1 Опыт оценки административной реформы в Краснодарском крае на основе разработки административных регламентов Мигин С.В. Национальный институт системных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Функциональный анализ деятельности исполнительных органов государственной власти Консалтинговая компания Медведев А.М. ООО «Про-Грамма» Методика проведения.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
О федеральной целевой программе «Административная реформа» Москва, Октябрь 2004.
CEFC Разработка проекта по реализации административной реформы Опыт Ставропольского края О.А. Пигунова Центр экономического и финансового консалтинга.
Функциональный анализ деятельности исполнительных органов государственной власти Консалтинговая компания Медведев А.М. ООО «Про-Грамма» Методика проведения.
Регламентация предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в Томской области в 2007 году Р.С. Радзивил председатель комитета.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Оптимизация функций органов исполнительной власти Консалтбюро СТАВКА Томск, август 2006.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Цель проекта – совершенствование моделей проведения ЕГЭ на базе независимых организаций, повышение качества оценки образования. Задачи проекта: Определение.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
CEFC Внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Кемеровской области Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
1 Система регламентации органов публичной власти.
Транксрипт:

1 Опыт оценки административной реформы в Краснодарском крае на основе разработки административных регламентов Мигин С.В. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Семинар Перспективы внедрения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на региональном уровне Семинар Перспективы внедрения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на региональном уровне

2 План доклада Оценочный и прогнозный анализ влияния мер государственного регулирования на примере мероприятий административной реформы Оценочный и прогнозный анализ влияния мер государственного регулирования на примере мероприятий административной реформы Опыт оценки административной реформы в Краснодарском крае на основе разработки административных регламентов Опыт оценки административной реформы в Краснодарском крае на основе разработки административных регламентов

3 Направления административной реформы, в рамках которых внедряются элементы оценки регулирующего воздействия Управление по результатам Управление по результатам Стандартизация и регламентация Стандартизация и регламентация Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Связь административной реформы и внедрения ОРВ

4 Уровни внедрения элементов оценки регулирующего воздействия 1. Внедрение отдельных элементов ОРВ как имплицитная задача и эксплицитное следствие реализации мероприятий административной реформы «встраивание» механизмов оценки регулирующего воздействия при формировании обновленной функциональной структуры системы органов исполнительной власти и процедурной оптимизации государственного регулирования 2. Оценка результативности и эффективности ключевых направлений административной реформы эффективность проведения мероприятий административной реформы, а также устойчивость достигаемых результатов, подлежат оцениванию в терминах непосредственного и конечного результата Связь административной реформы и внедрения ОРВ

5 1 Уровень. Как ОРВ может внедряться в рамках ключевых направлений АР Связь административной реформы и внедрения ОРВ комплексная система планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, внедрение ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности ОИВ, внедрение системы регулярной оценки рисков; комплексная система планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, внедрение ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности ОИВ, внедрение системы регулярной оценки рисков; независимая экспертиза проектов административных регламентов, предполагающая среди прочего определение оптимальности предлагаемого порядка исполнения государственной функции, оценку устранения недостатков сложившейся практики и прогнозирование степени ее улучшения после принятия регламента; независимая экспертиза проектов административных регламентов, предполагающая среди прочего определение оптимальности предлагаемого порядка исполнения государственной функции, оценку устранения недостатков сложившейся практики и прогнозирование степени ее улучшения после принятия регламента; программа повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг, мониторинг качества и доступности государственных услуг; программа повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг, мониторинг качества и доступности государственных услуг;

6 1 Уровень. Как ОРВ может внедряться в рамках ключевых направлений АР (продолжение) Связь административной реформы и внедрения ОРВ проведение функционального анализа (экспертизы функций ОИВ) с использованием инструментов и процедур ОРВ; текущий контроль оптимального состава функций ОИВ; разработка и закрепление процедуры публичного доказательства ОИВ необходимости введения дополнительных функций; передача на аутсорсинг проведение функционального анализа (экспертизы функций ОИВ) с использованием инструментов и процедур ОРВ; текущий контроль оптимального состава функций ОИВ; разработка и закрепление процедуры публичного доказательства ОИВ необходимости введения дополнительных функций; передача на аутсорсинг (предполагающая полный учет всех расходов ОИВ на выполнение ряда функций, их сравнение с затратами в случае аутсорсинга этих функций и определение целесообразность продолжения их выполнения); экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений (раскрытие информации, общественная экспертиза, создание общественных советов и т.п.); развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений (раскрытие информации, общественная экспертиза, создание общественных советов и т.п.); создание систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы создание систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы

7 2 Уровень. Как оценивать результативность и эффективность мероприятий АР Связь административной реформы и внедрения ОРВ В рамках единого методического поля, затрагивающего вопросы оценки регулирующего воздействия для получения качественных и количественных оценок последствий принятия конкретных регулирующих решений, мер и мероприятий. Это в равной мере касается процедурных и содержательных аспектов оценки мероприятий реформы по всем направлениям. Получение необходимых оценок и проведение анализа основывается на системе показателей непосредственного и конечного результата, задании целевых значений таких показателей и мониторинге их достижения

8 Связь административной реформы и внедрения ОРВ Таким образом, административная реформа может рассматриваться как институциональное преобразование, в рамках которого внедряются элементы ОРВ, и, в то же время, оценка политики осуществляется в отношении самой реформы.

9 Связь административной реформы и внедрения ОРВ На настоящем этапе развития российской государственности в программном режиме реализуется проект по модернизации государственного аппарата. Проект имеет четко сформулированные цели и задачи, а его результативность и эффективность подлежит измерению в системе соответствующих показателей. Ключевым результатом административной реформы, на наш взгляд, должно стать внедрение инструментов, которые в дальнейшем будут содействовать автоматической корректировке траектории развития системы государственного управления и ее приведению в максимально возможное (в терминах доступных структурных альтернатив) соответствие общественным потребностям с минимальными трансакционными издержками. Оценка административной реформы

10 Связь административной реформы и внедрения ОРВ Оценка регулирующего воздействия мероприятий административной реформы в Краснодарском крае как таковая не проводилась. Вместе с тем, на настоящий момент сложились определенные правовые, организационные, методические и иные предпосылки для проведения оценки: стимулирование мероприятий административной реформы в Краснодарском крае по результатам конкурсного отбора программ, планов мероприятий и проектов реализации административной реформы, осуществляемого Минэкономразвития России; стимулирование мероприятий административной реформы в Краснодарском крае по результатам конкурсного отбора программ, планов мероприятий и проектов реализации административной реформы, осуществляемого Минэкономразвития России; принятие Закона Краснодарского края «О стратегическом планировании в Краснодарском крае»; принятие Закона Краснодарского края «О стратегическом планировании в Краснодарском крае»; проведение экспертизы функций ОИВ Краснодарского края; проведение экспертизы функций ОИВ Краснодарского края; разработка административных регламентов (на настоящий момент утверждено более 100 регламентов); разработка административных регламентов (на настоящий момент утверждено более 100 регламентов); разработка программы повышения качества государственных услуг разработка программы повышения качества государственных услуг Опыт оценки административной реформы в Краснодарском крае

11 Оценка административной реформы в Краснодарском крае на основе разработки административных регламентов К настоящему моменту в Краснодарском крае утвержден значительный массив административных регламентов, позволяющих не только проводить оценку (экспертизу) отдельных документов, но и анализировать обобщенные данные Была проведена предварительная оценка разработанных и утвержденных административных регламентов исполнения государственных функций ОИВ Краснодарского края Была проведена предварительная оценка разработанных и утвержденных административных регламентов исполнения государственных функций ОИВ Краснодарского края

