументировано отстаивать свою точку зрения Развивать навыки самопрезентации Работать в команде Неформально развивать диалогическую и монологическую связную речь Соблюдать правила Делать выбор
Примерные темы: Записи в дневниках это - хорошо или плохо? "Школьная форма должна быть обязательной: "за" и "против", "Нужно ли удалять с урока учеников, которые нарушают дисциплину? ", "Должно ли быть в школе ученическое самоуправление? ", "Должны ли ученики школы принимать участие в общественно-полезном труде? (дежурство в классе, школе, субботники)"
Выбор темыВыбор ролей Выбор t проведения 1 этап 2 этап НачалоЖеребьевка Выступление. Диалог команд Оценивание жюри Пожелания рефери Фиксация результатов. Второй этап повторяется столько раз, сколько запланировано раундов. 3 этап Следующий раунд Результат игры. Определение победителя Выступление аналитиков Рефлексия Домашняя работа игроков
Первый раунд Записи в дневнике это…. позиция «Зеленых» хорошо плохо позиция «Оранжевых»
Счет зеленыеоранжевые1раунд 0:4 0: :0 4: раунд 2:1 2: :2 1:2 0 0 Итог боя - 1:1 2:5 в пользу «Оранжевых»
Что хорошего и что плохого в том, что не будут платить по листкам нетрудоспособности (бюллетеням), но будут платить хорошую премию за здоровье, за непрерывность работы.