«Организация работы педагога с целью профилактики суицидального поведения школьников" Подготовили педагоги-психологи Калмыкова О. А. Барташ Е. С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Advertisements

Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Подготовила педагог-психолог БОУСОШ 2 Пахомова Ольга Николаевна Профилактика суицидального поведения в условиях образовательного учреждения.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско- родительских отношений.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Учет возрастных психологических особенностей детей и подростков при проведении просветительской работы.
Факторы суицидального риска у подростков. Основные понятия Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций,
« Пойми, поддержи и помоги». Вопросы: 1. Статистика суицидов в подростковой среде. 2. Типы суицидального поведения. 3. Кто подвержен суициду чаще всего?
Транксрипт:

«Организация работы педагога с целью профилактики суицидального поведения школьников" Подготовили педагоги-психологи Калмыкова О. А. Барташ Е. С.

Каждую минуту в мире предпринимается суицидальная попытка. 60–70 раз в день она заканчивается смертельно. Каждую минуту в мире предпринимается суицидальная попытка. 60–70 раз в день она заканчивается смертельно. Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти населения во всех странах и трех ведущих причин смерти в возрастной группе от 15 до 35 лет. Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти населения во всех странах и трех ведущих причин смерти в возрастной группе от 15 до 35 лет. В РБ в 2006 году суицид занимал 4 место, как причина смерти, уступая только сердечно- сосудистым заболеваниям, опухолям и болезням органов дыхания. В РБ в 2006 году суицид занимал 4 место, как причина смерти, уступая только сердечно- сосудистым заболеваниям, опухолям и болезням органов дыхания.

Психологическое и социальное воздействие самоубийства на семью и общество огромно. Психологическое и социальное воздействие самоубийства на семью и общество огромно. Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей. Если самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей.

Виды суицидов в зависимости от особенностей социальных связей индивида (по Э. Дюркгейм) "Анамическое" самоубийство - результат тяжелых разногласий между личностью и окружающей её средой "Анамическое" самоубийство - результат тяжелых разногласий между личностью и окружающей её средой "Фаталистическое" самоубийство имеет место в случае личных трагедий (например: смерть близких, потеря работоспособности, несчастная любовь) "Фаталистическое" самоубийство имеет место в случае личных трагедий (например: смерть близких, потеря работоспособности, несчастная любовь) "Альтруистическое" самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели "Альтруистическое" самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели "Эгоистическое" самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, неприемлемых требований "Эгоистическое" самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, неприемлемых требований

Подростковые суициды Чаще имеют демонстративный характер, или совершаются с целью шантажа (лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% - это крик о помощи) Чаще имеют демонстративный характер, или совершаются с целью шантажа (лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% - это крик о помощи) В 49% случаев суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции В 49% случаев суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции Отягощающими факторами являются: скрытые и явные депрессии, прием психоактивных веществ Отягощающими факторами являются: скрытые и явные депрессии, прием психоактивных веществ

Концепции формирования суицидов Социологическая Социологическая Психопатологическая Психопатологическая Социально-психологическая Социально-психологическая

Социологическая концепция суицидов Нарушения в ценностно-нормативной системе общества: семейные ценности и общественные традиции семейные ценности и общественные традиции семейное влияние (воспитание, насилие, семейная история) семейное влияние (воспитание, насилие, семейная история) моральные нормы моральные нормы духовность духовность вероисповедание вероисповедание экономические и политические кризисы экономические и политические кризисы демонстрация суицида СМИ демонстрация суицида СМИ

Психопатологическая концепция суицидов суицид как проявление острых или хронических психических расстройств: аффективные расстройства (депрессии) аффективные расстройства (депрессии) расстройства личности, акцентуации характера, подростковые кризы расстройства личности, акцентуации характера, подростковые кризы психические расстройства, связанные с приемом психоактивных веществ психические расстройства, связанные с приемом психоактивных веществ острые психотические состояния (психозы) острые психотические состояния (психозы)

Социально-психологическая концепция суицидов социально-психологическая дезадаптация (несоответствие организма и среды): сочетание экстремальных нагрузок с индивидуальными проблемами сочетание экстремальных нагрузок с индивидуальными проблемами патологическое реагирование (не соответствие объективных причин субъективным переживаниям) патологическое реагирование (не соответствие объективных причин субъективным переживаниям) конфликт межличностного или внутриличностного характера (кризис) конфликт межличностного или внутриличностного характера (кризис) связь личностных особенности и суицидального поведения связь личностных особенности и суицидального поведения