12 Оценка разработки административных регламентов 1. Проведение оценки осуществляется с использованием инструментов и методов оценки регулирующего воздействия 2. Необходимо соотнесение затрат на проведение оценки со степенью значимости экспертируемого документа 3. В большинстве случаев для сравнения альтернатив допустимо использование относительно «примитивных» методов – «такие исследования зачастую могут проводиться без применения сложного математического аппарата или исчисления предельных величин» (О. Уильямсон) 4. Анализ эффективности административных регламентов по принципу «затраты-результат» на практике бывает затруднен как из-за возможной нехватки данных, так и из-за того, что регламентация является лишь одним из многих факторов, влияющих на конечные показатели результативности государственного регулирования, и вычленить его непосредственное влияние бывает достаточно сложно 5. На начальном этапе для оценки разработанных административных регламентов может быть применим анализ соответствия основных элементов системы набору базовых принципов, в общем случае обеспечивающих сравнительную эффективность административных процедур Методологические основания предварительной оценки административных регламентов

13 Оценка разработки административных регламентов ОИВ Краснодарского края, разработавшие и утвердившие административные регламенты департамент социальной защиты населения департамент социальной защиты населения департамент имущественных отношений департамент имущественных отношений департамент лесного хозяйства департамент лесного хозяйства департамент жилищно-коммунального хозяйства департамент жилищно-коммунального хозяйства управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) департамент строительства департамент строительства департамент по архитектуре и градостроительству департамент по архитектуре и градостроительству департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя департамент биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности департамент биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса департамент по вопросам топливно-энергетического комплекса

14 Оценка разработки административных регламентов Недостатки административных регламентов, выявленные по результатам предварительного анализа Недостаточный уровень подготовки отдельных регламентов с точки зрения юридической техники и на текстуальном уровне Недостаточный уровень подготовки отдельных регламентов с точки зрения юридической техники и на текстуальном уровне Отсутствие в ряде случаев выделения и раскрытия административных процедур, описания и регламентации административных действий Отсутствие в ряде случаев выделения и раскрытия административных процедур, описания и регламентации административных действий Отсутствие блок-схем административных процедур Отсутствие блок-схем административных процедур Отсутствие в ряде регламентов четких оснований и критериев отказа заявителю Отсутствие в ряде регламентов четких оснований и критериев отказа заявителю В ряде регламентов не предусмотрено досудебное обжалование В ряде регламентов не предусмотрено досудебное обжалование В ряде регламентов не предусмотрен контроль за исполнением административного регламента В ряде регламентов не предусмотрен контроль за исполнением административного регламента В отдельных регламентах отсутствуют сроки реализации регламентируемых функций, исполнения административных процедур В отдельных регламентах отсутствуют сроки реализации регламентируемых функций, исполнения административных процедур Наличие в отдельных регламентах избыточных перечней документов и согласований Наличие в отдельных регламентах избыточных перечней документов и согласований

15 Оценка разработки административных регламентов Выводы по результатам оценки Административные регламенты в целом ряде случаев не обеспечивают упрощения административных процедур, сокращения временных и материальных издержек заявителей, не устраняют административные барьеры В связи с этим необходимо: На стадии разработки административных регламентов – утвердить единый порядок разработки и подготовки к принятию административных регламентов На стадии внедрения – обеспечить мониторинг внедрения административных регламентов, их оценку на регулярной основе и внесение при необходимости корректив, повышающих эффективность применения регламентов

16 формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения внедрения элементов оценки регулирующего воздействия в Краснодарском крае, совершенствование механизмов распространения успешного опыта регионального оценивания программ и политик Приоритеты развития оценки регулирующего воздействия в Краснодарском крае

17 Оценка регулирующего воздействия в общем контексте реформ системы государственного регулирования в России Дерегулирование экономики, устранение избыточных административных, экономических и организационных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности Дерегулирование экономики, устранение избыточных административных, экономических и организационных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности Административная реформа Административная реформа Реформа технического регулирования Реформа технического регулирования Развитие саморегулирования хозяйственной и профессиональной деятельности Развитие саморегулирования хозяйственной и профессиональной деятельности

18 Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения ее последствий для жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества. Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу. Из выступления Президента РФ на V Красноярском экономическом форуме

19 Спасибо за внимание Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства