Проект ФЦПРО Аналитический обзор результатов фронтального мониторинга в учреждениях НПО и СПО 2011 – 2012 учебный год Мониторинг эффективности внедрения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МГУ имени М.В.Ломоносова Институт комплексных исследований образования ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Advertisements

МГУ имени М.В.Ломоносова Институт комплексных исследований образования ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Роль областных учебно- методических комиссий в формировании основных профессиональных образовательных программ Сибирский форум образования Круглый стол.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
LOGO Основные направления деятельности ОУ в условиях перехода на ФГОС Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
О конкурсном отборе и требованиях к программам повышения квалификации инженерных кадров.
Основные направления деятельности методической службы колледжа при переходе на профильные программы Карелина Ирина Григорьевна, методист ГБОУ СПО СК 26.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
Транксрипт:

Проект ФЦПРО Аналитический обзор результатов фронтального мониторинга в учреждениях НПО и СПО 2011 – 2012 учебный год Мониторинг эффективности внедрения ФГОС НПО и СПО

Приняли участие ОУ всех субъектов федерации Приняли участие ОУ всех субъектов федерации Приняли участие ОУ всех форм организационно- правовой собственности и подчиненности Приняли участие ОУ всех форм организационно- правовой собственности и подчиненности Обоснованность данных и выводов Участвовало респондента Участвовало 1740 ОУ НПО и СПО

Очные интервью Заочное анкетирование Руководители ОУ Представители методических служб Преподаватели, мастера Формат и охват мониторинга

Группы критериев Организационно-правовые (нормативное регулирование перехода на новые стандарты) Методические (разработка ОПОП и методической документации) Ресурсные (подготовка человеческих ресурсов/сотрудников и преподавателей и материальное обеспечение реализации ОПОП) Этапы: Пилотный этап – 2011 год (проверка плана опроса, уточнение вопросов, их формулировки и расположения) Второй этап – 2012

2. Анализ фактической информации 1.Анализ соответствия полученной информации заданным вопросам 3.Обобщенный анализ полученных данных Этапы анализа анкет/интервью

Участники пилотного опроса Пилотный этап: наибольш ая групп а - представители руководства образовательных учреждений (директора и заместители директоров – 15% и 29%, соответственно); -- мастера производственного обучения - 3% Участники второго этапа: -- м астера производственного обучения - 23%, что свидетельствует как о росте их вовлеченности в процессы перехода на новые стандарты, так и о росте их подготовленности к реализации ФГОС. Количество ответивших из одного ОУ

Переход на ФГОС – общие данные - Переход на ФГОС 3-го поколения осуществлен - более 90% опрошенных. - Разработаны программы перехода ОУ на реализацию ФГОС третьего поколения – около 60% опрошенных

Мероприятия по переходу - О сновной акцент - организационно-методическое сопровождение перехода; - А даптационная работа по реализации ФГОС; - НО - вопросы повышения уровня практикоориентированности образовательного процесса пока не находятся в числе приоритетных; - проблемы вызывает финансовое обеспечение перехода на новые ФГОС в части обновления материально-технической базы.

Технологии подготовки к переходу в учебных заведениях в 2011/12гг. Тенденция - совершенствова ние организационно го и кадрово го обеспечени я перехода на ФГОС нового поколения. Формы: - конференции, форумы, круглые столы; педагогические чтения; творческие лаборатории по разработке ОПОП; формирование инициативных групп по разработке ОПОП; школы педагогического мастерства, наставничества и пр.; - тренинги, в т.ч. с участием работодателей, стажировки, мастер- классы; - взаимодействие с работодателями в процессе формирования требований к профессиональным компетенциям выпускников; - мониторинг готовности педагогов к переходу на новые ФГОС; - организация работы ресурсных центров по направлениям подготовки.

Нормативно-правовое и организационно- методическое сопровождение введения ФГОС - Ин вентаризация и обновлен ие нормативно-правово го и организационно-методическо го обеспечения : п илотный опрос - 49% положительный ответ ов, в торой этап - более 85% положительный ответ ов. - Потребность в дополнительном или новом НП обеспечении:

Потребность в нормативно-правовом регулировании - Первоочер е дные вопросы : взаимодействие с работодателями (67%) вопросы организации практического обучения (64 – 65%); формирование требований и организация итоговой аттестации (66%); нормирование труда преподавателей, учет нагрузки и оплата труда преподавателей при усилении роли самостоятельной работы студентов (68%)

Дополнительные вопросы: - вопросы оформления документации: зачетные книжки, журналы, документы об образования государственного образца; - организация обучения по очно-заочной и заочной форме; - возможность оценки освоенных компетенций и выдачи документов (сертификатов) по окончании отдельных профессиональных модулей; - внесение дополнений в должностные инструкции руководителей и педагогических работников в соответствии с расширением функционала; - положени е о стажировке преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях / в организациях; - положени е об учебной и производственной практике с учетом внедрения ФГОС 3 поколения; - положение и программ ах развития ОУ; - подтверждение квалификации обучающимся по завершении производственной практики непосредственно на предприятии (законодательно эта процедура не закреплена); - процедура согласования ПМ.

О бщее снижение потребности в нормативном регулировании по всем направлениям по сравнению с пилотным опросом на 12%, т.е. работают механизмы саморегулирования и самоорганизации Тенденция: Конкретно, с низилась потребность в : - регулировани и процедур текущей оценки студентов при усилении роли самостоятельной работы в образовательном процессе (на 11%); - более четко м нормативно-правово м регулировани и модульной системы организации учебного процесса (на 12%)

Первоочередные вопросы : - организация итоговой аттестации студентов; - реализация модульно-компетентностной технологии Методическое обеспечение Дополнительные вопросы : - требования к написанию письменных экзаменационных работ; - формы реализации аттестации по завершению профессионального модуля; - организация промежуточной аттестации, реализация ОПОП по очно-заочной, заочной форме, организация учебного процесса на экстернате; - организаци я стажировок; - методика мониторинга развития карьеры выпускников; - методические основы нормирования труда педагогических работников.

Обеспечение качества и взаимодействие с работодателями Нормативное и организационно-правовое сопровождение введения ФГОС Участие работодателей в проектировании ОПОП в части формирования требований к профессиональным компетенциям Вопрос участия работодателей в проектировании ОПОП формировании вариативной части цикла ПМ в части требований к ПК - од ин из определяющих для обеспечения качества образования и его соответствия требованиям работодателей/экономики. Большинство ОУ имеют заключенные договора о сотрудничестве с организациями и предприятиями в сфере подготовки кадров – около 80% ОУ принявших участие в опросе.

Обеспечение качества и взаимодействие с работодателями Тенденция: Р оль взаимодействия между ОУ и работодателями возрастает. 30% участников опроса отметили все предложенные формы участия работодателей в формировании требований к профкомпетенциям, из них треть показали дополнительные варианты: разработка совместно с работодателями базисны х учебны х план ов, основных профессиональных образовательных программ по специальностям и профессиям; программ профессиональных модулей

Общественно-профессиональная аккредитация

Ресурсное обеспечение Пилотный опрос: 70% респондентов удовлетворен ы существующим материально-техническим обеспечением Второй этап: обеспеченность процесса освоения компетенций показали две третьих респондентов (66,1%). Недостаточный уровень обеспеченности отметили 26,6% участников опроса. А нализ ответов по ОУ показал, что мнение анкетируемых может расходиться в рамках одного учебного заведения – респонденты из четверти участвовавших вопросе ОУ дали разные ответы на поставленный вопрос. Анализ обеспеченности МТБ (в долях от количества ОУ, принявших участие в опросе)

Ресурсное обеспечение Укрепление материально-технической базы, поставка современного оборудования, учебных тренажеров, вычислительной техники, осуществлялись преимущественно за счет собственных средств учебных заведений, либо в рамках целевых программ и на грантовой основе. В структуре опрошенных, 30% ОУ планируют выделение собственных средств на обновление МТБ и лишь 13% ОУ - привлечение работодателей к обновлению МТБ и приобретению средств технического оснащения образовательного процесса.

Повышение квалификации Пилотный опрос: 88% респондентов отметили, что ПК прошли прежде всего, руководители образовательных учреждений Второй этап: обучение в рамках ПК прошли 72% преподавателей и 51% мастеров производственного обучения при высоком уровне задействованных руководителей ОУ (73%) и методистов (59%) Провайдеры образовательных программ ПК

Повышение квалификации Тенденции: И зменение приоритетов : На пилотном этапе опроса программы, ориентированные на освоение активных методов обучения, были в большей степени востребованы в рамках внутренней системы обучения. В опросы изучения нормативно-правового обеспечения перехода на ФГОС перешли со второго на третье место по востребованности Тематика обучения

Сложности при внедрении ФГОС 3-го поколения Н едостаточность необходимой методической литературы и методической поддержки, а также отсутствие четких и понятных разъяснений по разработке ОПОП на основе ФГОС - 36% :

Предложения по совершенствованию ресурсного и методического обеспечения: Нужны: - М етодически е рекомендаци и по организационным вопросам; - К орректировка структуры и состава часов по ряду профессий и специальностей; - М етодически е рекомендаци и по оценке компетенций; - Е дин ая систем а разработки учебно-методических материалов в соответствии с требованиями новых ФГОС; - С тратегии обеспечени я ОУ специальной учебной литературой, - М етодическ ие рекомендации по подготовке к занятиям в соответствии с требованиями компетентностного подхода; - Четкие требовани я к качеству и результативности деятельности педагогических работников; - Укрепление материально-технической базы, - Организация обучения на предприятиях по профессиональным компетенциям; - Рекомендации для работодателей по их участию в разработке ОПОП.

Технологии внутреннего мониторинга Тенденции: Для анализа и отслеживания текущего состояния работы по реализации новых ФГОС в ОУ формируется система внутреннего мониторинга. Возросла значимость обратной связи от преподавателей/мастеров производственного обучения и студентов с целью оценки эффективности введения новых ОПОП (на 24% по сравнению с пилотным обследованием)

Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО + контроль реализации ФГОС СПО/НПО со стороны методических служб и администрации образовательных учреждений ведется программы/планы мероприятий по переходу на новые ФГОС в большинстве ОУ разработаны - большинство выявленных проблем касается институциональных и нормативных механизмов и процедур, обеспечивающих эффективное функционировани е и реализации ФГОС 3-го поколения. Общие выводы по первой группе критериев

Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Результаты по второй группе критериев (методическое обеспечение) + Высокий уровень активности и обратной связи от респондентов. Проведена большая работа по формированию учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями новых стандартов. - Недостаточность методической базы федерального уровня, что создает дополнительный риск разрушения единого образовательного пространства в стране..

Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Результаты по т рет ьей групп е критериев (ресурсное обеспечение) + Педагогические работники в целом информированы о ходе и результатах внедрения ФГОС, активно идет процесс разработки методических материалов по вопросам внедрения ОПОП, проводится обучение. - Несмотря на общий рост доли прошедших обучение мастеров производственного обучения в ОУ, они составляют значительно меньшую долю в общем числе повысивших свою квалификацию (51%) по сравнению с преподавателями и методистами (72% и 59% соответственно). Недостаточный уровень ресурсной обеспеченности (27% учебных заведений ответили положительно)

Общие итоги Инновации, сформировавшиеся в ходе внедрения ФГОС : - развитие института тьюторства; - развитие центров оценки квалификации и сертификации; экспертно-методических советов Сложности при внедрении ФГОС - 64% опрошенных ставят на первое место проблему отсутствия необходимой методической литературы; - отсутствие комплексного подхода при внедрении, как на уровне ОУ, так и на уровне органов управлени я образованием, региональных методических служб, методических объединений и пр. – около 40% опрошенных;

Выводы Отсутствие или недостаточность учебников, методических рекомендаций, современного технического оснащения учебного процесса не способствуют активизации профессиональной деятельности педагогического сообщества Это может привести к риску информационно-технологического срыва процесса обучения и подготовки выпускников в соответствии с требованиями рынка труда и работодателей Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

Выводы Низкий уровень методической обеспеченности реализации ФГОС на федеральном уровне и системно не регламентированная разработка учебных программ, методического и дидактического обеспечения каждым ОУ Риск разрушения единого образовательного пространства в стране и ограничения профессиональной мобильности выпускников Р иску «обвала» всего процесса профессионального обучения Риск разрушения единого образовательного пространства в стране и ограничения профессиональной мобильности выпускников Р иску «обвала» всего процесса профессионального обучения Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

Выводы Инерционность системы образования Сохраняется общесистемный риск несоответствия подготовки кадров требованиям рынка труда Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

Выводы Профессиональн ые компетенци и работников ОУ, которые реализуют ПК, часто не адекватна для выполнения возложенной на них миссии. В ситуации отсутстви я единой информационной базы учебных программ наблюдается «оттягивание» работы педагогов на разработку самих программ в ущерб разработк и ими методического сопровождения учебной программы. Наблюдается низкая мотивация преподавателя. Это может вызвать риск «необязательности» исполнения требований ФГОС и получения достоверной информации о результатах их реализации. Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

Выводы Проблема с экспертизой результативности и качества образовательного процесса – кто эксперты, как их отбирают, каковы критерии отбора, идет ли выборка профилю специальности или профессии? Отсутствие системного многоступенчатого мониторинга и обратной связи с работодателями приводит к риску возникновения недостоверности полученной информации о потребностях в компетенциях и квалификациях. Это прямой вызов рынку труда: риск выпуска обучающихся, не отвечающих требованиям работодателей возрастает. Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

Выводы Не решенные вопросы о рганизаци и стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения – что будет являться предметом стажировки: повышение квалификации педагога, овладение содержанием конкретного профессионального модуля, у кого конкретно педагог или мастер производственного обучения будет проходить стажировку? Какова легитимность данной формы с точки зрения ее признания для последующей аттестации педсостава - какой документ получит работник по завершении стажировки? Риски низкой эффективности стажировок Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

Выводы Отсутствие разработанной системы целевых приоритетов в подготовке кадров Р иск снижения качества образования Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема

ФГОС требуют коренного изменения подходов к обеспечению образовательного процесса: внедрения новых педагогических технологий, создания в ОУ обучающей среды с соответствующей материально-технической и дидактической базой, которые позволили бы формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности, создания для каждого студента индивидуальной образовательной траектории, введения должностей педагогов-консультантов (тьюторов) и пр. Заключение

Спасибо за внимание!