Психологический портрет ребенка- суицидента Ему характерны: заниженная самооценка при высокой потребности в самореализации заниженная самооценка при высокой потребности в самореализации сенситивность и снижение способности переносить боль сенситивность и снижение способности переносить боль высокая тревожность и пессимизм высокая тревожность и пессимизм тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению гипертрофированное чувство вины гипертрофированное чувство вины низкий уровень коммуникативных навыков низкий уровень коммуникативных навыков трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем

Психологический портрет ребенка- суицидента Ему характерны: отсутствие стойких привязанностей и эмоционально-значимых связей отсутствие стойких привязанностей и эмоционально-значимых связей слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте жизнь по принципу «все или ничего» жизнь по принципу «все или ничего» отсутствие жизненных планов и целей отсутствие жизненных планов и целей высокий уровень агрессии (аутоагрессии) высокий уровень агрессии (аутоагрессии) безвольность и безответственность безвольность и безответственность демонстративность в поведении демонстративность в поведении подверженность частой и резкой смене настроения подверженность частой и резкой смене настроения

Психологический портрет подростка- суицидента Ему характерны: завышенный уровень требований к себе и окружающим завышенный уровень требований к себе и окружающим желание быть совершенным во всем желание быть совершенным во всем стремление получать подтверждение своей ценности извне стремление получать подтверждение своей ценности извне поиск смысла жизни, периодическое ощущение пустоты и бесцельности существования поиск смысла жизни, периодическое ощущение пустоты и бесцельности существования обидчивость и злопамятность обидчивость и злопамятность интеллектуальность интеллектуальность сверхориентированность на успех сверхориентированность на успех самонаказание при неудаче самонаказание при неудаче

Суицидальная мотивация протест протест месть месть призыв внимания, крик о помощи призыв внимания, крик о помощи избежание (наказания, страдания) избежание (наказания, страдания) самонаказание самонаказание стремление наказать других (родителей, учителей, сверстников) стремление наказать других (родителей, учителей, сверстников) чувство сверхсильного стыда или вины чувство сверхсильного стыда или вины отказ (от существования) отказ (от существования)

Ситуации риска провоцирующие подростков на совершение суицида ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, ситуации угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства; ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, ситуации угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоинства; неприятности в семье; неприятности в семье; смерть любимого или другого значимого человека; смерть любимого или другого значимого человека; разрыв отношений с любимым человеком; разрыв отношений с любимым человеком; межличностные конфликты или потери; межличностные конфликты или потери;

Семейные факторы, влияющие на суицидальность детей и подростков психические отклонения у родителей; психические отклонения у родителей; антисоциальное поведения у членов семьи; антисоциальное поведения у членов семьи; история самоубийства и суицидальные попытки в семье; история самоубийства и суицидальные попытки в семье; насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком); насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком); недостаток внимания и заботы; недостаток внимания и заботы; конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем; конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем; развод родителей; развод родителей;

Семейные факторы, влияющие на суицидальность детей и подростков частые переезды со сменой места жительства; частые переезды со сменой места жительства; чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей; чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей; излишняя родительская авторитарность и/или отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания; излишняя родительская авторитарность и/или отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания; воспитание приемными родителями или опекунами. воспитание приемными родителями или опекунами.

Формы психопрофилактической работы Формирование позитивных потребностей Задачи семейного воспитания: - - развитие способности любить и быть любимыми; - - формирование умения себя занять и трудиться; - - раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание) Школа Организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: - - кружки по интересам и спортивные секции, - - экскурсии и турпоходы, - - благотворительные акции и т.п.

Стратегия и тактика воспитания «стрессоустойчивости» (работа с родителями) Ограничение просмотра телепередач детям младшего школьного возраста Ограничение просмотра телепередач детям младшего школьного возраста Не стоит детям слушать рок-музыку, т.к. она нарушает пропорцию внутреннего ритма ребенка Не стоит детям слушать рок-музыку, т.к. она нарушает пропорцию внутреннего ритма ребенка Не стоит позволять ребенку смотреть и слушать то, что не является образцом для подражания Не стоит позволять ребенку смотреть и слушать то, что не является образцом для подражания Ежедневно уделяйте внимание вашему ребенку. До 7 лет ребенок не может полноценно развиваться без родителей Ежедневно уделяйте внимание вашему ребенку. До 7 лет ребенок не может полноценно развиваться без родителей Ежедневно разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику Ежедневно разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику Соблюдайте принцип ТАБУ-РЕТКИ. Переключение внимания в большинстве случаев действует безотказно. Не закрепляйте в сознании ребенка эпизоды плохого поведения: не поощряйте топанье ногами и истерику угощением Соблюдайте принцип ТАБУ-РЕТКИ. Переключение внимания в большинстве случаев действует безотказно. Не закрепляйте в сознании ребенка эпизоды плохого поведения: не поощряйте топанье ногами и истерику угощением

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !